УДК 070

Журналистика и социальные сети

Чжао Шиюй – бакалавр Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Аннотация: Использование журналистами социальных сетей привело к все большему размыванию границы между их профессиональной и частной личностью, а нефильтрованный характер социальных сетей сделал их использование для журналистской деятельности рискованным. Для решения этих проблем традиционные новостные организации за рубежом начали увеличивать число редакторов социальных медиа и разрабатывать внутренние кодексы, которые пытаются применить старую профессиональную журналистскую этику к новым социальным медиа и определить рамки профессионального и личного самовыражения своих сотрудников. На самом деле, нормы социальных медиа отражают специфическое отношение новостных организаций к социальным медиа и являются очень хорошим источником качественного анализа. Поэтому необходимо провести анализ норм социальных медиа зарубежных традиционных новостных организаций, чтобы выяснить, какие реакции зарубежных традиционных новостных организаций на социальные медиа, основные причины этих реакций и влияние на журналистику и журналистов.

Ключевые слова: журналистика, медиа, сети, онлайн, блоги.

Социальные медиа – это, по сути, социальный инструмент для частного использования, но этот социальный инструмент построен на открытой и публичной интернет-платформе, где частный характер социального взаимодействия и публичный характер интернета существуют одновременно в социальных медиа. Иностранные новостные организации очень обеспокоены рисками, которые могут возникнуть из-за вышеперечисленных характеристик социальных медиа. Поэтому новостные организации в своих кодексах предупреждают своих сотрудников о рисках использования социальных сетей с точки зрения публичного характера социальных сетей, того факта, что частная деятельность может быть связана с организацией, и смешения частной и профессиональной жизни в социальных сетях.

Иностранные новостные организации начинают с установления конкретных правил, регулирующих использование журналистами нежурналистской деятельности в их профессиональном качестве: основной акцент делается на требовании к журналистам быть прозрачными в отношении своей профессии и личности и поддерживать закрытый журналистский процесс. В ряде новостных организаций предусмотрены и другие строгие меры регулирования, например, контроль за использованием социальных сетей на рабочем месте. Это говорит о том, что некоторые новостные организации пытаются управлять социальными медиа так же, как они управляют другими онлайн-сервисами. Второе – это положение о том, что журналисты не должны быть вовлечены в личные дела при использовании социальных сетей для работы [1].

Несмотря на то, что новостные организации пытаются включить социальные медиа в процесс производства и распространения новостей, результаты показывают, что социальные медиа играют второстепенную и вспомогательную роль в процессе производства и распространения новостей и гораздо менее важны, чем официальный сайт организации. Почти половина новостных организаций указывают, что традиционные СМИ или веб-сайт организации являются предпочтительным каналом для освещения новостей, а социальные сети рассматриваются только тогда, когда традиционные каналы не могут осветить историю из-за ограничений, особенно для крупных, эксклюзивных историй. Исследования [2] показывают, что 93% твитов, размещенных ведущими зарубежными новостными организациями, содержат ссылки на их официальные сайты, что свидетельствует о высокой степени соответствия между нормами социальных медиа новостных организаций и их использованием в социальных сетях.

Кроме того, большинство новостных организаций выбирают "точность" вместо "скорости" в конфликте между журналистской этикой и ценностями новостей. Многие зарубежные ученые и интернет-журналисты считают, что ценность "прозрачности" более важна в социальных медиа [3].

Для иностранных новостных организаций существует тенденция интерпретировать социальные медиа традиционным образом и пытаться их контролировать. Например, во многих кодексах говорится, что обычное поведение в социальных сетях, такое как добавление в друзья, вступление в группы, следование за ними и статус поклонника, является формой "поддержки". Чтобы обеспечить объективность и независимость журналистов, они обязаны вступать в группы или добавлять в друзья людей, придерживающихся иных взглядов, или заявлять, что вступление в группу не является одобрением каких-либо взглядов.

Существует три основных направления контроля за использованием социальных сетей журналистами в любом качестве: во-первых, журналистам не разрешается выражать свою точку зрения по различным вопросам; во-вторых, они обязаны защищать репутацию компании и интересы работодателя, например, хранить секреты организации и не критиковать ее; и, наконец, они обязаны защищать профессиональный имидж организации и журналистов. Последние два вида ограничений в основном такие же, как и для нежурналистских организаций; более спорным является ограничение на высказывания журналистов по общественным вопросам. Это продолжение традиционной журналистской этики, но с новыми веяниями по сравнению с традиционными этическими нормами.

Слишком строгий контроль над социальными сетями противоречил бы меняющейся этике журналистики. В результате многие иностранные журналисты охотно нарушали нормы соответствующих учреждений и активно выражали свои взгляды на общественные дела в социальных сетях [3]. Если внутренние нормы учреждения должны соблюдаться, использование социальных сетей может быть только сокращено. Исследования [4] показали, что введение норм социальных сетей в некоторых новостных организациях Великобритании привело к значительному снижению количества твитов, публикуемых журналистами.Этот конфликт усугубится, когда новое поколение, выросшее в социальных сетях, придет на работу в журналистику. Поскольку они привыкли к оперативности и нефильтрованности социальных медиа, социальные медиа являются частью их жизни, и ограничить их использование социальных медиа сложно.

Во-вторых, это сдерживает развитие карьеры журналистов и самих новостных организаций. С индивидуальной точки зрения, журналисты, которые создают свои личные бренды в социальных сетях, будут более популярны. Однако внутренние нормы зарубежных новостных организаций не позволяют журналистам создавать личные бренды. Когда необходимость создания личного бренда вступает в конфликт с институциональными нормами, они либо закрывают свои личные аккаунты, либо уходят с работы. С точки зрения отрасли, традиционные новостные организации, такие как газеты и телевидение, продолжают сокращаться, а новые цифровые новостные организации быстро растут. За последнее десятилетие цифровые новостные издания в США добавили пять тысяч рабочих мест, в то время как только газеты за тот же период потеряли шестнадцать тысяч рабочих мест [5]. Сама природа социальных медиа не поддается редакционной фильтрации, и кодирование в данной работе показывает, что многие зарубежные новостные организации по-прежнему используют традиционные редакционные фильтры для контроля использования социальных медиа, что, безусловно, снижает риск ошибки, но также сдерживает роль социальных медиа в новостной деятельности. Если традиционные новостные организации не внесут изменения в свое использование социальных медиа, они рискуют быть вытесненными цифровыми новостными организациями, которые более умело используют новые инструменты онлайн-коммуникации.

Хотя контроль социальных медиа со стороны новостных организаций оказывает прямое воздействие, описанное выше, большинство зарубежных новостных организаций не изменили свои нормы ведения социальных медиа, чтобы ослабить контроль над ними, по следующим причинам.

Во-первых, в социальных медиа соблюдение традиционной журналистской этики и профессионализма необходимо новостным организациям для сохранения своей социальной роли. Интернет не изменил атрибут "четвертой власти" иностранных новостных организаций [6], чья "власть" легитимирована журналистским профессионализмом, т.е. этическим регулированием журналистики, как высокопрофессиональную работу, чтобы завоевать доверие общества в целом. В социальных медиа размывание границ между профессиональной и любительской журналистикой делает еще более необходимой профессиональную журналистику журналистским профессионализмом. Хотя ослабление контроля над социальными медиа может решить некоторые из вышеперечисленных проблем, оно также рискует лишить новостные организации их источников "власти". В отсутствие новой журналистской этики, принятой всем обществом, контроль социальных медиа с помощью старого этического кодекса является разумным вариантом для иностранных новостных организаций. Иностранные новостные организации действительно стараются поддерживать свой профессионализм в социальных медиа, например, требуя от журналистов строгого разграничения между профессиональной и частной личностью или профессиональной и частной деятельностью, требуя от журналистов придерживаться традиционной журналистской этики в своей журналистской деятельности и требуя от журналистов воздерживаться от выражения различных мнений.

Список литературы

  1. Паксеваткина С. А. Интернет и социальные сети в процессе реализации деятельности СМИ //Современные СМИ в контексте информационных технологий. – 2019. – С. 39-42.
  2. Шилова С. М. Деятельность журналиста в сети «instagram» //Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. – 2021. – С. 273-276.
  3. Аянка А. Профессиональный портрет журналистов и их цифровая самопрезентация в instagram. общая характеристика //Интернаука. – 2019. – №. 20-2. – С. 34-36.
  4. Фокин Н. К. Писатель-журналист в социальных сетях //Media Образование: медиавключенность vs медиаизоляция. – 2021. – С. 388-392.
  5. Khafizova V. R. Профессиональные ориентации журналистов в условиях медиатизации общества //Koinon. – 2021. – Т. 2. – №. 1.
  6. Скрябина А. В., Лисик Т. В. Роль социальных сетей в деятельности журналиста и СМИ //Молодёжь и выборы. – 2019. – С. 81-89.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail