УДК 656.61

Некоторые аспекты повышения эффективности эксплуатации флота

Рудиков Максим Сергеевич – аспирант кафедры Судовождения Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова.

Аннотация: Актуальность темы обусловлена тем, что, несмотря на множество различных видов транспорта, осуществляющих перевозку товаров водный транспорт, считается приоритетным. Суда являются основным элементом водного транспорта. Эффективность работы каждого судна совместно с эффективной организацией работы морских портов обеспечивает эффективность работы флота в целом. Целью данной статьи является рассмотрение основных подходов к построению системы оценки эффективности управления работой флота, а также возможности их сочетания и комбинирования, которые влияют на экономические показатели работы флота. В работе представлена характеристика основного экономического показателя, который раскрывает эффективность работы отдельных судов. Определяется взаимосвязь эффективности работы флота и морских портов. Раскрывается эффективность использования информационных технологий, влияющих на экономические показатели работы портов и флота.

Ключевые слова: работа флота, система оценки, система контроля, показатель эффективности, универсальные модели, морские порты.

В настоящее время вопросу оценки эффективности управления работой флота уделяется большое внимание. Система контроля и оценки деятельности флота, как и оценка деятельности любого предприятия, является важным элементом, от которого зависит эффективность работы всего предприятия в целом. Система управления работой флота зависит от системы контроля, а показатели оценки эффективности выступают основой системы стимулирования.

Таким образом, выбор параметров контроля эффективности управления работой флота является сложной задачей. На сегодняшней день известны несколько подходов к построению системы оценки эффективности управления:

  • подход на основе рыночных показателей, при котором измеряются цены на товары и услуги, акции предприятия и доход на инвестированный капитал;
  • подход, основанный на отслеживании выхода различных структурных единиц, при котором измеряются и отслеживаются показатели для каждой структурной единицы, то есть контролируется выполнение поставленных перед ними задач;
  • бюрократический подход, при котором устанавливаются правила поведения и действия, основой данного подхода является стандартизация, то есть контролируется не результат деятельности, а соблюдение процедур и правил;
  • подход, основанный на установлении норм отношений и системы ценностей работы организации, при данном подходе система контроля превращается в систему самоконтроля, то есть участники контролируют и оценивают эффективность своей работы с позиции интересов предприятия [1].

Все перечисленные подходы могут сочетаться и комбинироваться. Оценивая работу флота можно использовать один из данных подходов, например, контроль выполнения поставленных задач перед различными структурными единицами, при этом необходимо использовать единый показатель, который применяется в плановой экономике. Данный показатель характеризует отношение плановых заданий к фактическому времени, затраченному на их выполнение. При соблюдении всех нормативов это отношение равно единице, при сокращении времени на транспортные операции это показатель увеличивается и наоборот. Данный показатель может характеризовать эффективность работы отдельных судов, но не работы флота [2].

Технический потенциал позволяет внедрить универсальные модели различного назначения, содержащие математические модели движения судна (состава), рейса и грузовой линии, прежде всего для определения основных плановых показателей, оперативного нормирования операций ходового времени не только в зависимости от условий плавания, но и от эксплуатационных ситуаций. Моделирование работы флота допускает уточнение решений, полученных на начальном этапе планирования. Таким образом, с продвижением навигационных систем появляется способ автоматизированного съема информации о дислокации флота, в результате чего, имитационные модели являются действительно полезным инструментом для отработки решений при оперативном планировании и нормировании для оценки результатов деятельности различных управленческих структур и судов. Однако, существуют определенные трудности, например, на сегодняшний день предприятия морского транспорта данные технологии используют в единичных экземплярах, а разработка таких информационных технологий не ведется вовсе. Сложившаяся ситуация является проблемой российского общества, которая заключается в низком рыночном интеллектуальном уровне принимаемых решений вследствие низкой квалификации управленцев, хорошо знающих предметную область, но не способных применять и оценивать аналитические информационные технологии с точки зрения затрат и выгод [3].

Эффективность работы флота связана с эффективностью работы морских портов. Работа морских торговых портов представляет собой комплексную систему, так как затрагивает различные виды транспорта, такие как железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и другие, которые обеспечивают начальные и конечные операции любого транспортного цикла. В дальнейшем эти операции связываются в транспортный процесс, который обеспечивает неразрывность транспортной системы.

Ранее работа морских портов была монопольной деятельностью государства. Порты включались в состав морских пароходств, не представляя собой самостоятельных единиц. Их регулирование основывалось на принципах функционирования единой плановой системы управления.

На сегодняшний день проводимая экономическая модернизация в Российской Федерации, вовлекшая все ответвления народного хозяйства страны, продемонстрировала большое воздействие на деятельность морских портов, основой исполнения которых являются информационные потоки. Формы портов изменились в плане организации. В настоящее время они выступают как самостоятельные, самофинансируемые предприятия. Глобализация мировой экономики, расширение внутренних и внешнеторговых связей России, развитие транзитных перевозок, интеграционные процессы на транспорте оказывают большое воздействие на формирование производственной деятельности портов. В данных условиях важное значение заслуживают организационно-экономические факторы, особое положение среди которых занимает улучшение системы управления производством. Создание единого мирового информационно-коммуникационного пространства посредством развития международных интермодальных коридоров определяет интеграционные процессы на транспорте [4].

Таким образом, несмотря на повышение эффективности использования информационных технологий в работе, как морских портов, так и флота, проблемы управления портами и флотом остаются острыми в настоящее время, для их решения, по нашему мнению, необходимо изменять экономические условия в стране.

Список литературы

  1. Платов А.Ю., М.В. Никулина. Проблемаоценки эффективности управления работой флота: статья / А.Ю. Платов.М.В. Никулина - Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2016. С. 211-214.
  2. Платов А.Ю. Методы оперативного планирования работы речного грузового флота на основе оптимального нормирования ходовой операции: монография / А.Ю. Платов. - Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009. - 156 с.
  3. Платов А.Ю., Платов Ю.И. Эффективность оптимизирующих методов при оперативном планировании работы флота // Вестник ВГАВТ. - № 37. - Н. Новгород, 2013. - С. 109-112.
  4. Шмелева Е. С. Перспективы развития морских портов [Электронный ресурс] / Е. С. Шмелева. – Режим доступа: http://www.morvesti.ru/analitika/1688/89829/ (дата обращения: 16.01.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: