УДК 94

Методы и приёмы психологической борьбы во время Второй мировой войны

Фоменко Людмила Юрьевна – студент бакалавриата Института строительства и транспортной инфраструктуры Кубанского государственного технологического университета.

Лаврентьева Марина Андреевна – кандидат исторических наук, доцент Кубанского государственного технологического университета.

Аннотация: В работе представлены сведения о методах и приёмах психологической борьбы во время Второй мировой войны: цели, методы, приёмы и стратегии. Раскрыты потенциальные детали в использовании в военном деле научной психологии. Проведён анализ эффективности различных методов воздействия на людей. Определены основные методы и приёмы психологического воздействия на массовое и индивидуальное сознание людей в годы Второй мировой войны, имеющие наибольшую эффективность.

Цель исследования – показать роль и значение методов и приёмов психологической борьбы во время Второй мировой войны.

Поднимается проблема совершенствования и ведения приёмов и методов психологической борьбы с точки зрения военного дела.

Сделан вывод о том, что сочетание различных методов и приёмов психологической борьбы дают стратегическое преимущество.

Ключевые слова: методы манипуляции, психологические приёмы, психологическая борьба, деморализация, пропаганда, устрашение, дезинформация, подлог, Вторая мировая война.

Первостепенное значение в военных противостояниях имеет успешное применение различных психологических методов и приемов. Они направлены, как на собственный состав, так и на состав стороны-противника.

Вышеуказанное обуславливается потребностью в том, чтобы иметь, как моральное, так и психологическое превосходство над собственным врагом, а также получить соответствующее воздействие на него с целью максимального сведения потерь с собственной стороны к минимуму. Значение успешного исследуемого воздействия состоит в том аспекте, что психологически ослабленный противник не обладает возможностью оказывать какого-либо особенного и весомого сопротивления (противостояния) при обороне, а вместе с тем он категорически не может совершать наступательные действия по причине своей психологической неготовности и апатии.

Наиболее древним способом, направленным на подавление врага считается психологическое воздействие. Применение такого подхода вызвано потребностью в морально-психологическом превосходстве над стороной-противником посредством использования деструктивного влияния на его психику. Именно по этой причине можно говорить о том, что одержание победы в военном конфликте над вражеской стороной начинается и содержится, в первую очередь, в его непосредственном сознании. Деморализация противника способствует его поражению в военном конфликте с наименьшими потерями, как материальными, так и людскими. Следует подчеркнуть, что с каждым годом исследуемые методы становились всё более изощренными.

В период Второй мировой войны (далее – ВМВ) мощнейшая пропаганда в военной сфере и политической сфере обрушилась, как на рядовых солдат, так и на офицеров, которые принимали непосредственное и активное участие в сражении. Также она затронула и жителей, находившихся в тылу.

Основными участниками рассматриваемой войны считаются Германия и Советский союз. Такие страны, как Италия и Япония, которые относились к гитлеровской оси, играли в этой войне вспомогательную роль. Также следует выделить и участников Антигитлеровской коалиции, к которым относились США и Великобритания. В связи с тем, что упомянутые страны не принимали никакого участия в рассматриваемом противостоянии, то вопрос психологической борьбы затронул их меньше всего.

Общеизвестно, что ВМВ была начата Германией, поэтому целесообразно начать именно с нее.

Германия на протяжении многих столетий считалась страной выдающихся ученых и людей искусства, а также других великих людей разных сфер. При этом она также вела войны захватнического характера и считалась колониальной державой в начале прошлого столетия. Однако по результатам Первой мировой войны Германия лишилась всех своих колоний, а также армии и флота. Граждане рассматриваемой страны восприняли такой результат как позор в национальном масштабе. На фоне мирового кризиса, происходящего в период конца 20х – начала 30х годов прошлого столетия произошло существенное падение уровня жизни граждан Германии. Используя эту ситуацию, а также и крупный финансовый капитал Адольф Алоизович Шикльгрубер (Гитлер) пришел к власти. Основными его идеями являлись следующие: расовое превосходство арийской расы над всеми другими мировыми народами; расширение территории Германии посредством захвата восточных территорий, где, в том числе располагался Советский союз. По национальному радио постоянно транслировали передачи, которые разжигали среди населения национализм, а также формировали у них идею национального превосходства и национализма. В местной прессе публиковались такие материалы, которые превозносили народ Германии, чем формировали у них упомянутую выше идею превосходства. Стоит отметить, что идея превосходства отличалась своим примитивизмом, но за счет того, что она упала на униженное самосознание немцев, то это благоприятно отразилось на их чрезмерной жажде в реванше за предыдущее военное поражение. При этом любое, возникающее инакомыслие сразу же пресекалось и уничтожалось под эгидой борьбы с врагами величия немцев, а делалось это крайне жестоко и цинично.

Промывание мозгов граждан Германии принесло необходимые плоды, что привело к началу войны, которая носила захватнический характер

На начальном этапе рассматриваемого военного конфликта, когда Германия воевала с рядом стран Европы, основным используемым методом психологического воздействия на сторону-противника выступало внедрение в головы людей идей о том, что Германия несет свободу и порядок на их захватываемые территории. Для реализации этих целей печатные СМИ публиковали пустую и ненужную информацию, и при этом полностью игнорировали насущные проблемы; выпускались комедийные и развлекательные фильмы, которые пропагандировали беззаботную жизнь; многое другое, что относилось к «красивой жизни». Помимо этого осуществлялась довольно беспощадная борьба с инакомыслием. В особенности эта борьба затрагивала коммунистическую идеологию, поэтому каждое сопротивление оккупационным властям пресекалось крайне жестоким способом.

Следовательно, Германия применяла:

- на своей территории: промывка мозгов населению страны посредством активной пропаганды расового превосходства; искоренение всякого инакомыслия;

- на территории оккупированных государств: лояльная политика в отношении тех, что сочувствовал Германии; создание новых рабочих мест, что являлось актуальным после кризисного периода; тотальная «промывка мозгов» населения посредством распространения идей о «красивой жизни» и смещения их фокуса с насущных проблем на досуг, доступного для всего населения. Для всего вышеуказанного активно использовалась печать, кинематограф и радио.

Принимая во внимание менталитет народа Германии и других народов, которые населяли эти государство, особых проблем не возникало. Так, Голландия была захвачена в течение трех дней, для захвата Греции потребовалось две недели, а для Франции – два месяца.

Мощнейшая военная машина под названием Германия, просто на просто смяла сопротивление недавних победителей, что предоставило возможность пропаганде безоговорочно утверждать идею превосходства немцев. Помимо этого, качество жизни немецкого народа возрастало, стали появляться новые рабочие места, а все несогласованные лица были объявлены врагами страны. Именно на эту почву и упал такой призыв, как «Вперед, на восток!».

К началу ВМВ Германия сделала все от себя зависящее для того, чтобы вести эффективную психологическую войну, не повторяя при этом ошибок, допущенных в прошлом. В первую очередь, немцы добились довольно высоких показателей в вопросах координации следующих действий: политические, военные, пропагандистские. Во вторую очередь, они добились довольно больших успехов в сфере научной психологии и активно применяли ее на практике в соответствующих целях. В третью очередь, они сформировали довольно эффективное устройство исследуемого воздействия на противника. И уже к 1 сентября 1939 года насчитывалось 14 пропагандистских рот. Ко времени вторжения в СССР у вермахта их уже было 12: 12 для сухопутных войск, 4 для ВВС, 3 для ВМФ и 6 для взвода военных корреспондентов СС. В дополнение к ним, для непосредственного взаимодействия с населением Союза, каждая из групп армий (Северная, Центральная и Южная) обладала специализированным батальоном [1], который занимался выпуском газет с использованием оккупированных языков при помощи захваченного вещания. Стоит отметить, что до апреля 1943 года общее количество рассматриваемых подразделений достигло 15 000 человек.

В боях, проходивших на территории Европы, немцы действовали крайне быстро и подходили к этому процессу творчески. Для оказания исследуемого воздействия на своего врага они применяли на практике буквально всё: тактические ситуации, вражеские лозунги пропагандистского характера, и желание людей жить. Стоит отметить, что наибольшего успеха им удалось добиться в период оккупации Франции (1940 г.). Так, незадолго до упомянутого вторжения, пропагандисты Геббельса стали довольно активно применять некие «черные» передатчики. Посредством рассматриваемых передатчиков распространялись всевозможные слухи, довольно ярко и гневно критиковалось французское правительство, а также сеялась паника среди местного населения и военных. В результате это привело к тому, что когда Германия перешла в наступление, моральный дух французов был максимально подорвал, поэтому военнослужащие не были способны оказать существенный отпор захватчикам. После одержанной победы над такой страной, как Франция, пропаганда вермахта принимала активное участие в процессе подготовки такой операции, которая носила название «Морской лев». Представленная операция предполагала под собой вторжение в Англию. Радио было использовано как средство для влияния на граждан Англии посредством психологии. После того, как указанная десантная операция была отменена в феврале 1941 года, пропагандистское агентство провело соответствующую кампанию дезинформации против Англии, которая имела кодовое название «Ледокол».

Начиная с апреля 1941 года, немецкие пропагандисты активно и тщательно готовились к ведению психологической войны против СССР. Ведомство Геббельса организовало идеологическое уничтожение на Востоке, руководствуясь при этом указаниями, озвученными Гитлером: «Существует более глубокая стратегия - война с использованием интеллектуального и психологического оружия». С целью эффективного выполнения представленной инструкции была введена такая должность, как офицер пропаганды. Подчеркивается, что указанные офицеры несли ответственность за обработку собственных солдат по идеологическим вопросам, а также и за обработку жителей захваченных земель в духовном плане. В большинстве своем, духовное рабство проявлялось в идее о том, что борьба с высшей расой является бесполезной и нужно подчиниться совершенно новому порядку, который устанавливается на этой территории. Но руководство Германии выразило ряд опасений, касающихся вопросов сокрытия своих истинных намерений. В связи с этим, А. Розенберг, будучи крупным нацистским теоретиком, в уведомлении от 3 декабря 1942 года указал следующее: «Я прошу сдержанности в статьях и речах о планах империи на Востоке. Следует избегать выражений: проводит колониальную политику, тем самым указывая на то, что Германия хочет создать колонию на востоке или рассматривает страну как объект эксплуатации». [2] Советская пропаганда достаточно активно использовала представленные выше выражения для того, чтобы утверждать, что Германия ставит людей, проживающих на Востоке на уровень рабов. Помимо этого, во время пропаганды категорически запрещалось допускать такие обсуждения, которые затрагивали потребность германизации народа или земли. Земля в обязательном порядке должна быть германизированной – это был один из основных принципов германского национал-социализма. Иными словами, империя официально объявила о готовящимся переселении людей, и оно носило принудительный характер. Это существенно усилило советскую пропаганду и пробудило в людях желание к противостоянию.

Печатная пропаганда выступала в качестве основной формы ведения психологической войны в годы войны того времени. По причине того, что ее содержание отличалось крайней неразборчивостью, Министерство пропаганды сформировало документ – «Предложения к составлению листовок для войск противника». В данном документе особо отмечалось: «Пропаганда разложения - грязное дело, не имеющее ничего общего с мировоззрением. В этом деле решающим значением обладает сам результат. Если нам удастся завоевать доверие противника и проникнуть в раскрывшиеся для нас души солдат, заронить в них разлагающие лозунги, - совершенно безразлично, будут ли это марксистские, еврейские или интеллигентские лозунги, лишь бы они были действенны! - то этим будет достигнуто больше, чем самой доходчивой проповедью о большевистской опасности и плутократической системе, которая не будет воспринята солдатом противника, так как против этого яда его руководство ввело в него уже достаточную долю противоядия». [3]

Помимо этого, немецкое командование вместе с вышеуказанным документом разработало и издало «Директиву для фронтовых пропагандистов» [4]. В представленной Директиве особо подчеркивалось то, что при планировании рассматриваемых мероприятий в обязательном порядке требуется определять:

  • цель проводимых акций, а также круг лиц, на которых будет направлено психологическое воздействие;
  • место и район будущих проводимых пропагандистских мероприятий;
  • основные методы для реализации психологического воздействия и тезисы пропаганды;
  • технические средства, необходимые для распространения соответствующих материалов;
  • благоприятное время для проведения таких акций.

После этого в рассматриваемом документе отражались основные принципы воздействия. К ним относились следующие:

  1. Во фронтовой пропаганде совершенно бесполезно и не нужно использовать сложные и довольно запутанные конструкции. Чем проще содержание конструкций, настолько выше их эффективность.
  2. В большинстве своем человек подвержен психологическому воздействию, поэтому обращение к его чувствам является наиболее эффективным методом.
  3. Пропагандистские тексты в обязательном порядке должны быть продуманы с логической точки зрения, но при этом логически изложенными они быть не обязаны.
  4. Волшебным словом в пропаганде является повторение. Поэтому, успешного тезиса необходимо придерживаться до того момента, пока не поменяются условия психологической обстановки.
  5. Опыт – это лучший учитель в вопросах повышения эффективности пропаганды.

Листовки, которые распространялись на захваченных советских территориях и на линии фронта среди советских солдат, печатали в довольно большом количестве в немецких типографиях. Довольно существенное их количество издавали непосредственно на фронте посредством использования специализированных походных типографий.

Помимо вышеуказанного, Германией было издано порядка 20 газет и журналов, которые выпускались на иностранных языках. К примеру, для советских военнопленных, которых содержались в концлагерях, еженедельно издавалась такая газета, как «Клич». Стоит отметить, что существенное внимание уделялось пропаганде, которая была направлена на представителей этнических меньшинств, служивших в рядах Красной Армии. Вместе с тем, в качестве главной цели подобной «промывки» сознания граждан выступала скрытая манипуляция идей советского государства, которое всячески угнетало подобные группы граждан, что в свою очередь категорически не соответствовало фактическому и реальному положению дел. Германией довольно активно использовался следующий принцип: «чем невероятнее ложь, тем легче в нее верят».

Наряду с рассмотренной печатной пропагандой довольно широко и активно применялось вещание по радио и громкоговоритель. Содержание сообщений, которые передавались указанными способами было простым и емким. Но при этом один и тот же текст постоянно повторялся в течение длительного времени. В качестве дикторов немецкие пропагандисты использовали красноармейцев, которые ранее были взяты ими в плен. Также в качестве дикторов для распространения пропагандисткой информации достаточно часто использовали молодых женщин. Такой подход обуславливается тем, что мужчины намного лучше и ближе воспринимают ту информацию, которая озвучена приятным женским голосом с соответствующей интонацией и акцентом. Следует особо подчеркнуть, что в рамках проведения пропаганды посредством использования оккупированных советских радио применялись также и мобильные радиостанции вермахта, которые позволяли вещать нужную информацию, как для собственных войск, так и для жителей уже оккупированных территорий и будущих оккупированных территорий на их родном языке. Местные жители этих территорий получили наибольшую радиопропаганду, поскольку помимо мягкого психологического воздействия на их сформировавшиеся идеологические соображения, они становились свидетелями крайне циничных и жестоки наглядных демонстраций, которые проводились в отношении тех, кто оказывал сопротивление захватческой армии. Принимая во внимание практику, стоит сказать, то в тот период одномоментно применялись все существующие и возможные формы и методы пропаганды со стороны Германии. Также зачастую использовались предатели, которые находились среди местных жителей. Как показывает практика на территории Советского союза подобные меры, зачастую носили противоположный эффект по причине того, что они приводили к активному развитию освободительных движений. Освобождение военнопленных также был одним из методов пропаганды, поскольку их освобождение сопровождалось обязательным выполнением основной пропагандистской миссии. В связи с этим освобождаемые лица подвергались тщательному и скрупулезному отбору со стороны уполномоченных лиц разведслужбы Германии и руководства концлагеря. Как правило, освобождению подлежали те советские люди, кого принято называть «перебежчиками», поскольку они являются преступниками и (или) просто, но при этом категорически недовольными руководством своей страны. Таких людей сразу определяли в специальный и оснащенный центр. Пребывание в таких центрах составляло несколько месяцев, за время которых «перебежчики» обучались основам разведки и дестабилизации противника. Однако многие советские люди (гражданские и военные), после того, как пересекали фронтовую линию, вступали в непосредственное взаимодействие и сотрудничество с отечественными контрразведчиками, а впоследствии передавали необходимую информацию немецкой стороне в ложной интерпретации. Такие факты и действия говорят о преимуществах идеологии Советского союза.

Весной 1943 года, перед началом наступления в районе территории Курска, вермахт спланировал и организовал наикрупнейшую психологическую операцию на Востоке. Ее задачей была деморализация советской армии до начала наступления немецких солдат. Реализовать это предполагалось посредством того, чтобы заставить советских солдат не оказывать какого-либо сопротивления и как можно скорее сдаться в плен. При этом повышенная ставка делалась на Русскую освободительную армию, которая формировалась под руководством генерала А.А. Власова. Однако упомянутая кампания, на которую делались высокие ставки, завершилась провалом, как в политической сфере, так и военной сфере. После такого провала, психологическая пропаганда под руководством вермахта потеряла собственную инициативу на ранее оккупированных территориях нашего государства и была вынуждена перейти в оборону. В 1944 году, упомянутое подразделение организовало и в последующем реализовало одну из наиболее крупных операций психологического характера в зоне ответственности армий «Северная Украина». Представленной операции было присвоено название «Восточный скорпион». Наиболее активная стадия рассматриваемой операции осуществлялась с сентября по октябрь 1944 года. Он располагал множеством необходимых средств, инструментов и ресурсов, позволяющих производить и реализовывать материалы пропагандистского характера (даже в условиях сложной обстановке на линии фронта) на территории, которые были освобождены советской армией. В рассматриваемой операции активное участие также принимали и подразделения РОА. Однако фашистская армия в то время не имела успехов на линии фронта, поэтому, рассматриваемая операция по итогу не оказала необходимого влияния на противника и ход его действий.

Обобщая все выше рассмотренное, можно сделать вывод о том, что в основе пропаганды Германии лежала откровенная ложь и принципиальное искажение фактов в свою сторону. Несмотря на то, что немецкой стороной использовались различные карательные меры (например, казни, репрессии) с целью подавления воли местного населения захваченных территорий, они, в большинстве своем, приводили к противоположному эффекту. Иными словами, подобные меры привели к еще большему росту оказываемого сопротивления в отношении немцев со стороны советских жителей и военных упомянутых территорий. Данное обстоятельство наглядно демонстрирует крайне низкую эффективность и слабость нацистской идеологии, активно продвигаемой в то время руководством Германии.

Далее рассмотрим опыт СССР в вопросах организации и психологического противодействия в период ВОВ. Данный опыт является сегодня особенно актуальным, как с точки зрения проводимой спецоперации, так и с точки зрения научной обоснованности информационно-психологического воздействия на вражескую сторону.

Началом подобной работы абсолютно во всех случаях выступало максимально углубленное и скрупулезное изучение действий, совершаемых стороной-противником, его качеств психологического и морального характера, а также положительных и отрицательных сторон его психологической подготовки. Специалисты в области политработы придерживаются такой точки зрения, что исключительно посредством анализа морально-психологических характеристик стороны-противника в целом и его личного состава в частности, а также его отношения к захваченной местности, предоставляет возможность выбрать наиболее верное направление и применить те методы воздействия, которые окажутся наиболее эффективными и в последствие провести оценку такого воздействия.

Для того чтобы получить наиболее достоверную и актуальную информацию о психологической составляющей стороны-противника были использованы такие способы, как:

  • проведение допросов среди военных, взятых в плен;
  • проведение анализа такой информации о стороне-противнике, которая содержится в открытых источниках. В качестве примера можно привести следующие: пресса, литература, грампластинки и т.д.;
  • проведение анализа такой информации о стороне-противнике, которая является закрытой для общего пользования. Например, архив, методички, приказы, переписка, осуществляемая на разных уровнях, а также удостоверения, фотоматериалы и многое другое, что было добыто в ходе боевых действий;
  • разработка формуляров на воинские части;
  • формирование досье по каждому отдельно взятому направлению;
  • формирование информационных свобод обобщающего характера, в том числе и для отечественного командования.

В качестве основных средств воздействия на сторону-противника использовались следующие: материалы в печатном виде, громкоговорители, радиопередачи, а также содержание личных переписок между солдатами советской армии. В большинстве своем, немецкие военнопленные использовались советской армией для оказания соответствующего психологического воздействия посредством обращения к ним, как к своим коллегам. Подобная форма психологического воздействия демонстрировала повышенную эффективность. Это обуславливается тем аспектом, что немецкие солдаты прекрасно знали отношение своих соотечественников к советским военнопленным, поэтому уважительное отношение со стороны советского командования было для них шоком. 

Стоит отметить, что пропаганда в печатных изданиях – это основное средство по воздействию (психологическое и идеологическое) на сторону-противника. Наиболее распространенной формой печатной пропаганды выступали листовки. Другие же печатные формы использовались крайне редко, поэтому носили вспомогательный характер.

В стремлении найти соответствующую аудиторию для каждого информационно-психологического воздействия разрабатывались и в дальнейшем распространились всевозможные виды листовок, предназначенные для своего читатели. Например, заявления и документы, которые являются официальными; листовки, с содержание писем советских военных, взятых в плен; тематические листовки и многие другие.

Подчеркивается, что в рамках выбора наиболее подходящего размера распространяемых листовок во внимание принимались различные факторы (например, безопасное хранение). Как показывает практика, наиболее эффективными и распространенными размерами листовок были форматы А5 и А6.

В содержании листовок освещался всего один вопрос, который отображался в заголовке. В связи с этим, немецкие солдаты довольно легко воспринимали и запоминали содержание листовок, что способствовало достижению оказания на них соответствующего необходимого воздействия.

Звуковое вещание, реализуемое посредством мобильного радио, выступает в качестве наиболее эффективной пропагандистской формы в период военного конфликта. Посредством мобильного радио представлялось возможным осуществлять устное общение на расстоянии 3-4 км. При этом временной период такого вещания был рассчитан на 30 минут. Стоит подчеркнуть, что при использовании наиболее мощного звукового устройства и при наличии наиболее благоприятных условий, информируемое сообщение было слышно на расстоянии 300-1000 м. Поняв это, в комплексе с усилением звука, также активно стали использоваться и переносные динамики, которые позволяли существенно расширить диапазон слышимости потенциальными слушателями. Ближе к завершению ВОВ были разработаны авиационные и танковые громкоговорители.

В рамках проведения контрпропаганды, наиболее глубокому изучению подвергалась психология солдат, воющих на стороне противника. На основании выявленных положительных и слабых сторон солдат осуществлялся поиск наиболее эффективных методов и способов воздействия психологического характера.

Следует отметить, что работа с пленными выступала в качестве одной из наиболее эффективных форм, применяемых в рамках контрпропаганды. Такой вид деятельности осуществлялся по таким направлениям, как:

  • проведение допросов с пленными и получение от них ценной и актуальной информации, которая может помочь при работе со стороной-противником;
  • привлечение пленных для пропагандистского участия в отношении, как своих сослуживцев, так и населения своей страны в целом;
  • использование пленных, которые переместились на советскую сторону, для проведения соответствующей агитационной работы среди других военнопленных;
  • помещение завербованных лиц на территорию лагерей с военнопленными для осуществления ими соответствующей скрытой пропаганды;
  • заброска военнопленных на территорию воинских частей стороны-противника для того, чтобы они пропагандировали среди коллег сдачу в плен и т.д.

Помимо вышеуказанного, правительство Советского союза особое отношение придавало пропаганде и контрпропаганде, которая осуществлялась среди собственного населения страны и в рядах советских войск. Для осуществления такой работы довольно активно использовались соответствующие информационные материалы, которые были получены, как от военных корреспондентов, так и от военных агентов. Как было отмечено ранее, основными средствами для подобного распространения выступала различная печатная продукция, однако существенную часть распространяемой информации местное население получало посредством программ, транслируемых через радио и кино. В качестве основной задачи подобной пропаганды советское правительство ставило развитие духа патриотизма среди местного населения и освещение реальных событий, происходящих на фронте и оккупированных землях. В сравнении с лживой немецкой пропагандой, советской стороне было легко формировать правдивые факты и события, среди которых особое место заняли зверства, которые совершались немецкими солдатами, занявшими позиции на оккупированных территориях. И этого было достаточно для того, чтобы взбудоражить в советских людях ярость и ненависть в отношении вражеской стороны – фашистской Германии. Особенную роль играли советские деятели искусства. К примеру, песня «Вставай страна огромная» стала гимном советских людей и нашего государства в целом при противостоянии противнику.

Но не только словами боролись за умы людей. И. Сталин отдал приказ для военнослужащих полка, который обязывал не брать в плен тех немецких солдат, которые принимали участие в казни З. Космодемьянской. Результат отданного приказа был довольно показательным. Это обуславливается тем, что немецкие военные, когда шли под военный трибунал категорически отказывались от службы в упомянутом выше полку. Как итог – он была расформирована.

Помимо этого отечественные разведчики и партизаны в буквальном смысле слова делали так, что у немцев земля горела под ногами. Нередким было и такое явление, как казнь предателей Советского союза, а также немецких наместников и военнослужащих. Рассматриваемые события довольно широко освещались в печатных и других видах СМИ, выпускаемых на территории СССР, и как следствие они оказывали повышенное психологическое воздействие на военнослужащих, воюющих на стороне Германии. Спустя несколько десятилетий были опубликованы письма немецких военных, из содержания которых можно с уверенностью говорить об их деморализации. А, как известно, солдат, который подорван морально и психологически не способен выиграть войну.

Победа СССР в ВОВ продемонстрировала существенное превосходство нашей идеологии и применяемых методов ведения борьбы за умы и души людей.

В 1937 году Великобритания, будучи одной из ведущих держав, стала воссоздавать аппарат психологического воздействия на войска и население противника. В июле 1940 года У. Черчилль издает указ, согласно которому все организации, которые занимаются подрывной пропагандой, в обязательном порядке объединяются в «Отдел специальных операций». Совершаемые действия упомянутого отдела базировались на положениях, носящих соответствующий пропагандистский характер, и были сформулированы еще в годы Первой мировой войны. Основной формой исследуемого воздействия выступали листовки и вещание на радио. Общеизвестно, что радиовещание на английском языке для иностранной аудитории отличалось своим профессионализмом, поэтому уже в 1939 году радио Би-би-си имело большую популярность в Германии. После завершения военных действий был проведен опрос, который указал на тот факт, что существенная часть немцев слушала упомянутую передачу, что привело к перенятию ими тех идей, которые продвигались именно британцами. Неудивительным является то, что преследование гестапо состояло в большинстве своем в прослушивании английского радио, которое как считалось, оказывало разрушительное действие на дух национал-социализма. Стоит отметить, что задача экспертов упомянутого государства в вопросах ведения психологической войны состояла в непосредственном оказании соответствующего воздействия на граждан стороны-противника. Так, для оказания исследуемого влияния, посредством использования радиопередачи Би-би-си сообщались ложные случаи бегства немецких пилотов на территорию Великобритании с самолетами. Для большей убедительности даже назывались их фамилии и имена. Британцы наверняка знали, что подобные новости привлекут внимание командования немецких ВВС, которые каждый день получают сводку радиопередач. По этой причине их цель заключалась в том, чтобы спровоцировать немецкое командование на сотрудничество с немецкой полицией по очистке рядов личного состава, а также посеять недоверие среди пилотов, что негативно сказывалось на моральном духе и боевых возможностей противника. Подчеркивается, что британцы стали печатать и распространять листовки, начиная с первого дня войны, и уже спустя 12 часов 6 000 000 листовок упали с самолетов над городами Германии.

В 1944 году среднее количество листовок, которые ежемесячно сбрасывались над немецкими городами, составило 72 500 000 штук. Стоит отметить, что содержание первых британских листовок было довольно сухим и в них отсутствовали нападки в отношении Гитлера, поскольку он пользовался авторитетом у своего народа. Основная критика затрагивала окружение Гитлера и нацистскую партию. Иными словами, в листовках отображалась та информация, которая сильно интересовала немцев, но категорически замалчивалась по указанию со стороны партии. Например, в британских листовках указывалось реальное количество людских потерь, в то время как вермахт их существенно преуменьшал. Подчеркивается, что те британские листовки, которые были предназначены для распространения в Германии, относились к категории секретной продукции. Запрещено было даже слово «листовка», поэтому использовалось его кодовое название «никель», а полеты самолетов-распространителей называли «разведывателями». Для постоянного снабжения Германии листовками, британцы использовали самолеты и неуправляемые воздушные шары, которые были наполнены газом. Сначала листовки сбрасывали на территорию Германии через специализированные люки, а несколько позже стали применять агитационные бомбы. С течением времени упомянутые бомбы были усовершенствованы и могли применяться более широко. Так, бомбардировщик «Веллингтон» за один раз мог распространить порядка 1 740 000 листовок на площади, которая составляла 1 400 кв. км. (например, как площадь Берлина в те годы). Пропагандистские снаряды использовались англичанами для прицельного распространения листовок с близкого расстояния, однако их применение началось лишь летом 1944 года после того, как открылся Второй фронт.

Во время Второй мировой войны военные психологи решали достаточно большой перечень интересных прикладных задач. Анализ отдельных методов пропагандистской деятельности в сфере общественного сознания, их содержания и направленности демонстрирует то, что в рамках ведения психологической войны упомянутые психологи применяли всевозможные и существующие каналы духовного давления, довольно настойчиво паразитировали потребительные склонности отдельно взятых людей, а также стремились торпедировать коллективную мораль, оживить националистические предрассудки, вызвать политическую индифферентность у молодых людей.

В рамках ведения психологической войны, которая была развязана коллективным Западом, применялись самые разнообразные методы и средства, включая приёмы подрывного характера в случае, если они могли дать нужный результат. Основной целью применения «грязных» методов выступало формирование у людей ложных, но необходимых для противника, представлений, искаженных взглядов и т.д. Провокации, обман, тревога, политическое дезориентированние и т.д. – это стрелы психологической войны. Иными словами, можно сказать, что арсенал рассматриваемой войны содержит в себе наиболее грубые, жестокие и циничные методы.

Таким образом, можно сделать вывод, что темпы преобразования и улучшения информационно-психологического оружия существенно превышают темпы совершенствования мер, способов и технологий защиты от него. В связи с этим задача нейтрализации влияния психологической пропаганды и отражения угрозы применения психологического оружия в обязательном порядке должна рассматриваться в качестве одной из наиболее приоритетных задач в сфере обеспечения безопасности.

Список литературы

  1. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) 2003 Минск Харвест, (203с).
  2. Караяни А.Г. Психологическая реабилитация участников боевых действий, М-2011.
  3. Йеркс Р. Предложения по организации психологической службы в вооруженных силах США / Современная буржуазная военная психология. М: Воениздат 2016 (295с).
  4. Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология, М. 2017г. (97с).
  5. Волкогонов Д.А. Психологическая война М. Воениздат 2016 (288с).
  6. Директива Главного командования сухопутных войск вермахта командующим войсками тыла групп армий «Север», «Центр» и «Юг» об обращении с гражданским населением и военнопленными на оккупированной территории 25 июля 1941 г https://victims.rusarchives.ru/direktiva-glavnogo-komandovaniya-sukhoputnykh-voysk-vermakhta-komanduyuschim-voyskami-tyla-grupp.
  7. Из высказываний А. Гитлера об оккупационной политике на востоке https://ist-freaks-ru.livejournal.com/44359.html.
  8. Об освободителях // Инспекторские записки https://cordedkrieg.livejournal.com/396916.html.
  9. Директива имперского министра пропоганды Й. Геббельса рейхсляйтерам, гауляйтерам и руководителям областных отделов пропоганды 15 февраля 1943 г. https://victims.rusarchives.ru/direktiva-imperskogo-ministra-propagandy-y-gebbelsa-reykhslyayteram-gaulyayteram-i-rukovoditelyam.

Интересная статья? Поделись ей с другими: