УДК 8

Сентиметивные части речи русского языка

Середа Евгения Витальевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры Современного русского языка Московского государственного педагогического университета.

Аннотация: Данная статья посвящена описанию трехчастной круговой модели частей речи современного русского языка. Обосновывается необходимость терминологической конкретизации дефиниции "особые части речи", вводится понятие "сентиметивных частей речи" для таких групп слов, как междометия и звукоподражательные слова, описывается место синкретичных языковых явлений на предложенной круговой схеме.

Ключевые слова: язык, морфология, междометие, интеръектив, части речи, классификация, сентиметивный, знаменательный, служебный.

Вопрос о классификации частей речи до сих пор является одним из актуальных вопросов грамматики русского языка. Анализ взаимодействия единиц разных частеречных классов и выявление синкретичных и гибридных языковых явлений показывает, что система частей речи может быть представлена как совокупность пересекающихся взаимодействующих мастеренных полей.

«Перекрестки» занимают синкретичные образования, в которых воплощены возможные «конфликты» лексических и грамматических значений. Отдельные словоформы и классы слов могут быть квалифицированы как синкретичные, т.е. совмещающие в разных пропорциях свойства двух и более противопоставленных частей речи, связанных между собой явлениями переходности.

По мнению ряда исследователей, в настоящий момент «весьма перспективным представляется поиск способов визуализации морфологической системы, создание сублогической модели которой невозможно в рамках традиционной (двухмерной - ЕС) геометрии и требует новых подходов, поскольку внимание привлекает уже не упорядоченный набор элементов системы языка, а изображение их внутренних взаимосвязей» [Высоцкая 2006: 444].

Вместе с тем упорядоченный набор элементов системы языка – это и есть отражение сути языка как иерархического целого, и потому поиск адекватной модели не сводится к сугубо практической методической цели. Но упорядочение любой системы невозможно, если не учитываются отдельные ее элементы и свойства. Одним из таких системообразующих элементов является класс интеръективов (междометий).

Междометия уже давно рассматриваются как отдельная часть речи, однако ее грамматический статус терминологически «затерт»: междометия (наряду со звукоподражаниями и модальными словами) названы «особой» частью речи. В то же время подобное определение не передает функционального значения этих классов слов, а лишь указывает на их изолированность и непохожесть на знаменательные и служебные слова.

Вместе с тем анализ функционирования междометий и слов других частей речи показал, что междометная система не является изолированным классом слов. Междометия взаимодействуют не только с такой близкой по структурным и семантическим признакам частью речи, как звукоподражания (звукоподражательные слова), но и с системами знаменательных и служебных частей речи. Их соединяют зоны синкретизма, в которых и находит отражение это взаимодействие.

Тесные связи междометий с именами существительными, глаголами, наречиями, частицами [Шигуров 2010, Середа 2005] и звукоподражаниями [Кунгуров, Тихонов 1968] уже не раз отмечались исследователями.

Наличие зон синкретизма междометий с обеими традиционно выделяемыми группами частей речи позволяет говорить о том, что в грамматическом строе русского языка оппозиция групп частей речи носит не бинарный, а тройственный характер: знаменательные (ЗЧР) – сентиметивные (СЧР) [Середа 2002: 17] – служебные (СлЧР) части речи. Такое тройное противопоставление имеет множество прецедентов в грамматическом строе русского языка. Так, например, оно характерно для функциональных типов предложений [Валимова 1967, Калинина 1986], структурно-семантических типов простого предложения [Бабайцева 1968] и т.д. Такое противопоставление эффективнее представляется не привычной организационной, а круговой схемой (рисунок 1).

1

Рисунок 1. Круговая схема.

Наиболее адекватную картину системы частей речи русского языка дает наложенная на круговую схему трехступенчатая классификация, в которой основным критерием выделения ступеней является полнота набора дифференциальных признаков этой части речи. В соответствии с этим критерием выделяется по 3 ступени в иерархии знаменательной, служебной и сентиметивной систем.

К I ступени относятся ядерные образования, обладающие полным набором дифференциальных признаков (ЗЧР: существительное, прилагательное, глагол, наречие; СлЧР: предлог; СЧР: междометие).

II–ую ступень образуют переходные явления, совмещающие дифференциальные признаки частей речи, относящихся к I ступени (ЗЧР: числительное, имя состояния, причастие, деепричастие; СлЧР: союз; СЧР: звукоподражания).

К III ступени относятся синкретичные явления, совмещающие в себе дифференциальные признаки частей речи, относящихся к I и II ступени в своих системах. Эти ступени и связывают в подлинную систему структурно-семантические группировки слов на морфологическом уровне. Зона синкретизма ЗЧР и СлЧР представлена местоимением, ЗЧР и СЧР – модальными словами, СлЧР и СЧР – частицами. Также в эти зоны синкретизма попадают частные явления транспозиции (например, группа этикетных междометий и пр.)

Особую роль играют языковые явления, попадающие в зону синкретизма сразу трех частеречных объединений – зону IIIx. В этой зоне могут быть размещены слова-частицы ДА и НЕТ, не имеющие своего статуса, но способные совмещать в себе признаки и знаменательных, и служебных, и сентиметивных частей речи [Бабайцева 2010].

Представленная дифференциация частей речи базируется на классической классификации, в которой части речи выделяются с учетом трех основных признаков: 1. категориальное значение; 2. морфологические категории; 3. синтаксическая функция. Однако ведущим здесь становится принцип, всегда учитывающийся при любой частеречной типологии, но рассматривающийся как попутный: это синтаксический критерий. Как отмечает В.В.Бабайцева, именно он является базовым при разграничении омонимичных явлений и именно в выполнении определенной синтаксической функции реализуется часть речи [Бабайцева 2010]. При разграничении больших классов слов «необходимо учитывать совокупность семантических и грамматических свойств», среди которых важен также морфемный состав рассматриваемых единиц. Поэтому целесообразнее анализировать явление в последовательном определении: 1) выполняемой синтаксической функции; 2) морфемного состава и морфологических категорий; 3) категориального значения.

Так, для ЗЧР характерно: 1) способность выполнять роль членов двусоставного и односоставного предложения; 2) определенный морфемный состав, наличие грамматических и лексико-грамматических признаков (преимущественно изменяемы); 3) наличие категориального и лексического (номинативного) значения.

Для СлЧР характерно: 1) не являются (самостоятельно) членами предложения, но взаимодействуют со словами ЗЧР, лексико-грамматически связаны с ними; 2) неизменяемы, отсутствуют грамматических и лексико-грамматических признаков; 3) наличие категориального и отсутствие лексического (номинативного) значения.

Для СЧР характерно следующее: 1) основная синтаксическая функция – образуют собой нечленимое предложение и могут выступать в роли вводных компонентов; 2) отсутствие обычных форм словообразования и словоизменения (преимущественно неизменяемы); общее в грамматике – повторы; 3) наличие категориального, отсутствие лексического значения (десемантизация); выражение содержания (значения) разнообразной и богатой интонацией в речи, обязательное наличие в семантике эмоциональной семы («эмоциональное созначение»).

Представленная схема позволяет не только систематизировать традиционно выделяемые классы слов с учетом полноты набора их дифференциальных признаков, но также помогает наглядно представить полевую структуру частей речи и пути транспозиции явлений одних частей речи в другие.

Список литературы

  1. Бабайцева В. В. Односоставные предложения в современном русском языке / В. В. Бабайцева. - М., 1968.
  2. Бабайцева В.В. Синтаксический статус слов да и нет // Бабайцева В.В. Избранное 2005-2010. – М./Ставрополь. 2010.
  3. Бабайцева В. В. Явления переходности в грамматике русского языка / В. В. Бабайцева. – М., 2000. С. 317.
  4. Валимова Г. В. Функциональные типы предложений / Г. В. Валимова // Функциональные типы сложного предложения в современном русском языке. - Ростов-н/Д, 1967.
  5. Виноградов В. В. Русский язык Грамматическое учение о слове / В. В. Виноградов. – М., 1972. С.214.
  6. Высоцкая И. В. Синкретизм в системе частей речи современного русского языка / И. В. Высоцкая. – М., С. 443.
  7. Калинина А. А. Риторический вопрос среди различных типов предложений / А.А. Калинина // РЯШ, 1986, №4.
  8. Кунгуров Р.К., Тихонов А.Н. Изобразительные слова как самостоятельная часть речи / Р.К. Кунгуров, А.Н. Тихонов // Вопросы теории частей речи. – Л., 1968.
  9. Середа Е.В. К вопросу о статусе междометий / Е.В. Середа // РЯШ. – М., 2002, №5. С. 14-18.
  10. Середа Е.В. Морфология современного русского языка. Место междометий в системе частей речи / Е. В. Середа. – М.: Наука-Флинта, 2005.
  11. Середа Е.В. Пути пополнения непервообразных междометий в разговорной молодежной речи, в сленге / Е.В. Середа // Сборник материалов по итогам научно-исследовательской деятельности студентов в области гуманитарных, естественных и технических наук. – М., 2000.
  12. Шигуров В.В. Интеръективация как тип ступенчатой транспозиции языковых единиц в системе частей речи / В.В. Шигуров. – М: Академия, 2010.
  13. Шигуров В.В. О ступенчатом характере и пределе интеръективации глаголов в русском языке (на материале императивных образований) / В.В.Шигуров // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 г.): Труды и материалы: / Под общ. ред. К.Р. Галлиулина.– Казань, 2004. – С. 129-131.

Интересная статья? Поделись ей с другими: