Проблемы современной тележурналистики

Чжао Пэйци – магистр Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: Относительного не много лет прошло с момента массового прихода телевиденья в каждый дом. Телевиденье явилось рупором журналистики для аудитории. Однако уже сегодня тележурналистика сталкивается с новыми вызовами. Снижение доли интереса к тв на самом популярном рынке предвещает новую эру в экосистеме видеоконтента. Золотой век телевидения, возможно, подходит к концу. По прогнозам Deloitte Global, 2022 год станет последним годом, когда на традиционное телевещание будет приходиться более 50% от общего количества просмотров на всех экранных устройствах. 73% времени просмотра телевидения в 2017 году приходилось на традиционное телевещание, и ожидается, что этот показатель снизится до 53% в 2022 году и далее до 49% в 2023 году.

Ключевые слова: телевиденье, проблемы, журналистика, развитие, вызовы.

Прогноз снижения объемов традиционного телевещания не является спорным, поскольку доля вещателей в просмотре телеканалов снижается уже много лет. Но чем отличается этот прогноз, так это символическим значением падения контента вещателей ниже половины просмотров на крупном рынке, а также возможностью появления этой тенденции на других подобных рынках по всему миру. Одним из элементов этой бизнес-модели является сегментация по возрастным группам, поскольку просмотр видео в значительной степени зависит от возраста и, похоже, растет [1].

В 2020 году на контент, созданный вещателем, приходился 61% от общего объема просмотра, этот показатель снизился вдвое и составил около 32% среди 16-34-летних, а среди 16-24-летних - еще меньше, до 26%. В 2017 году контент вещательных компаний смотрели 49% 16-34-летних: снижение на 17 процентных пунктов за три года [2].

На рынке США различия в возрастной стратификации также значительны. Среди демографической группы 18+ 3,7% всех видеопросмотров в третьем квартале 2020 года пришлось на консоли, причем аудитория была преимущественно молодой. В том же квартале на детей в возрасте 2-11 лет пришлось 9% просмотров видеоконтента на консолях, а на детей в возрасте 12-17 лет - 18% [3].

Через пять лет, в 2027 году, ожидается, что возрастное расслоение моделей потребления видео будет еще более выраженным.

По прогнозам Deloitte, на рынке социальные медиа будут доминировать среди более молодых демографических групп (до 34 лет), контент, создаваемый вещателями, будет доминировать среди остальных, а SVOD/рекламное видео по запросу (AVOD) будет занимать второе или третье место во всех возрастных группах.

Поскольку вещателям трудно охватить своим контентом аудиторию до 34 лет, им будет все труднее привлекать молодых зрителей, а эффективность рекламы будет значительно снижена. Ожидается, что в будущем конкуренция будет острой, поскольку телевизионные вещатели пытаются отвоевать свои позиции, а другие медиа-платформы вступают в борьбу. В настоящее время телевещатели конкурируют в основном с подпиской и рекламой на видео по запросу (VOD), социальными сетями и игровыми консолями.

Для сравнения, тридцать лет назад главным конкурентом традиционного телевидения на рынке домашнего просмотра был видеомагнитофон - технология, о которой читатели моложе 30 лет, возможно, уже не знают.

Эта тенденция сопоставима с другими тенденциями мирового рынка аналогичных моделей. В течение последних пяти лет VOD является главным конкурентом телевидения, и ожидается, что его доля на рынке вырастет с 7% в 2017 году до 27% в 2022 году и далее до 31% в 2023 году.

В прошлом источником роста была в основном SVOD, но в 2022 году и далее ожидается рост доли AVOD по мере запуска новых и развития существующих сервисов [4].

Хотя VOD, вероятно, получит наибольший выигрыш, ожидается усиление конкуренции в секторе, и отток рейтингов неизбежен. Ожидается, что в 2022 году увеличится число подписчиков VOD.

Около 15% подписчиков VOD в Великобритании в 2022 году откажутся как минимум от одной услуги, даже если они повторно подпишутся на нее в течение нескольких месяцев.

 Социальные медиа уже давно занимают значительную долю в просмотре телеканалов в Великобритании, превышая 10% каждый год с 2017 года, и, как ожидается, достигнут 13% в 2022 году, бурно развиваясь среди устройств с малым экраном и более молодых демографических групп. Чтобы увеличить долю общего времени просмотра, старшие зрители должны стать точкой входа. В 2019 году зрители в возрасте 55+ посмотрят 42,3 миллиарда часов видео, по сравнению с 9,5 миллиарда для 4-15-летних и 20,1 миллиарда для 16-34-летних. Компании социальных сетей растут угрожающими темпами, а компания TikTok, специализирующаяся на видеоконтенте, достигла 1 миллиарда среднемесячных пользователей быстрее, чем любая другая компания социальных сетей [5].

Игровые приставки давно стали основным элементом британских домохозяйств. В 2022 году, хотя ожидается, что на долю консолей придется всего 5% от общего числа зрителей, они также отмечают 50-летний юбилей и способны завоевать более высокую зрительскую аудиторию по мере своего взросления

Телевидение теряет свое былое господство, но снижение доли телезрителей далеко не фатально. С 2010 по 2019 год количество часов, просмотренных всем населением Великобритании, сократилось на 21%,16 но доходы от рекламы упали всего на 14%, с 5,8 млрд фунтов стерлингов до 5 млрд фунтов стерлингов.

Основная причина этого заключается в том, что телевидение остается очевидным выбором, когда речь идет о привлечении массовой аудитории, которую ценят крупные бренды. Телевидение по-прежнему не имеет себе равных по охвату аудитории, и в марте 2020 года 20 миллионов зрителей в Великобритании смотрели YouTube на своих телевизорах. Это значительная цифра, но все же она намного ниже 91% пикового недельного охвата телевидения в том же месяце.

Правда, отдельные телепрограммы с большой аудиторией встречаются не так часто, как это было десятилетие или около того назад: в 2010 году 170 спонсируемых рекламой телепрограмм в Великобритании привлекли более 10 миллионов зрителей; в 2020 году такое же количество зрителей получили только 30 программ. Однако в том же году ITV (крупнейший вещатель Великобритании) запустил 569 программ, каждая из которых привлекла от 5 до 10 миллионов зрителей.

Другие СМИ не смогут сравниться с ним. С другой стороны, телевидение будет бороться за сохранение цен на рекламное время и предоставление рекламодателям той стоимости, которую они признают. В течение последнего десятилетия телевизионные компании компенсировали потерю доходов от сокращения времени просмотра, особенно среди молодых демографических групп, путем увеличения рекламных расценок на 1 000 зрителей. Если телесмотрение продолжит снижаться, а затраты на рекламу в расчете на 1000 зрителей будут расти, рекламодатели, возможно, будут вынуждены обратить внимание на другие варианты. В ближайшие несколько лет, как прогнозируется для рынка Великобритании, вещатели, столкнувшиеся со снижением доли зрительской аудитории, сосредоточатся на этом вопросе. Как может выжить телевидение? Одним из решений является создание единой системы оценки, объединяющей все формы телесмотрения, включая прямые трансляции, трансляции со сдвигом по времени и по запросу. В настоящее время CFlight является единственным представителем такой системы [6]. Разработка CFlight заняла два года и потребовала сотрудничества компаний, которые конкурировали друг с другом на протяжении десятилетий. Вещательные компании также могут предложить рекламодателям рекламные опции, такие как сторонние сервисы видео по запросу, которые демонстрируют наиболее значительный рост часов просмотра, особенно среди тех, кто использует для просмотра телевизоры. Другая стратегия заключается в анализе эффективности рекламы в зависимости от размера экрана и типа носителя, при этом телевидение будет иметь значительный перевес. Хотя видео можно показывать на любом экране, звуковая реклама на большом 50-дюймовом экране обычно оказывает гораздо большее воздействие, чем беззвучная реклама на самых больших моделях смартфонов. Чтобы процветать, вся телевизионная индустрия должна перегруппироваться и принять новую реальность. Телевидение больше не будет доминирующей формой видеоразвлечений в доме, а станет одним из многих мощных конкурентов за внимание зрителей; в то же время оно по-прежнему будет занимать прочные позиции на рынке, а впечатления от просмотра останутся непревзойденными. Телевещатели могут производить контент для глобальных компаний VOD, но индустрия должна сделать все возможное для продвижения своих сильных сторон.

Список литературы

  1. Савостьянов А. И. Тележурналист ХХI века: взгляд из будущего //Работа с Будущим в контексте непрерывного образования. – 2019. – С. 104-110.
  2. Parvulescu C. World Cinema, vod Platforms and the Western Demand //Studies in World Cinema. – 2020. – Т. 1. – №. – С. 53-59.
  3. Pandey S. et al. Streaming Pattern Based Feature Extraction for Training Neural Network Classifier to Predict Quality of VOD services //2021 IFIP/IEEE International Symposium on Integrated Network Management (IM). – IEEE, 2021. – С. 551-557.
  4. Кузьмин А. В., Цыренов Т. Б. Продвижение телевизионных СМИ в социальной сети TikTok //MEDIAОбразование: медиавключенность vs медиаизоляция. – 2021. – С. 329-336.
  5. Шкурова Е. В., Поклад Е. А. Цифровизация в интерактивном медиапространстве (на примере телевидения) //Социологический альманах. – 2020. – №. 11. – С. 184-193.
  6. Ахмадиева Э. И. Симбиоз интернет-культуры и современного телевидения //Лики культуры в эпоху социальных перемен. – 2018. – С. 213-217.

Интересная статья? Поделись ей с другими: