Государственное управление и корпоративная социальная ответственность в Китае

Хуан Шухун – магистр Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: В ответ на путаницу и теоретические противоречия корпоративной социальной ответственности, в данной статье рассматриваются условия и практическая модель единой праведности и прибыльности для КСО из анализа социальных ценностей потребителей, а также предлагается стратегическая схема действий, состоящая из "выявления и выбора социальных ценностей потребителей", "практики корпоративных инноваций" и "оценки прибыльности". В статье предлагается стратегическая схема действий, включающая "выявление и отбор социальных ценностей потребителей", "корпоративную инновационную практику" и "оценку прибыльности", а также анализируется эта стратегическая модель и ее эффекты на примере сельскохозяйственной информационной сети. Статья предоставляет базовый аналитический инструмент для практики корпоративной социальной ответственности в контексте социальной трансформации Китая, а также дает полезные рекомендации для будущих стратегических исследований КСО.

Ключевые слова: КСО, государство, Китай, управление, исследование.

После реформы и открытости переход Китая от плановой экономики к рыночной был процессом, в ходе которого усилилась экономическая ответственность предприятий и расширилась их экономическая автономия. "Однако экономические преобразования привели и к появлению новых серьезных социальных проблем, таких как охрана труда, защита окружающей среды и разрыв между богатыми и бедными.

На этом фоне в последние годы в Китае постепенно зарождается движение КСО. Международный стандарт социальной ответственности стал развивающимся международным торговым стандартом, а различные рейтинги КСО привлекают все больше внимания и комментариев, делая социальную ответственность реальной проблемой, которую не может обойти стороной каждое предприятие. Компромисс между экономической и социальной ответственностью стал основной путаницей в практике КСО.

Эта путаница также отражает теоретические разногласия по поводу КСО. С одной стороны, считается, что социальная ответственность увеличивает операционные расходы предприятий, снижает их экономические показатели и даже делает их неясными и теряющими направление развития [1], представляя собой замаскированный "налог" на акционеров [2]; противоположная точка зрения заключается в том, что КСО способствует повышению престижа компании и способна Противоположная точка зрения заключается в том, что КСО способствует повышению корпоративного престижа и позволяет компаниям приобретать неосязаемые и ценные ключевые активы, которые трудно имитировать конкурентам, что повышает их конкурентоспособность [3].

С точки зрения стратегического планирования, предприятия принимают социальную ответственность как свое видение и интегрируют социальные потребности, такие как честное управление, хорошее отношение к сотрудникам, энтузиазм к общественному благосостоянию, защита окружающей среды и энергосбережение во все аспекты своего производства и деятельности, что способствует улучшению корпоративной репутации и повышению конкурентоспособности, особенно в суперконкурентной среде, где рыночная конкуренция становится все более жесткой, а однородность продукции растет, корпоративная репутация как уникальный ресурс в конкурентное преимущество будет более заметным. Поэтому стратегическая КСО может стать поворотным пунктом для использования конкурентных преимуществ компании. В существующих системах стратегического анализа основная трудность заключается в том, чтобы найти способ систематически интегрировать понимание социальной ответственности в основные процессы принятия стратегических решений.

В отличие от функциональных претензий потребителей к продукту, потребительская социальная ценность часто носит латентный характер, возникая в контексте роста осознания потребителями социальной ответственности и неудовлетворенных социальных потребностей, и поэтому представляет собой стратегическую возможность для компаний создать новые рынки; в то же время, трансформация удовлетворения социальных потребностей в прибыльную корпоративную деятельность также отражает корпоративную социальную ответственность [6]. С этой точки зрения, потребительская социальная ценность является стратегическим поворотным пунктом для социальной ответственности и корпоративной стратегии, а также для использования конкурентных преимуществ компании.

На основе определения социальных ценностей потребителей компаниям необходимо сделать стратегический выбор в отношении социальных ценностей потребителей, то есть выбрать те, которые волнуют потребителей и на которые они могут положительно отреагировать, и в отношении которых они могут взять на себя долгосрочные обязательства, а не краткосрочную благотворительную акцию. Этот выбор основывается на двойной оценке как размера потребительского спроса, так и прибыльности бизнеса, и если менеджеры смогут точно оценить размер спроса, который создаст социальная ценность, они значительно повысят шансы на выживание нового бизнеса.

Стратегическое действие, ориентированное на социальную ценность потребителя, исследует корпоративные решения социальных проблем, в которых компании берут на себя более активную социальную роль и вносят вклад в решение социальных проблем и формирование социальной среды, а инновационные практики и оценка прибыльности делают стратегическое действие также отвечающим требованиям собственного развития компании, достигая единства социальной ответственности и корпоративной прибыльности, представляя собой стратегическое корпоративное действие. Это представляет собой модель стратегической корпоративной социальной ответственности на практике.

В этой стратегической модели социальная ценность для потребителей повышается, потребительский излишек расширяется от области axb до области eyf, и социальная ценность для потребителей реализуется в большей степени, в то же время прибыль компании значительно увеличивается, область прибыли расширяется от области abcd до области efgh, это означает, что в процессе создания социальной ценности фирма увеличивает масштаб и уменьшает ее. Это означает, что в процессе создания социальной ценности компания одновременно увеличила масштаб и сократила расходы, а доходность значительно возросла. Это означает, что в процессе создания социальной ценности компания достигает эффекта масштаба и снижения затрат при значительном увеличении доходности. Таким образом, стратегические действия, ориентированные на социальную ценность, являются беспроигрышной и устойчивой моделью стратегического развития, которая эффективно увязывает социальную ответственность с прибыльностью компании.

Список литературы

  1. Peng Siqing, Li Lan, Pan Jiancheng, et al. Восприятие и оценка предпринимателями корпоративной социальной ответственности: отчет об исследовании роста и развития китайских бизнес-операторов в 2007 году[J]. Мир менеджмента, 2007(6): 75-85.
  2. Чжан Вэйин. Корпоративная прибыль и корпоративная социальная ответственность[J]. Экономические круги, 2007(5): 11-16.
  3. Ли Цзяньшэн, Ли Вэй. Взаимосвязь между корпоративной социальной ответственностью и корпоративными финансовыми показателями: противоречия и унификация[J]. Журнал Чунцинского университета: издание по общественным наукам, 2010, 16(6): 55-61.
  4. Милтон Фридман. Капитализм и свобода [М]. Пекин: Коммерческая пресса, 1986.
  5. Carroll A B. Трехмерная концептуальная модель корпоративной производительности [J]. Обзор Академии менеджмента, 1979, 4(4): 497-505.
  6. Freeman R E. Стратегический менеджмент: подход заинтересованных сторон[M]. Бостон: Питман Пресс, 1984.

Интересная статья? Поделись ей с другими: