УДК 656.07

Предпосылки развития управления логистикой на рынке электронной коммерции B2C Китая в 21 веке

Ван Яжун – студент Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова.

Аннотация: В этой статье рассматривается вопрос обратной логистики рынка электронной коммерции B2C в 21 веке в совокупности с рынком электронной коммерции Китая. Статья начинается с анализа значения обратной логистики и характеристики рынка электронной коммерции B2C, а далее идет исследование управления обратной логистикой на китайском рынке электронной коммерции B2C.

Ключевые слова: B2C, электронная коммерция, управление логистикой.

Западные страны, которые ранее разработали модель логистики, имеют большое значение для развития модели логистики Китая Продукты и соответствующая информация должны быть эффективны и рентабельны от точки происхождения до точки потребления, чтобы достичь цели возмещения стоимости и надлежащей утилизации. Все отрасли сталкиваются с проблемой возврата продукции, и причин этому много, например, проблемы с качеством, отклонения в количестве поставленной продукции и так далее. Возможны даже недефектные возвраты, из-за которых Philips ежегодно теряет десятки миллионов долларов. Система отзыва продукции возникла в 1960 г. В настоящее время во многих государствах-членах ЕС введены специальные законы, требующие от производителей отзывать продукцию после выявления ее дефектов. С усилением прав потребителей отзыв продукции быстро распространился с автомобилей и компьютеров на мобильные телефоны, бытовую технику, предметы первой необходимости и другие отрасли. Сказываются и требования в сфере охраны окружающей среды. Например, в Соединенном Королевстве «Закон о налогах на свалки», принятый в 1997 году, сделал стоимость удаления твердых отходов более высокой, чем раньше. В 2003 году моя страна также обнародовала «Проект закона о переработке электронных отходов», в котором четко указывается, что производители обязаны утилизировать и перерабатывать отходы. Новые и модернизированные продукты из Китая выводятся на рынок с беспрецедентной скоростью, а появление электронной коммерции указывает на то, что появляется все больше каналов для оперативной поставки продуктов, которые будут представлены на рынке. А вместе с этим появляется больше упаковки, больше возвратов и больше отходов.

Электронная коммерция Китая в основном делится на две категории: бизнес-потребитель (B2C) и бизнес-бизнес (B2B), которые можно дополнительно разделить в соответствии с характеристиками транзакций: C2C, C2B, B2E, B2G, G2C и т. д. Среди них рынок электронной коммерции B2C имеет самый большой потенциал. Согласно отчету eMarketer в США (май 2005 г.), эта сфера выросла в 8-9 раз с 2000 по 2004 г. С ростом привлекательности рынка электронной коммерции все крупные компании, занимающиеся розничной торговлей, вышли на рынок электронной коммерции B2C. По сравнению с традиционным рынком объем информации на рынке электронной коммерции Китая увеличился, а эффективность передачи информации повысилась. Но также значительно возросла нестабильность, особенно для транзакций B2C отдельных потребителей. Информационные технологии дают малозатратные преимущества и в то же время облегчают распространение ложной информации о товарах. Большое количество информации обеспечивает потребителей справочной информацией и увеличивает вероятность введения их в заблуждение. Сделки с материальными товарами в электронной коммерции, как правило, контролируются традиционным проникновением на рынок и в сеть, отделением заказа и распределения от оператора. Эти разделения обеспечивают удобство транзакции, но также несут риски безопасности. Оплата на рынке электронной коммерции обычно предшествует доставке товара. Реализация гарантий возврата и обмена в электронной коммерции не идеальна, из-за чего потребителям сложно получить удовлетворение от своих покупок. Большинство нематериальных продуктов являются информационными товарами или услугами, качество которых сложно оценить до использования. Как только потребитель покупает дефектный продукт, он, скорее всего, откажется от него и отдаст предпочтение аналогам. Кроме того, нематериальные продукты легко копировать, и на рынке часто имеется большое количество «подделок», таких как пиратские компакт-диски и нелегальное условно-бесплатное ПО. Эти товары зачастую более конкурентоспособны, чем подлинные товары. Производители несут из-за этого огромные экономические потери и даже изымают подлинные товары с рынка. Это серьезно влияет на жизненный цикл продукции.

В 21 веке, когда структура экономики постоянно трансформируется, а скорость обращения ресурсов ускоряется, управление логистикой становится отраслью с широкими перспективами. Традиционный способ транспортировки товаров через складские помещения далек от удовлетворения потребностей развития электронной коммерции. Логистика должна быть информатизирована, объединена в сеть и многофункциональна. Таким образом, широкое применение электронной коммерции может активно корректировать стратегию развития логистики, тем самым повышая качество и уровень всего управления логистикой и оптимизируя общий эффект управления логистикой.

В отличие от традиционного управления логистикой, управление логистикой, основанное на среде электронной коммерции, представляет собой еще одну концепцию. В основном с помощью компьютерных технологий оптимизируются процессы производства и продажи товаров, они становятся удобнее и быстрее. Оптимизация управления логистикой должна основываться на потребностях клиентов, предприятия должны формулировать планы закупок для обеспечения эффективности. Также им нужно укреплять связь с производственными площадками, формировать планы заказов, определять места хранения товаров, обмениваться информацией об обращении товаров, усиливать управление количеством запасов. Для увеличения прибыли предприятиям необходимо сокращать запасы и ненужный товарооборот, управлять складом. Управление складом включает в себя выбор, хранение и распределение продукции и надзор за ее качеством, управление транспортировкой. Управление транспортом – это управление передвижением транспортных средств. В процессе транспортировки продукции роль транспортных средств может быть полностью задействована для снижения транспортных расходов.

Сегодня модель электронной коммерции становится все более популярной. Хотя многие логистические компании сформулировали соответствующие планы развития сети и постепенно создали сетевые бизнес-системы, в целом степень информатизации управления логистикой в моей стране ниже, чем в зарубежных стран в тот же период. Она недостаточно высока, концепция информатизации еще не в полной мере популяризирована, методы управления информатизацией не получили широкого распространения на логистических предприятиях. Многие менеджеры логистики до сих пор не в состоянии контролировать автоматизированную операционную деятельность. Это также во многом ограничивает совершенствование процессов управления логистикой.

Большинство из пользователей систем электронной коммерции являются малыми и средними предприятиями, рентабельность которых не так высока, как у крупных предприятий. Поэтому им не хватает квалифицированных специалистов в логистической сфере. В связи с непрерывным развитием экономической глобализации специалистам по управлению логистикой необходимо овладевать не только дополнительными знаниями в области управления предприятием, связанными с управлением логистикой и знаниями в этой области, но и навыками общения на иностранных языках, знаниями в области транспорта, экономики. Это показывает, что персонал, занятый в сфере управления логистикой, должен быть высококвалифицированным. В настоящее время логистические предприятия Китая не достигли этого стандарта с точки зрения количества и качества, система распределения логистики электронной коммерции нуждается в улучшении. Хотя применение электронной коммерции может помочь реализовать информатизацию логистики, что касается фактической ситуации с распределением логистики в Китае, логистическая информация не обновляется вовремя, а работа сети не идеальна.

В настоящее время многие предприятия уделяют больше внимания грузоперевозкам и инвентарным услугам, игнорируя управление логистическими затратами, информационными материалами, логистическими информационными услугами и другими факторами. С 1991 по 2002 год общая стоимость логистики в моей стране выросла с 518,2 млрд. юаней до 1 трлн. юаней, увеличившись примерно в 3,2 раза. Это тормозит современный уровень развития логистического менеджмента, не позволяет реализовать специализацию и сервис логистического менеджмента. С другой стороны, уровень схемы проектирования логистики и транспорта все еще находится на низком уровне и не имеет общей перспективы. Это не способствует росту уровня обслуживания логистического менеджмента.

Нынешнее развитие китайского рынка электронной коммерции B2C незрело, а рыночная среда не идеальна. Это мешает продавцам лучше использовать свой рыночный потенциал и препятствует здоровому развитию рынка электронной коммерции. Как продавцы могут завоевать больше доверия и лояльности клиентов на рынке электронной коммерции с огромным потенциалом? Бостонская компания обнаружила, что «отсутствие хорошего механизма вывода средств» является второй по значимости причиной, по которой клиенты отказываются делать покупки в Интернете. Фактически, экономическая ценность обратной логистики постепенно возрастает с развитием рынка электронной коммерции B2C. Стратегия обратной логистики как важное средство снижения затрат, повышения удовлетворенности клиентов и усиления конкурентных преимуществ привлекает к себе все больше внимания.

Таким образом, текущий рынок электронной коммерции B2C в Китае, от первого контакта до послепродажного обслуживания, всегда обращает внимание на качество обслуживания клиентов, что является ключевым отличием его от других сфер. Будь то виртуальная организация или организация с виртуальным отделом, предприятие розничной торговли должно иметь эффективную систему возврата, если оно хочет иметь стабильную клиентскую базу и низкие эксплуатационные расходы. Возврат включает полный возврат по первоначальной оптовой цене и скидку от этой цены. При определенных ограничениях по партиям корректировка цены возврата может оптимизировать общие интересы поставщиков и розничных продавцов. В настоящее время некоторые производители в Китай начинают придерживаться стратегии нулевого возврата – не принимают никаких возвратов от розничных продавцов и предоставляют скидки при доставке, чтобы производители и розничные продавцы могли сбалансировать затраты и выгоды за счет соответствующих коэффициентов возврата. Ответственность заключается в четком праве собственности на возвращенные товары, прописанном в договоре о сотрудничестве между производителем, поставщиком и продавцом. Только при отражении в договоре подробных условий можно избежать споров.

Подводя итог, можно сказать, что индустрия логистики Китая развивается в среде электронной коммерции, но в управлении логистикой пока существует много проблем, таких как ограниченный размер предприятий. Это приводит к отсутствию единой системы управления логистикой. Текущая ситуация в логистической отрасли Китая эффективно используется для адаптации к быстрому развитию электронной коммерции.

Список литературы

  1. Анализ инновационных стратегий управления логистикой в условиях электронной коммерции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.renrendoc.com/p-11529063.html.
  2. Анализ стратегии оптимизации управления логистикой на основе среды электронной коммерции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://m.xzbu.com/3/view-7605723.htm
  3. Интернет-ресурсы На основе анализа стратегии оптимизации управления логистикой в среде электронной коммерции [Электронный ресурс].
  4. Дискуссия об инновациях управления логистикой в условиях электронной коммерции – Дом госслужащих [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.gwyoo.com/lunwen/dzswztlw/dzswmylw/201612/638701.html
  5. Анализ инновационности управления логистикой в условиях электронной коммерции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.xzbu.com/3/view-7677045.htm
  6. Дискуссия об инновациях управления логистикой в среде электронной коммерции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.renrendoc.com/paper/147701743.html.

Интересная статья? Поделись ей с другими: