УДК 33

Позиция европейских компаний в условиях глобальной цифровой экономики

Ван Гэн – бакалавр Школы компьютерных наук и технологий Чанчуньского педагогического университета.

Аннотация: В последние годы все чаще поднимается тема глобальной цифровой экономики. Можно выделить три ключевых элемента, которые формируют это понятие: электронная коммерция, платформенная экономика и цифровые платежи. При упоминании этих элементов невозможно не затронуть тему всемирной конкуренции за инновации и коммерциализацию исследований и разработок в секторе высоких технологий. Примечательно, что государства-члены ЕС способны конкурировать с США и Китаем в области ИИ и занимают высокие позиции в исследованиях, но отстают в коммерческом внедрении и финансировании ИИ. Следовательно, теперь им нужно догнать США и Китай, которые являются домом для крупных технологических игроков: Google, Apple, Facebook, Amazon и Microsoft (GAFAM); и Baidu, Alibaba и Tencent (BAT) соответственно. В работе представлена позиция Европы в этой области, в том числе в сравнении со странами, оказавшимися в похожей позиции.

Ключевые слова: электронная торговля, платформенная экономика, цифровые платежи, глобальная цифровая экономика, высокие технологии, антимонопольные меры, европейский рынок, цифровая политика, местные компании, стартапы.

Европейский рынок стал глубоко интегрирован в глобальные рынки благодаря цифровизации, современным транспортным и коммуникационным средствам. ЕС, в котором проживает более 500 миллионов потребителей с высокой покупательной способностью и которые ищут качественные товары в сочетании с высоким уровнем физической и цифровой связи, прилагает усилия для создания единого цифрового рынка и улучшения регулирования электронной коммерции с 2015 года [1, c.16].

Чтобы электронная коммерция была успешной и эффективной, решающее значение имеют как физическая, так и цифровая связь и данные. Пользователи должны быть подключены к Интернету и готовы делать покупки онлайн [2, c. 109]. Для расширения бизнеса электронной коммерции физическая связь может быть столь же важна, как и цифровая связь, потому что без хорошей системы логистики компании не могут доставлять товары своим клиентам вовремя и в соответствии со стандартами. В ЕС логистические системы удовлетворительны, но сложность заказов и доставки в странах-членах ЕС сдерживает рост компаний в масштабах всей Европы. Более того, данные — это тот нематериальный ресурс, без которого компании электронной коммерции не могут предоставлять своим клиентам качественный и персонализированный сервис.

В сфере электронной коммерции ЕС стремится создать эффективные способы регулирования компаний электронной коммерции, не входящих в ЕС, которые работают на рынке ЕС, особенно для эффективного налогообложения всех компаний электронной коммерции, торгующих в ЕС [3]. Нынешние налоговые правила устарели для цифровой эпохи мировой экономики и не обеспечивают справедливой конкуренции.

Крупнейшими торговыми площадками электронной коммерции в Европе являются Amazon, Ebay и AliExpress, то есть американские и китайские компании. Эти компании являются как поставщиками электронной коммерции, так и комплексными платформами, предлагающими широкий спектр услуг, таких как потоковое воспроизведение видео и музыки и оплата. Самая большая проблема для европейских конкурентов с рынков США и Китая — их национальная ориентация. Например, Bol.com, который был признан самым популярным розничным продавцом среди потребителей в Нидерландах, но работает только в Нидерландах и Бельгии.

Следовательно, присутствие компаний электронной коммерции стран-членов ЕС на европейском и мировом рынках незначительно по сравнению с Amazon, Ebay и AliExpress. Национальные компании электронной коммерции, такие как Bol.com, уже завоевали доверие клиентов на территории страны, в которой они были разработаны, и ожидают смены предпочтений только в том случае, если новые компании электронной коммерции предложат по крайней мере 10-процентные скидки по сравнению с национальными альтернативами.

Чтобы защитить местные компании, европейские регулирующие органы во главе с комиссаром ЕС по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер расследуют антимонопольные опасения в отношении Amazon [4]. Вопрос о том, использует ли Amazon данные о сделках сторонних продавцов для корректировки и увеличения продаж собственных продуктов Amazon, особенно беспокоит ЕС.

Появление электронной коммерции, бытовых электронных услуг (таких как Uber, Airbnb и Deliveroo) и услуг цифровых платежей приводит к онлайн «экономике платформ», в которой крупные технологические компании предлагают широкий спектр онлайн-структур с относительно небольшим количеством сотрудников [5]. Например, в Uber работает чуть более 22000 сотрудников, при этом с помощью сервиса порядка 3,9 млн водителей ежедневно получают заказы и совершают более 14 млн поездок в день.

В то время как многие подчеркивают возможности платформенной экономики, нарушение правил, неравная структура власти между платформами и их работниками, а также ответственность экосистемы за пределами предприятия в некотором смысле проблематичны, поскольку они могут в конечном итоге подорвать регулирующую власть правительства, а тем самым и демократию как таковую. [6, c. 84] ЕС лишь медленно догоняет эту реальность – реальность, которая усложняется тем фактом, что крупные технологические компании США прочно закрепились на европейском континенте.

Традиционные «платформы» — то есть платформы социальных сетей — когда-то были разбросаны по странам-членам ЕС, но растущая глобализация и обмены между людьми привели к тому, что Facebook и Twitter заняли доминирующее положение, по крайней мере, на западных рынках. Национальные альтернативы, такие как Tuenti в Испании и Hyves в Нидерландах, были вытеснены с рынка или куплены конкурентами, как только пользователи начали переключаться на Facebook и Twitter.

ЕС несколько лет назад начал процесс цифровой «деколонизации», поддерживая европейских технологических гигантов и защищая европейские данные [7]. Предстоит тяжелая битва, поскольку только 12 из 100 ведущих мировых компаний-платформ являются европейскими, и на их долю приходится всего три процента доли стоимости.

Азиатские страны, такие как Сингапур, Индия и Япония, имеют свои собственные подходы к ограничению зависимости от американских и китайских иностранных компаний. Они служат ценными ориентирами для ЕС и его государств-членов, поскольку они пересматривают стратегическую автономию в эпоху цифровых технологий.

Сингапур выбрал уникальный путь защиты местных поставщиков и платформ с помощью строгой цифровой политики. С 2017 года его правительство начало разрабатывать собственные технические решения и закупать услуги у технологических стартапов, а не предлагать гранты для их поддержки. При этом правительство Сингапура успешно развивало собственный цифровой бизнес до того, как иностранные компании смогли завоевать рынок Сингапура [8].

Ожидается, что к 2026 году индийский рынок электронной коммерции вырастет до 1 триллиона долларов США [9]. Это обратило на себя внимание крупных мировых технологических компаний, стремящихся привлечь новых пользователей для своих электронных услуг, а также собрать демографические данные о поведении в Интернете и покупательских привычках. В 2019 году правительство Индии начало проводить протекционистскую политику, а иностранные интернет-магазины были ограничены требованием хранить данные локально. Этот подход был направлен на поддержку индийских интернет-магазинов и высокотехнологичных компаний за счет иностранных конкурентов, поскольку иностранные компании столкнулись с ростом затрат.

Япония была упущена из виду компаниями, ищущими возможности электронной коммерции. Стремясь развивать и удерживать бизнес, и ЕС, и Япония разрабатывают политику помощи многообещающим стартапам, а также во избежание их потери американским или китайским гигантам во время расширения.

Основное различие между Сингапуром и Японией, с одной стороны, и ЕС, с другой, заключалось в ключевой движущей силе и подходе к мерам, принимаемым внутри страны. ЕС в первую очередь действовал с оборонительной точки зрения, пытаясь регулировать уже существующие компании и платформы электронной коммерции и тем самым вводить новые правила в игре, которая началась более десяти лет назад.

По мере того, как электронная коммерция, платформы и интернет-банкинг становились все более популярными, развитие получили и электронные платежные системы. В последнее десятилетие на рынок вышли различные альтернативные системы, известные как «цифровые кошельки», из которых в Европе наиболее известна американская система PayPal. С 2018 года Alipay находит путь в Европу, сотрудничая с компаниями в Италии, Норвегии и Великобритании. В настоящее время Alipay принимают более 50 стран, 29 из которых являются европейскими.

Государства-члены ЕС должны активизировать свои усилия по поддержке собственных новых и предстоящих инициатив. Сингапур может конкурировать с крупными частными инициативами США и Китая, возглавляемыми государством, однако ЕС и Япония, хотя и занимают высокие позиции в области исследований и разработок, серьезно отстают в коммерческой адаптации своих исследований. Чтобы преодолеть эту проблему, ЕС и Япония могут извлечь выгоду из более тесного взаимодействия со стратегическими идеями и передовым опытом друг друга в новых цифровых областях. Цифровые платежи могут стать первой новой областью содействия ЕС и Япония.

Список литературы

  1. European Investment Bank, Digitalisation in Europe 2020-2021 : evidence from the EIB investment survey, European Investment Bank, 2021, pp. 98
  2. Majcherczyk and Bai. “Digital Silk Road: The Rope of Cross-Boeder E-Commerce in Facilitating Trade Global Economic Governance”. Journal of WTO and China, 9(2), 2019.
  3. VAT: New e-commerce rules in the EU will simplify life for traders and introduce more transparency for consumers. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_21_3098.
  4. Antitrust: Commission opens investigation into possible anti-competitive conduct of Amazon. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/es/ip_19_4291.
  5. Platform Economy: The 4 Key Business Models. URL: https://medium.com/euro-freelancers/platform-economy-the-4-key-business-models-1fc0eda7241e.
  6. Mannan, M. “The emergence of democratic firms in the platform economy: drivers, obstacles, and the path ahead”. Meijers-reeks, 2022, pp. 83-149.
  7. Digital decolonisation: The EU’s new ideas on data and artificial intelligence. URL: https://ecfr.eu/article/commentary_digital_decolonisation_the_eus_new_ideas_on_data_and_artificial.
  8. Singapore smart nation initiatives and possible opportunities. URL: https://www.scs.org.sg/articles/smart-nation-singapore.
  9. By 2026, India’s digital economy is expected to be worth $1 trillion. Data protection bill paving the way? URL: https://timesofindia.indiatimes.com/blogs/voices/by-2026-indias-digital-economy-is-expected-to-be-worth-1-trillion-data-protection-bill-paving-the-way-2.

Интересная статья? Поделись ей с другими: