УДК 39.392.392.71

История и культура народов Южного Урала

Просяник Любовь Александровна – магистрант Челябинского государственного института культуры.

Аннотация: Данная статья содержит краткий анализ этнографического состава населения Южного Урала: рассказывается о происхождении, жилище, костюмах, кухне и обычаях людей того времени. Современный человек стремится к тому, чтобы быть индивидом, сопоставляет себя со своими дальними предшественниками, ведь их жизненный уклад и нравственные ценности отличаются от нынешнего жизненного ритма. Территория Южного Урала с древности служила неким «коридором», по которому проходило «великое переселение народов», после которого началась волновая миграция – именно это стало одним из ключевых событий, повлиявших на сложность состава населения. В сегодняшних реалиях человек должен чтить и знать историческое наследие своих предков.

Ключевые слова: Южный Урал, национальные традиции и обычаи, костюм, жилище, быт.

В последнее время людей стала интересовать их собственная история происхождения – формирование национальностей, отстаивание предками своей независимости, свободы, земли и воли. Человек пытается во всем сам разобраться и хочет видеть себя личностью, сравнивая со своими предшественниками, которые имели иное мировоззрение и решали ряд других проблем.

Великий русский ученый М.В. Ломоносов говорил: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Разобраться в истории происхождения народов, найти их недостающие звенья и склеить этот разбитый сосуд – веление нашего времени.

С древности Южный Урал был неким коридором, по которому осуществлялось «великое переселение народов», создавшее волновую миграцию. Именно это и сформировало сложность этнического состава Южноуральского населения. Так же большое значение в изучении и заселении Южного Урала положила Оренбургская экспедиция (1734-1744гг.). Усилиями ее руководителей И.К. Кириллова, В.А. Урусова и И.И. Неплюева была заложена целая цепь (86 крепостей) укрепленных пограничных линий.

Поговорим о культурном достоянии этносов, стоявших у истоков формирования многонациональной самобытности данного края.

Начнем с исторического анализа башкирского этноса, так как представители этой народности были первыми жителями Южного Урала. Имеются три теории происхождения башкир: тюркская, финно-угорская и иранская. В соответствии с тюркской теорией, башкиры произошли от тюркских племён, мигрировавших из Центральной Азии в 1-ом тыс. н.э. Финно-угорская теория предусматривает, что ядро башкир было сформировано мадьярами (венграми). Иранская теория полагает, что башкиры являются потомками сарматов из Южного Урала.

Традиционным башкирским жилищем является переносная юрта тюркского типа (с покатым куполом), реже монгольского типа (с коническим верхом). Основа юрты выполнялся из деревянных решеток, стены покрывались прямоугольными кошмами.

Башкиры обычно занимались земледелием, скотоводством, пчеловодством и охотой. Из ремесел было распространено ткачество, выделка войлока, производство ковров, вышивка, обработка кожи. Башкиры знали кузнечное ремесло, выплавляли чугун и железо, местами вели разработки серебряной руды, выделывая украшения.

Традиционной верхней одеждой башкир был елян – костюм с рукавами на подкладке. Женщины носили платья, широкие штаны, халаты, камзолы, обувь – сарык и украшения, а зимой – шубы. Мужчины отдавали предпочтения штанам, рубахам, кафтану и меховым шапкам – бурек.

Традиционными башкирскими блюдами являются казы (конская колбаса), пастила и курт. Немаловажной особенностью башкирских блюд является обилие мяса, в которое они добавляют малое количество приправ и большое количество зелени: лука, укропа и петрушки.

Характерными чертами башкирского менталитета являются: свободолюбие, духовный коллективизм, культ уважения предков и любовь к природе. Башкиры проводят и отмечают Сабантуй – праздник плуга, Йыйын – народное собрание, Рамадан – пост, Каргатуй – первый день весны.

Первые упоминания о существовании татарских племен нашли в тюркских летописях VIII-Х в. В ХIII веке была создана Золотая Орда – могущественное государство, имевшее разделение на сословия, аристократию, духовенство. К ХV веку оно распалось на отдельные ханства, которые дали начало формированию субэтнических групп. После началась массовая миграция татар по территории Русского государства.

Традиционным башкирским жилищем является татарская ызба. Ее планировка делится на две части. Женская (почмак як) – отгораживалась занавеской (чаршау), где был проход (мич) и печь. В мужской (тγр як) –стоял деревянный помост (сяке). Так же были кладовая и сени.

На протяжении многих веков традиционными промыслами и занятиями татар являются скотоводство, земледелие, рыболовство, ювелирное искусство, золотое шитьё, кожаная мозаика, тамбурная вышивка, закладное ткачество, деревообработка и валяльно-войлочный промысел. Особенностью татарского костюма является обилие ярких контрастных тканей с богатым рисунком. Женский костюм состоит из головного убора–калфака, украшений, широкой рубахи–кульмек, приталенного камзола, многослойной юбки и кожаных сапог. Основу мужского костюма составляют головной убор–тюбетейка, широкая рубаха–кульмек, свободный кафтан–чикмəнь, шаровары–ыштан и кожаные сапог – ичиги.

Традиционная татарская кухня очень разнообразна. Особое влияние на ее формирование оказали кухни соседствующих народов. Булгарская кухня подарила катык, бал-май, кабартма, впоследствии добавились татарский чак-чак, эчпочмак, русская кухня – пельмени, узбекская – плов.

Самым значимым татарским праздником является Сабантуй. Во время его проведения устраивают всевозможные народные забавы и концерты. Например, бегают с коромыслом, перетягивают канат, устраивают бой с подушками на бревне или мешками, играют в жмурки. Одним из самых распространенных видов соревнований на Сабантуе является корэш (борьба).

Казахский народ полон удивительных особенностей. Сформировав уникальную культуру, казахи стали одними из самых интересных потомков тюркоязычного населения. Современные казахи несут в себе гены скифо-сарматского населения Сибири бронзового века, тюркские и монгольские от завоевателей времен Аттилы и Чингисхана, являясь миксом между европеоидами и монголоидами.

Традиционным казахским жилищем является юрта (киіз γй), которая состоит из следующих частей: каната (кереге) – решетчатых складных стенок, уыка (уука) – жердей купола, шанырака (тундюка) – круга для их скрепления на высоте, ергенека – входных дверей, кошмы – покрытия всего сооружения.

В казахском обществе отмечалось четкое распределение ремесленного производства на мужское и женское. Мужское включало в себя такие виды промыслов, как кузнечное, ювелирное, столярное, кожевенное, косторезное, камнерезное дело, в то время как прерогативой женщин была обработка шерсти, ткацкое дело, вышивка, плетение и т. п.

Национальные костюмы казахов шьют по древним традициям из сукна, шерсти, войлока и меха. Женский костюм состоит из шапочки – такия, украшений, камзола, не распашной рубахи – койлек и обуви из кожи –кeбic. Мужской костюм состоит из головного убора–қалпақ, рубахи–кθйлек, халата–чапан, штанов–дамбал и обуви–махси. 

В казахской кухне главными продуктами являются – мясо, молоко и тесто. Мясные блюда – это основа национальной кухни казахов, наиболее распространенные из них – бешбармак, куурдак, манты. Из рыбы казахи готовят коктал, из муки наиболее популярны баурсаки, из молочных продуктов – кумыс, айран.

Самыми значимыми праздниками у казахов являются Курбан-айт, Ночь Рагаиб, Раджаб-байрам, Лейлят-аль-Кадр. Национальными традициями считаются байга (скачки), саркыт (раздача гостинцев), ерулик (угощение для соседей).

Со второй половины XVI века началось интенсивное освоение русскими переселенцами территории Южного Урала. Это стало возможным после завоевания русскими войсками Казанского ханства, присоединения Башкирии к Российскому государству и добровольного вхождения в состав России Ногайской Орды. Большое значение в заселении Южного Урала сказала Оренбургская экспедиция под предводительством И.К. Кириллова, В.Н. Татищева, И.И. Неплюева.

Традиционным русским жилищем на Урале была изба. Внутри избы находится печь, печной (бабий) угол, судная лавка, святой угол, коник, обеденный стол, долгая лавка, кутний угол, примост, сундук и полати.

Традиционные художественные промыслы и ремесла русского населения Урала уникальны, имеют свои условия возникновения, эволюцию, многообразие видов, техник. Здесь получили свое развитие резьба, золочение и роспись по дереву, иконописание, вышивка, ткачество, ковроделие, литье, ковка, ажурная просечка металла, керамическое производство.

Русский уральский костюм имеет идентичное сходство с классическим русским костюмом. Он изменялся под действием исторических условий. Женский костюм состоит из кокошника, украшений, рубахи, кушака–пояса и сарафана. Основу мужского костюма составляют головной убор–картуз, рубаха, пояс–кушак, штаны–порты и кожаная обувь–чеботы.

Традиционные блюда уральской русской кухни – каша и блюда из круп. Первые блюда: щи, солянка, супы из лапши и картофеля. Холодные закуски: соленья, икра и строганина. Так же блюда из мяса и птицы, пельмени и вареники, пироги, пряники, блины и другая выпечка.

Основными русскими праздниками являются Рождество, Святки (Святочная неделя), Крещение, Масленица, Весна, Вербное воскресенье, Пасха, Красная горка, Иван Купала, Ильин день, Медовый Спас, Яблочный Спас, Третий Спас, Осень, Покров день.

Казачество – это этническое образование, связанное с определенной территорией, обладает сложившейся системой управления (власти), отчетливо сформировавшейся материальной и духовной культурой. Оренбургское войско образовалось в 1748 году. Создателем его является И. И. Неплюев. Основу Оренбургского казачества составляли первопоселенцы края – солдаты, казаки, беглые люди.

Классическая казачья изба состояла из открытого крыльца, коридора, кухни, печи, спальни, зала, красного угла и палисадника. Стены казачьей избы украшали оружием и конской сбруей, картинами с изображением военных сюжетов, семейными портретами.

 Большую роль в казачьем быту играли различные промыслы и ремесла: рыболовное дело, кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, обработка металла. Лозоплетение – одно из древнейших народных промыслов. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней делали из лозы.

Казаки легко относились к самобытности в одежде. Их одежду можно разделить на военную и домашнюю. Военная – состояла из парадного мундира (чекменя) синего сукна, с красными выпушками, застегивающегося на крючки, и шаровар, фуражки и сапог. Домашняя одежда напоминала военную, но она отличалась по материалу.

Наиболее часто употребляемыми блюдами являются: уха, щи, картофель (жареный, отварной), лапша с курятиной, блины, вареники, кислое молоко, каши, тыква печёная, окрошка. Реже употребляются каймак (молочный продукт), лапша сладкая, шулюм и взвар.

Современные казаки во всём мире празднуют или отмечают торжественными богослужениями День «Азовского сидения» 14 октября (1 октября старого стиля) в день Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день устраивают скачки, состязания и поминальный обед в память обо всех погибших казаках.

Чтобы иметь человеческие ценности, их необходимо вначале создать. Но не менее важно и умение сохранить их для потомков, приобщить последующие поколения к этим ценностям. Творения культуры только тогда воспринимаются как материальные или духовные ценности, когда люди соприкасаются с ними.

Каждой эпохе соответствует свой тип культуры. Он обладает конкретно-историческими свойствами, национальными чертами, исторической судьбой народа. Вместе с тем национальное своеобразие не абсолютно. Нельзя забывать о заимствованиях и влиянии культуры одного народа на культуру другого.

Список литературы

  1. Ажигали, С. Е. Казахи / С. Е. Ажигали, О. Б. Наумова, И. В. Октябрьская. – Москва: Наука, 2001. – 846 c. – Текст: непосредственный.
  2. Галигузов, И. Ф. Народы Южного Урала: история и культура / И. Ф. Галигузов. – Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати, 2001. – 497 c. – Текст: непосредственный.
  3. Данилко, Е. С. Башкиры / Е. С. Данилко, К. И. Абрамичева, Р. Г. Кузеев. – Москва: Наука, 2015. – 662 c. – Текст: непосредственный.
  4. Дубовиков, А. М. Уральское казачье войско как старинное казачество дореволюционной России / А. М. Дубовиков. – Тольятти: Современник, 2003. – 300 c. – Текст: непосредственный.
  5. Забылин, М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / М. Забылин. – Москва : Издание книгопродавца М. Березина, 1880. – 622 c. – Текст : непосредственный.
  6. Исхаков, Д. М. Татары / Д. М. Исхаков, Д. Б. Рамазанова, И. Р. Газимзянов. – Москва: Наука, 2001. – 582 c. – Текст: непосредственный.

Интересная статья? Поделись ей с другими: