УДК 004.8

Состояние и перспективы использования искусственного интеллекта для повышения эффективности российской экономики

Клишо Сергей Алексеевич – кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономической теории Института технологий управления МИРЭА – Российского технологического университета.

Федоткина Галина Николаевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономической теории Института технологий управления МИРЭА – Российского технологического университета.

Аннотация: В рамках статьи авторами предпринята попытка проследить закономерности и связи между развитием искусственного интеллекта и развитием экономики страны и ее эффективности. Проведено исследование технологии искусственного интеллекта, как инструмента экономического развития России. Кроме того, представлены рекомендации, которые помогают смягчить воздействие основных препятствующих факторов и ускорить интеграцию искусственного интеллекта в приоритетных секторах национальной экономики для достижения национальных и глобальных целей развития.

Ключевые слова: искусственный интеллект, экономика, развитие, цифровизация, информационные технологии.

Уровень развития технологий и скорость перехода страны к цифровой экономике становятся ключевыми факторами, определяющими качество жизни граждан, темпы социально-экономического развития и позиции страны на международной арене, как в области информационных технологий, так и классических экономических секторы.

Эпоха “Индустрии 4.0” связывает технологии, стирает границы между физическими, биологическими и цифровыми аспектами нашей жизни, что становится все более возможным благодаря активному Интернету и технологической экспансии, а также включению искусственного интеллекта (ИИ).

Президент России неоднократно говорил об актуальности изучения и развития искусственного интеллекта. Он подчеркнул, что “искусственный интеллект, несомненно, является основой еще одного прорыва для всего человечества в его развитии” [1] Однако он отмечает, что развитие искусственного интеллекта сопряжено с рядом рисков, которые требуют принятия превентивных мер для их преодоления.

В связи с этим перед российским правительством стоит задача достижения широкого использования ИИ "при решении любых задач, как в государственном, так и в бизнес-сегментах.

Россия активно принимает меры, направленные на разработку и внедрение искусственного интеллекта. Так, для выполнения этих задач была разработана национальная программа “Цифровая экономика” и, в частности, федеральный проект "Искусственный интеллект".

Искусственный интеллект стал объектом исследования во многих научных работах российских и зарубежных авторов, в том числе: Браун А. С., Шевкунов М. А., Маркоткин Н., Морхат П. М., Холодная Е. В., Джон Маккарти, Даниэль Кастро, Джошуа Нью, Эдвард Альберт Фейгенбаум, Ник Бостром. Тем не менее, с развитием общества появляются новые явления, которые нуждаются в глубоком изучении. В этой статье были предприняты попытки рассмотреть их.

Искусственный интеллект - одна из наиболее динамично развивающихся технологий, способствующих увеличению темпов экономического роста, улучшению государственного управления и благосостояния.

В России социально-экономическое развитие уже давно является дискуссионной темой. Однако в нынешних кризисных условиях это представляет особый интерес. 2020-2021 годы были годами серьезных волнений: пандемия OVID-2019, нестабильные цены на нефть, введение новых экономических санкций - все эти факторы изменили образ жизни не только отдельных граждан, но и страны в целом.

Эти факторы привели к падению доходов России, и дефицит бюджета, как ожидается, составит 2,4% ВВП в 2021 году [4]. В условиях ограниченных ресурсов особенно важно эффективно управлять ими, поэтому возникает необходимость совершенствования механизма социально-экономического развития и государственного управления. Это подводит нас к вопросу, может ли искусственный интеллект стать одним из источников преодоления нынешнего кризиса?

Использование технологий искусственного интеллекта позволяет: автоматизировать рутинные процессы и опасные виды работ, освободить сотрудников от монотонной работы и способствовать принятию оптимальных решений.

Эти факты способствуют более эффективному использованию ресурсов, в том числе человеческого потенциала.

На данном этапе развития цифровой экономики России уровень развития внутреннего рынка ИИ, как отмечается в экспертном сообществе, характеризуется следующим:

  • за прошедшее десятилетие наработанный потенциал цифровизации промышленности способствовал развитию сферы промышленного ИИ, а разработанные технологии ИИ в России уже сейчас конкурентоспособны на глобальных рынках и могут быть применены к большинству промышленных видов деятельности включая нефтегазовый сектор, металлургию, машиностроение [5, С.111 ];
  • согласно результатам исследования Microsoft, в России активное внедрение технологий ИИ бизнесом обеспечивает лидирующие позиции в мире (30% при среднем уровне показателя – 22,3% [8];
  • статистика показывает, что самый большой исследовательский потенциал сегодня сосредоточен вокруг Центров компетенций, формирующихся сегодня в разных регионах страны (Рис. 1).

1

Рисунок 1. Центры компетенций России, активно развивающих промышленный ИИ. [3, С.3]

Бюджет России вполне сравним с расходами других стран-лидеров, входящих в топ-12 стран по количеству инвестиций в НИОКР и расходам на развитие в 2021 г., и занимает восьмую позицию (рис. 2).

2

Рисунок 2. Топ-12 стран по количеству инвестиций в исследования ИИ и расходам на развитие в 2021 г., млрд долл. США. [3]

Однако следует отметить, что существуют определенные обстоятельства, которые препятствуют максимизации выгод от использования искусственного интеллекта в качестве инструмента экономического развития страны и улучшения ее государственного регулирования. Давайте рассмотрим основные из них:

  1. Несовершенное правовое регулирование.

Технологии искусственного интеллекта являются одной из самых быстрорастущих областей, и многие технологические решения значительно опережают развитие нормативно-правовой базы. Этот факт обусловлен не только спецификой этих технологий, но и несвоевременным правовым регулированием. Ярким примером этого является задержка с принятием Стратегии развития искусственного интеллекта. Документ был принят только в 2019 году. Представляется, что решением этой проблемы может стать более активное использование "регулятивных песочниц". Эта мера позволит протестировать технологию в определенной области, и только тогда она позволит быстрее принимать обоснованные решения о регулировании технологии по всей стране.

"Мягкие" формы регулирования также могут быть эффективным инструментом для максимизации преимуществ технологий искусственного интеллекта. Правительству следует поддерживать и поощрять принятие и внедрение документов, кодексов этики и других инструментов добровольного применения. Похоже, что создание инструментов саморегулирования (таких как принципы Асиломара) будет способствовать развитию самосознания среди разработчиков технологий искусственного интеллекта и тех, кто их применяет. Кроме того, эти инструменты будут способствовать большей поддержке развития искусственного интеллекта в обществе, поскольку это гарантирует, что эти технологии не будут использованы против него.

  1. Недостаточное развитие международного сотрудничества.

Развитие международного сотрудничества в области искусственного интеллекта, обмен технологиями и специалистами позволят нам добиться большего прогресса в разработке искусственного интеллекта. Одним из основных инструментов развития международного сотрудничества является участие России в различных конференциях, разработке международных стандартов и переговорах, проводимых на ключевых международных площадках: ОЭСР, МСЭ, МЭК и ИСО.

  1. Неблагоприятный инвестиционный климат.

Следующим перспективным направлением ускорения развития искусственного интеллекта в России является улучшение инвестиционного климата и создание благоприятной бизнес-среды.

Насущная необходимость совершенствования механизма привлечения инвестиций в российскую экономику обусловлена необходимостью не только создания новых технологий и разработки инновационной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке, но и увеличения доли несырьевого неэнергетического экспорта, создания новых высокотехнологичных рабочих мест и улучшения навыки сотрудников, работающих на высокотехнологичных предприятиях. Для реализации целей инвестиционной политики Правительство Российской Федерации приняло "План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и увеличению их доли в ВВП до 25 процентов". Однако принятие этих мер является недостаточным, о чем свидетельствуют результаты опроса Ernst & Young, который был проведен в 62 иностранных компаниях. [8]

Согласно этому исследованию, одним из главных препятствий для нашего бизнеса являются частые изменения законодательства. Нет сомнений в том, что законодательство должно быть изменено, чтобы соответствовать вызовам времени, особенно в такой быстро развивающейся сфере, но 50 процентов респондентов заявили, что изменения происходят чаще, чем необходимо. Более того, 34% респондентов обеспокоены несоответствием между законом и текущей бизнес-средой.

Кроме того, высокий уровень административных барьеров создает трудности для ведения бизнеса для 39% участников опроса.

Представляется, что снижение влияния таких негативных факторов, как неоправданно частые изменения законодательства, высокий уровень административных барьеров и несоответствия между законом и текущей бизнес-средой, создаст более благоприятную деловую среду и сделает Российскую Федерацию более привлекательной для инвестиций.

  1. Высокий уровень интеллектуальной миграции из России и нехватка квалифицированных кадров

Особое внимание следует обратить на высокий уровень интеллектуальной миграции из России. По данным Росстата, в 2018 году страну покинули 77,3 тысячи россиян. Однако стоит отметить, что эта миграционная статистика не отражает реальной картины, поскольку в ней учитываются только те, кто при переезде из России прошел законную процедуру в рамках миграционного учета. Только в страны "классической" иммиграции ежегодно переезжает 100-120 тысяч человек. Важно отметить, что молодые, амбициозные люди, готовые работать, мигрируют из страны. Такие люди могут стать источником для развития искусственного интеллекта в стране.

В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование грантовой системы обучения в вузах, расширение сотрудничества с зарубежными вузами, налаживание системы обмена студентами с их последующим возвращением.

Таким образом, развитие искусственного интеллекта позволит России совершить столь необходимый "экономический скачок" и повысить качество государственных услуг. Преодолевая вышеупомянутые препятствия и максимизируя положительные эффекты от развития искусственного интеллекта, внедрение этих технологий в экономику страны должно стать одним из приоритетов государственного управления.

Список литературы

  1. Агентство ТАСС, дефицит федерального бюджета России в 2021 году составит 2,75 трлн рублей // https://tass.ru/ekonomika/9476029.
  2. Агентство ТАСС, Путин назвал искусственный интеллект основой для нового прорыва в развитии человечества (2020) // https://tass.ru/ekonomika/10172451.
  3. Анализ рынка искусственного интеллекта в 2021 году [Электронный ресурс]. URL: https://rdc.grfc.ru/2021/11/artificial-intelligence-market-analysis/ (дата обращения: 24.01.2022).
  4. Городнова Н.В. Применение искусственного интеллекта в бизнес-сфере: современное состояние и перспективы // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1473-1492.
  5. Доржиева В.В. Национальные приоритеты развития промышленного искусственного интеллекта в условиях новых технологических вызовов // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – c. 111-122.
  6. Интерфакс, Путин призвал заранее пресечь все риски, связанные с ИИ (2020) // https://www.interfax.ru/russia/739934.
  7. Искусственный интеллект. Год науки и технологий. 2021 (ноябрь). [Электронный ресурс]. URL: https://годнауки.рф (дата обращения: 5.11.2022).
  8. Исследование Ernst & Young, КСИИ: иностранный бизнес в России (2020)//https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/eycom/ru_ru/news/2020/10/ey-fiac-survey-2020-rus.pdf.
  9. Ленчук Е.Б. и др. Формирование цифровой экономики в России: вызовы, перспективы, риски. / Монография. - СПб.: Алтейя, 2022. – 320 c.
  10. Маркоткин Н., Черненко Е. Развитие технологий искусственного интеллекта в России: цели и реальность. Фонд Карнеги. [Электронный ресурс]. URL: https://carnegie.ru/2020/07/07/ru-pub-82173 (дата обращения: 05.11.2022).
  11. Министерство экономического развития России, заместитель министра Оксана Тарасенко в интервью CNews - о развитии искусственного интеллекта в России (2021) // https://www.cnews.ru/articles/2021-02-09_zamministra_ekonomicheskogo_razvitiya.

Интересная статья? Поделись ей с другими: