УДК 659.1

Реклама и связи с общественностью в Китае

Ван Цзявэй – магистр Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: Являясь важной стратегией управления развитием предприятия, связи с общественностью быстро приобретают все более важную роль для всех типов предприятий. Эффективное осуществление деятельности по связям с общественностью может принести значительные экономические и социальные выгоды предприятиям, но в то же время отмечаются и проблемы, и ищутся контрмеры для решения этих проблем в развитии предприятий.

После реформы и открытия Китая корпоративные связи с общественностью пришли в страну вместе с иностранными инвестициями и прошли 20-летний путь, чтобы войти в процесс корпоративного управления и стать легально лицензированной профессией в стране. Однако связи с общественностью еще не приняты и не оценены по достоинству основной частью общества и широкой публикой в Китае, не говоря уже о том огромном влиянии и воздействии, которое они должны оказывать на политическую, экономическую и культурную жизнь Китая.

Ключевые слова: реклама, общественность, взаимодействие, pr, Китай.

В Гарвардском словаре по менеджменту есть четкое определение связей с общественностью: связи с общественностью - это, прежде всего, состояние бытия. В социальной жизни, независимо от того, знает ли организация о связях с общественностью или нет, и занимается ли она деятельностью по связям с общественностью или нет, она всегда имеет обширные контакты с другими организациями и людьми, и поэтому любая социальная организация существует в состоянии хороших, сбалансированных или напряженных общественных отношений, которые являются объективным явлением, не зависящим от воли людей. Во-вторых, связи с общественностью - это опять же деятельность. Когда социальная организация осознает наличие состояния общественных отношений и признает его важность для существования и развития организации, она предпринимает шаги по целенаправленному улучшению состояния общественных отношений [1].

Развитие связей с общественностью как нового явления в Китае было кратковременным, но уже появились примеры связей с общественностью более чем 2000-летней давности, такие как идея Конфуция "гармония драгоценна" и важность гармоничных отношений, совместные усилия Су Цинь и Чжан И , которые уже содержали зародыш современного мышления в области связей с общественностью. В династии Мин и Цин мысли о связях с общественностью начали проникать в коммерческую деятельность.

Связи с общественностью, наряду с капиталом, оборудованием и талантом, известны как четыре столпа современных предприятий. Все больше и больше признается, что хорошие рабочие операции важны и необходимы для предприятий, стремящихся к выживанию и развитию в координации различных отношений между современными организациями, особенно между предприятиями и общественностью, формировании их корпоративного имиджа и расширении их влияния. Развитие связей с общественностью заключается не в непосредственной продаже товаров и предоставлении услуг, а в установлении хороших отношений с клиентами посредством коммуникации в сфере связей с общественностью. Связи с общественностью могут помочь компаниям создать хороший имидж, эффективно общаться и координировать различные внутренние и внешние отношения, а также играют чрезвычайно важную роль в обеспечении выживания компании, содействии ее развитию и повышении конкурентоспособности на рынке [2].

Нет профессиональной газеты по связям с общественностью, всего несколько официальных академических и теоретических журналов, нет программы СМИ по связям с общественностью и нет профессиональной PR-компании, которая бы направляла деятельность предприятий. Некоторые статьи по истории связей с общественностью в Китае утверждают, что связи с общественностью в Китае вступили в период активного развития, но в Китае существует только два журнала по связям с общественностью - PR World в Хэбэе и Public Relations в Сиане, и очень мало профессиональных исследований по связям с общественностью и корпоративному развитию [3].

Использование и продвижение связей с общественностью в Китае не внушает оптимизма. До сих пор только около 10 процентов крупных предприятий в той или иной степени используют связи с общественностью, и в основном они остаются на нижних уровнях рекламы, стимулирования сбыта и гостеприимства. Для того чтобы полностью и всесторонне раскрыть существенную роль связей с общественностью, особенно в процессе интеграции нашей экономики в мировое хозяйство, необходимо провести глубокое исследование теоретических и практических аспектов связей с общественностью, и автор считает, что в развитии и применении связей с общественностью на предприятиях существуют следующие проблемы.

Многие люди в той или иной степени путают связи с общественностью с рекламой, паблисити, межличностными отношениями и общественной деятельностью, ошибочно полагая, что связи с общественностью означают "постукивание", то есть сопровождение клиентов или начальства на ужин, приемы или подарки для облегчения отношений, что придает им двусмысленный смысл. Однако такой PR, по сути, является отражением коррумпированных и вульгарных отношений в деловом мире, и с его помощью невозможно создать хорошую и прочную репутацию [4]. Некоторые люди даже самые коррумпированные и вульгарные вещи в нашем традиционном обществе рассматривают как связи с общественностью, приравнивая упаковку к имиджу связей с общественностью, приравнивая популярность к репутации связей с общественностью с репутацией в качестве ядра, интерпретируя ориентированность на общественность как потворство пошлости или даже удовлетворение интересов низкого класса, и так далее. Все это наносит большой ущерб репутации связей с общественностью и приводит к неправильному представлению о связях с общественностью, значительно ограничивая надлежащее функционирование связей с общественностью. Это нанесло значительный ущерб репутации связей с общественностью и привело к неправильным представлениям о связях с общественностью, значительно ограничивая нормальное выполнение их роли [5].

Предприятия в основном не имеют профессионального персонала по управлению PR, прошедшего тщательное обучение и подготовку, и полагаются на бизнес-лидеров с определенной степенью социального влияния, которые занимаются связями с общественностью на практике, что может легко привести к субъективному и непрофессиональному управлению PR. Для того чтобы предприятие могло сформировать свой имидж и добиться хорошего общения с общественностью, именно генеральный персонал находится на передовой линии связей с общественностью от начала и до конца.

Предприятия не создают собственную систему управления PR кризисом до, во время и после, когда разразился PR кризис, председатель компании лично одевается в боевую одежду, устает справляться, или просто закрывает дверь, это обычный способ справиться с внезапно возникшей реакцией предприятия на PR кризис. В Китае не хватает PR-экспертов высокого уровня и комплексных PR-компаний, отсутствует научное руководство корпоративным PR, значительная часть корпоративного PR все еще остается на стадии восприятия. В то время как подавляющее большинство корпоративных PR работают без научной теории в качестве руководства, научных исследований в качестве основы, только на основе опыта бизнес-лидеров и чувств.

В управлении современными предприятиями три элемента - человеческий капитал, капитал и стоимость - имеют очень важное значение, а человеческий капитал является ключом к ключу. Для того чтобы предприятие выжило и развивалось, люди играют решающую роль. Менций, древнекитайский философ, сказал: "Безвременье лучше места, а место лучше людей". Некоторые эксперты по PR в Китае также отмечают, что западная теория PR на самом деле является китайской теорией "людей и гармонии". Слово "гармония" должно, прежде всего, отражаться в единстве внутри компании. Основной причиной этого является то, что строгая концепция иерархии все еще связывает сознание людей, особенно руководителей, так что руководители в одностороннем порядке подчеркивают "авторитет" и пренебрегают "равенством" при осуществлении своих полномочий. Кроме того, значительная часть руководителей не уделяет внимания общению с внутренним персоналом, особенно эмоциональному общению, поэтому энтузиазм, инициатива и творчество сотрудников не пускаются в ход, а так называемые центростремительная сила и сплоченность превратились в пустые разговоры. После реформы и открытия, особенно с развитием рыночной экономики, закрытость и отставание информации вызвали огромные препятствия для развития китайских предприятий, поэтому все деловые люди согласились с необходимостью усилить распространение информации. Усиление распространения информации не только правильно, но и необходимо. Предприятия не должны впадать из одной крайности в другую, пренебрегая внутренним управлением, не уделяя внимания внутренней работе и делая односторонний акцент на роли распространения информации [6]. Работа предприятия - это также взаимосвязанная "биологическая цепочка", от разработки продукции, обеспечения качества продукции, снижения затрат до рационального использования средств, рационального развития человеческих ресурсов, рационального распределения различных ресурсов, все зависит от научного управления. Только при научном управлении внутренняя работа будет надежной, будет создан хороший имидж предприятия, а также прочная основа и предпосылки для распространения информации.

Список литературы

  1. Иловайская Л. Б. Особенности развития связей с общественностью в Китае //Logos et Praxis. – 2011. – Т. 1. – №. 7-13. – С. 157-161.
  2. Гапонова А. В., Идилова Э. Х. Секреты Китая: как сделать так, чтобы нас услышали? //Рекламный вектор-2015: стратегии нового времени. – 2015. – С. 24-27.
  3. Коренюшкина С. И., Кузьмин А. Е., Ху Х. Особенности коммуникации власти и бизнесав Китае //Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. – 2016. – №. 2. – С. 34-40.
  4. Идилова Э. Х. Китайская реклама: от креатива к эффективности //Рекламный вектор-2014: актуальные тренды. – 2014. – С. 106-109.
  5. Сыюань Л. и др. Стратегические коммуникации в сфере культуры Китая. – 2021.
  6. Ван И. Роль онлайн-видемомаркетинга в развитии малого и среднего бизнеса Китая //Инновации. Наука. Образование. – 2021. – №. 32. – С. 584-595.

Интересная статья? Поделись ей с другими: