УДК 37

Проблема этнопедагогических основ музыкального образования

У Кунь – магистр Московского государственного педагогического университета.

Аннотация: Этномузыкология появилась в Китае почти 37 лет назад, и с ее непрерывным развитием в Китае она постепенно сформировала свою собственную дисциплинарную систему. Однако, несмотря на блестящие достижения, возникло и множество проблем. В данной статье кратко описывается текущая ситуация развития современной китайской этномузыкологии, а также предлагаются соответствующие соображения относительно ее будущего развития.

Ключевые слова: Китай, этномузыкология, существующие проблемы, пути развития.

В 1970-х годах этномузыкология впервые была переведена в Китае, а в июне 1980 года в Нанкинском институте искусств состоялся первый Национальный симпозиум по этномузыкологии под названием "Этномузыкология". С тех пор этномузыкология распространилась по всей стране [3]. Некоторые ученые считают, что местная китайская "этномузыкологическая теория" и западная "этномузыкология" относятся к одной дисциплине и должны быть объединены в "этномузыкологическую теорию"[4]. "Некоторые другие ученые утверждают, что эти две области исследований различны и не должны быть объединены вместе, и предлагают упразднить "этномузыкологическую теорию" и создать китайскую этномузыкологию, используя западные методы исследования [5]. Оба эти взгляда явно слишком радикальны. Китайская этномузыкология не должна копировать западную этномузыкологическую теорию, также не следует использовать местную музыку, чтобы препятствовать нормальному развитию этномузыкологической теории в Китае. Развитие этномузыкологии в Китае должно идти по пути этномузыкологии с китайской спецификой. За последние несколько десятилетий этномузыкология в Китае прошла через несколько этапов, включая "период зарождения", "резервный период" и "период развития", и постепенно сформировала свою собственную дисциплинарную систему.

В период "исследования народной музыки" в Китае существовал феномен сосредоточения внимания только на изучении самой музыки и пренебрежения изучением музыки в связи с конкретной средой, в которой она была создана и развивалась. В ответ на это ученые в области этномузыкологических исследований исправили этот недостаток, опираясь на западное этномузыкологическое мышление, и добились хороших результатов. Однако в последние годы некоторые ученые слишком сосредоточились на культурных исследованиях, стоящих за этномузыкологией, и снизили статус музыковедения как неотъемлемой части своих исследований, постепенно превращаясь в "де-музыкализованное" направление исследований. Это явление, когда телегу ставят впереди лошади, повлияло на здоровое развитие этномузыкологии в Китае. Поэтому ученые-этномузыковеды должны укрепить свое понимание разницы между этномузыкологией и фольклором и осознать, что "де-музыкализованная" этномузыкология находится в рамках фольклористики, и что центральным словом в этномузыкологии является музыка, а не этническая принадлежность. Только на основе такого осознания этномузыкология может быть изучена более комплексно.

Этномузыкология изучается в Китае уже несколько десятилетий и все еще находится на "стадии развития". В этот период исследования этномузыкологии были "потеряны в языке", то есть в отсутствии системы дискурса культурных субъектов. Это проявляется в следующих аспектах.

  1. морфологический анализ китайской этномузыкологии все еще принимает западную модель анализа музыкальных форм

Это явление в основном обусловлено историческим наследием. В первые годы основания Нового Китая некоторые музыканты старшего поколения заимствовали многие западные композиторские техники и применяли их в преподавании музыки в школах, чтобы обеспечить быстрое развитие китайской музыки. В результате молодое поколение обучающихся музыке фактически получает западное музыкальное образование. Предвзятое отношение к западным моделям анализа музыкальных форм повлияло на построение китайского дискурса в этномузыкологии. Поэтому ученые должны призвать школы усилить обучение студентов традиционной китайской музыкальной культуре, чтобы они могли развивать китайский способ анализа музыкальных форм.

  1. пренебрежение изучением этномузыкологии коренных народов Китая и принятие западной этномузыкологии в качестве основного корпуса исследований

В основном это связано с тем, что долгосрочная исследовательская модель этномузыкологии в Китае - "от субъективного к объективному". Мы должны изменить эту модель и превратить ее в исследовательскую модель "субъективности и объективности как взаимных субъектов", рассматривая западную этномузыкологию и китайскую этномузыкологию как два равных субъекта.

Прикладная этномузыкология больше сосредоточена на практике и применении, в основном включая возрождение, запись, сохранение, исполнение и теоретические исследования традиционного музыкознания, среди которых прикладная этномузыкология должна сосредоточиться на защите нематериального культурного наследия нации и музыкальном образовании в школах. Это связано с тем, что основным содержанием, изучаемым в китайской этномузыкологии, является музыка и культура нашего собственного народа, которая пересекается с традиционной музыкой нашего нематериального культурного наследия. По этой причине применение этномузыкологии может способствовать продвижению и защите традиционной музыки, чтобы она лучше передавалась по наследству. Кроме того, содержание этномузыкологии необходимо в школьном музыкальном образовании, закладывая хорошую основу для следующего поколения этномузыкологических исследований в Китае.

Изучение этномузыкологии с китайской спецификой не должно ограничиваться развитием собственной области, а должно быть направлено на перекрестные исследования с другими дисциплинами, такими как историческая документация, социология, культурная антропология и фольклор. С одной стороны, необходимо обогатить интеллектуальную базу этномузыкологии, а с другой - укрепить академические обмены между учеными. В настоящее время дисциплинарные границы этномузыкологии в Китае все еще слишком очевидны, и соответствующие эксперты и ученые должны работать над тем, чтобы размыть эти границы, одновременно понимая направление исследований собственно этномузыкологии.

Исследовательские группы в этномузыкологии являются главной силой в продвижении развития этномузыкологии в Китае, и усиление работы по созданию профессиональных групп способствует углублению и специализации этномузыкологических исследований в Китае. В настоящее время в Китае появилось большое количество исследовательских групп по этномузыкологии, таких как академическая группа "Экомузыкология", созданная профессором Сяо Мэй, "Центр исследования китайской ритуальной музыки" при Шанхайской консерватории музыки, а также исследовательская группа "Музыка и идентичность", созданная молодыми учеными. "Эти команды провели исследования в области этномузыкологии. Эти команды провели большое количество исследований в области этномузыкологии, например, исследование музыкальной культуры "Шелкового пути", которое оказало большое влияние на академическое сообщество этномузыкологов и способствовало развитию этномузыкологии в Китае.

Китайская этномузыкология на этапе своего развития достигла многих выдающихся успехов, но в то же время сталкивается со многими проблемами. Будущие ученые-исследователи должны уделить этому большое внимание, устранить препятствия на пути развития и выйти на дорогу развития этномузыкологии с китайской спецификой.

Список литературы

  1. Ма Ци Юэ. Установление осознания и коннотации глубоких исследований в китайской этномузыкологии [J]. Ethnic Art Research, 2019(2):148-156.
  2. Чжао Шуфэн. Размышления о некоторых ключевых вопросах в изучении китайской исторической этномузыкологии[J]. Китайская музыка, 2019(1):55-60.
  3. Чэнь Чжэньмэнь. Влияние этномузыкологической теории на изучение традиционной китайской музыки[A]. Труды Китайского общества стратегий развития образования Том IV[C].2019(2).
  4. Юй Яфэй. Retrospect-Reflection: текущая динамика исследований и размышления об этномузыкологии в Китае[J]. Ethnic Art Research, 2018, 31(4):90-100.

Интересная статья? Поделись ей с другими: