УДК 82-91

Героико-эпические сказания как основной жанр устного поэтического творчества (на примере английской и бурятской культуры)

Дампилон Ринчин Валерьевич – студент магистратуры Бурятского государственного университета.

Аннотация: В статье затрагивается тема героико-эпических сказаний английской и бурятской культуры. Рассматриваются литературные памятники «Беовульф» и «Гэсэр». Выделяются и описываются характерные особенности данных произведений, а также приводятся их общие черты. Статья также раскрывает жанр эпоса как разновидность устного народного творчества, которому присуще анонимность автора произведений, его вариативность, социальную составляющую, а также выполнение определенных социальных функций.

Ключевые слова: эпос, Беовульф, Гэсэр.

Народное поэтическое искусство – это устное словесное художественное творчество народа [1, с. 5]. Зародилось оно ещё в глубокой древности, но с каждым новым веком оно менялось. Зависело это от многих обстоятельств, таких как история народов, культура народов. А так как и история, и культура у всех разные, то и фольклор у всех был свой.

Например, в древности для народов были характерны такие виды фольклора, как мифы, песни, предания, заговоры. Позднее начали появляться сказки, эпические произведения, а самыми поздними являются анекдоты, частушки, народные драмы.

Во второй половине XIX века зарождается такое направление, как постфольклор, который не всегда связан с традициями давнего фольклора [2].

В данной статье мы рассмотрим одну из основных разновидностей устного народного творчества – эпос. Эпос, как жанр литературы, представлен древнейшими памятниками духовной культуры человечества. Если обращаться к определению этого слова, то эпос – это героическое повествование, которое представляет обобщенную картину жизни определенного народа и рассказывает о подвигах и приключениях героев из далекого прошлого. Термин «эпос» пришел в русский язык из древнегреческого, где ἔπος означает «повествование, слово, стихотворение».

Эпос, как и многие другие жанры имеет свои поджанры. С помощью данных произведений люди передавали и передают свои традиции, обычаи из поколения в поколение.

Самым древним сохранившимся эпосом является произведение, созданное ещё в XVIII-XVII веках до н.э. «Эпос о Гильгамеше». Он рассказывает о царе, который в поисках секрета бессмертия отправляется в долгое и сложное путешествие.

Самым большим по объёму эпосом является древнеиндийский эпос Махабхарата (более 200 тысяч стихотворных строк).

Дальше пришло время средневекового эпоса, в числе которых такие произведения мировой литературы, как «Беовульф», «Песнь о Роланде» и многие другие.

К русскому эпосу литераторы относят былины. Впервые они появились в письменном виде ещё в 17-18 веках. Но главным представителем среди всего богатства русской культуры является «Слово о полку Игореве».

Для анализа мы обратимся к таким памятникам литературы, как средневековый эпос «Беовульф» и бурятский эпос «Гэсэр».

Актуальность статьи заключается в изучении героико-эпического сказания как жанра на основе сравнительного анализа английской и бурятской духовной культуры.

Изучение героико-эпических сказаний рассмотрено с учетом особенностей развития истории народов.

Прежде чем мы окунёмся в каждое из произведений, нужно разобраться в специфике данного литературного направления.

Одно из главных отличий фольклора от всей остальной литературы является время его происхождения. Для многих жанров характерны черты древности в быте, народном труде, верования, старых традиций во всём. То, что фольклор был создан очень давно, приводит нас к ещё одной важной отличительной его – своеобразию поэтического языка, который имеет огромное количество диалектизмов, а также элементы архаичности.

Следующая особенность – это особая социальная природа произведений, особенность эстетики и функций в обществе. Поясним: произведения фольклора создавались народом и это накладывало свой отпечаток особенности, которые обнаруживаются различных аспектах и на то, какую роль они играли для своей культуры. Например, в феодальную эпоху народные произведения отражали настроения крестьян и людей-ремесленников.

Также к отличиям можно отнести процесс создания таких произведений. Устное народной творчество всегда было анонимным. Но при этом коллективное начало имело соединение с индивидуальным авторством.

Другая важная особенность – это вариативность такого рода произведений. Это значит, что каждый народ, перенимая другие произведения устного народного творчества, создавали свои, но при этом имелись какие-то общие составляющие. Благодаря этой особенности многие произведения известны до сих пор.

Фольклор как своеобразное средство общения народных масс выполнял важные социальные функции: идейно сплачивал людей, воодушевлял их на борьбу с угнетателями, способствовал формированию мировоззрения народа [1, с. 7-9].

Стоит отметить роль фольклорных произведений в развитии культуры народов мира, в том числе и эпоса. Как известно, многие художники создали невероятное количество картин на основе эпосов, была написана музыка, ведь эпос – это жанр лирический, который можно было и петь, поэтому на его основе были созданы другие произведения мирового искусства.

Прежде чем переходить к самим произведениям, обратимся к тем историческим событиям, которые происходили на тот момент, когда создавались данные произведения. Средневековый эпос «Беовульф» был написан в конце VII- начале VIII века. Произведение могло и не дойти до нас, но, к счастью, работа сохранилась в виде единственной оставшейся копии XI века. Но и она могла погибнуть при пожаре в библиотеке Роберта Коттона в 1731 году. Если говорить о событиях, которые происходили в то время, то все не так однозначно. По одним данным, эпос был создан ещё до переселения англосаксов в Британию. По другим данным книга была написана во время датских вторжений, которые принесли в культуру Британии легенды и сказания о датских королях [3].

Известный историк А. Аникст утверждал, что Беовульф существовал как реальная историческая личность. Он вёл борьбу против франков в 512 году. В работе «История английской литературы» автор говорит о том, что Беовульф был племянником и наследником Хигелака [4, с. 28].

Теперь поговорим о самом произведении. Поэма была написана древнегерманским аллитерирующим стихом, который употребляли в то время в древнескандинавской и древнегерманской литературе. Старогерманское стихосложение опиралось на ритм, определявшийся числом ударных слогов в стихотворной строке. Аллитерация – созвучие начальных звуков слов, стоявших под смысловым ударением и повторявшихся с определенной регулярностью в двух соседних строках стиха, которые в силу этого оказывались связанными. Главный организующий принцип этой метрической системы – членение каждой стихотворной строки на два полустишия, в которых по два главных ритмических ударения; при этом согласные звуки, стоявшие перед одним или обоими основными ударениями первого полустишия, должны повторяться (т.е. аллитерировать) перед начальным ударением второго полустишия. Аллитерационный стих: чаще всего стих из двух полустиший, по два ударения в каждом, оба слова первого и одно из слов второго полустишия связаны аллитерацией начальных звуков [5].

В поэме очень часто используются метафоры, синонимы. Другая особенность древнегерманской поэзии – это кеннинги. Это приём замены одного существительного несколькими словами.

Если коротко о содержании, то речь идет о борьбе главного героя с Гренделем и его матерью, а также ряде побочных эпизодов, в которых очень ярко описана жизнь древнегерманского народа. Через реплики героев можно понять их характер, ум, главные жизненные ценности, что очень важно в эпосе. «Беовульф» – единственная сохранившаяся поэма «варварских» народов Европы, основной костяк которой сложился до принятия христианства. Поэма прославляет языческие добродетели – бесстрашие в бою, верность племени и вождю, беспощадную месть врагам.

Теперь перейдём к бурятскому эпосу «Гэсэр». В системе бурятского устного народного творчества играют огромную роль улигеры (ульгэры). По форме – это стихотворные эпопеи, объём составляет от 2 до 20 тысяч стихов. Эпос знакомит с культурными традициями бурятского народа, также там воспеваются ценности, которые очень важны для бурятского народа: любовь к родной земле, почтение к своим предкам, забота о детях. Также там поднимается тема борьбы главного героя со злом, спасение людей от опасности. Если говорить о герое, то это могучий воин, который пришёл с неба, чтобы спасти людей. После своего победоносного похода он говорит:

«Наступило желанное время!

Ни к чему походное стремя,

Ни колчанов не надо, ни стрел,

Не нужны ни мечи, ни луки!».

Относительно датировки и авторства эпоса существуют противоречия. Но мы рассмотрим произведение, написанное в конце XIX века Маншудом Эмэгеевым из Иркутской области.

Рассмотрим особенности этого произведения. Для автора характерно наличие так называемых «общих мест» – устойчивых выражений, которые повторяются на протяжение всего эпоса. К примеру, туда можно отнести «сэр даралга» – песни-вставки, которые исполнялись улигершинами перед началом повествования о походе героя.

В бурятском варианте эпоса были отражены черты распада родового общества. Рассмотрен уклад жизни племён, живших возле Байкала задолго до нашего тысячелетия.

По своей композиции эпос состоит из 9 глав. Число 9 здесь не просто так, оно символично. Священное древо, которое связывает землю и небо имеет 9 ветвей.

«Девять ветвей у зелёного дерева,

Каждая ветвь листвою повита,

Девять известно сказаний нам древних,

В каждом наречии битва…».

Много в произведении имеется и мифологических образов. К таким образам можно отнести гору Сумбэр, в центре мира. Также есть и образ самой Вселенной, которая возродилась из хаоса.

Основным художественным средством является гипербола. На примере, в эпизоде, когда были убиты врагами все богатыри, а жену похитили.

«И когда из правого глаза уронил богатырь слезу – та слеза разлилась широко, и Байкал засинел внизу. А слеза из левого глаза стала нашей рекой драгоценной – нам сверкающей издалека, полноводной, широкой Леной…».

Огромную роль в произведении имеют артефакты, которые появляются на протяжении всего произведения. Первым таким артефактом становится плеть, как известно, у бурят в младенческом возрасте мужчинам клали плеть в колыбель, чтобы он стал хорошим наездником. Так присутствуют также и другие артефакты: осиновая и берёзовая лопаты, Священная стрела Эрдэни, чаша добра и т.д.

Много внимания уделяется и описанию коня. Он спасает своего наездника от смерти не один раз.

Подводя итоги, нужно сказать, что эпос в мировой литературе играет огромную роль. Ведь он влияют на культуру, быт, обычаи народа и благодаря таким произведениям можно получить представления о картине мира народа, а то и тысяч лет назад. Эпосы являются дневниками жизни народов.

Конечно же, буряты и древнегерманцы – это два абсолютно разных народа, имеющих свою историю, культуру. Но и те, и другие писали о том, что им действительно важно. И что самое главное, в эпосах можно обнаружить сходство в общечеловеческих ценностях, таких как преданность, сострадание, человеколюбие, до сих пор считающиеся важнейшими в жизни.

Список литературы

  1. Русское народное поэтическое творчество: Учеб Р 89 ник для пед. ин-тов / М. А. Вавилова, В. А. Василенко, Б. А. Рыбаков и др.; Под ред. А. М. Новиковой.– 3-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1986. – 400 с.
  2. Большая российская энциклопедия: [в 35 т.]/ гл. ред. Ю. С. Осипов. – М.: Большая российская энциклопедия, 2004–2017.
  3. Алексеев М.П. Литература средневековой Англии и Шотландии. – М.: Высш. школа, 1984. – С.24-56.
  4. Аникст А. История английской литературы. – М.: Учпедгиз, 1956. – С.27-39.
  5. Смирницкая О.А. Древнеанглийская поэзия. – М.: Наука, 1980. – С.171-232.
  6. Поэзия // Беовульф – Анализ [http://bespotte.ru/p/beovulf_-_analiz].
  7. Бурчина Д. А. Буряты. Народы и культуры. – М. Наука, 2004.
  8. Клементьев А. Число Девять – магическая цифра Великой Степи. –

Интересная статья? Поделись ей с другими: