УДК 78.06
Фестиваль как доминирующая форма музыкальных конкурсов в Китае
Лю Юйчэнь – аспирант Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Аннотация: В статье анализируется фестиваль как форма проведения музыкальных конкурсов. Дается определение обоих форм, а также их принципиальные различия. В статье также рассмотрена история развития фестивалей в Китае, и обосновано вытеснение традиционных музыкальных конкурсов фестивально-конкурсным движением.
Ключевые слова: фестиваль, конкурс, Китай, исполнительское мастерство, коммерческий проект, творческое мероприятие.
Роль музыкального конкурса состоит прежде всего в показе творческих достижений исполнителей настоящего и выявлении новых дарований, оценке профессионализма «педагогических сил», налаживании творческой коммуникации преподавателей, обмене опытом, пересмотре и обновлении целей, задач, методов обучения, критериев оценки и т.д. [4]
В то же время все чаще музыкальные конкурсы проводятся в виде фестивалей. Следует разобраться в этих двух форматах более детально.
Фестиваль как творческое мероприятие имеет ряд отличительных черт. Во-первых, фестиваль представляет собой серию событий, объединенных общей темой, идеей или стилем музыки, не ограничивающей его во времени. Во-вторых, демократичность, праздничность и творческая свобода делают фестивали более доступными для разных групп аудитории. В-третьих, независимые фестивали обеспечивают возможность проявить творческую изобретательность и самобытность, позволяющую выйти за пределы повседневной деятельности, ограниченной стенами рабочих помещений. В отличие от других массовых мероприятий (конференций, церемоний, концертов, праздников), музыкальные фестивали чаще носят конкурсный характер и имеют целью выявить лауреатов, дипломантов, то есть наиболее ярких участников. [3]
Конкурсом считается процесс определения лучших претендентов на победу согласно правилам, определенным перед началом проведения процедуры отбора конкурсантов, путем «качественного исследования» (экспертизы), которое осуществляется жюри или группой уполномоченных лиц, способных профессионально и объективно оценить качественные характеристики участников; или «количественное исследование» (голосование), когда конкурсанты выбираются путем общественного голосования, в котором участники голосования выражают свою симпатию к конкурсантам, пользуясь собственными субъективными мотивами.
Понятию конкурс также отвечают специальные премии, награды, которые вручаются по результатам конкурсного отбора лауреата среди ряда номинантов на премию. В литературе довольно часто встречается понятие «фестивально-конкурсное движение», но у него нет четкого определения. Под этим термином понимают все события, связанные с созданием и проведением фестивально-конкурсных мероприятий в определенном временном пространстве. Большим толковым словарем языка придается определение понятия «движение» как процесса развития, в результате которого происходит изменение качества предмета, явления, переход от одного качественного состояния к другому, высшему
Исходя из этого, можно дать определение понятию «фестивально-конкурсное движение». Фестивально-конкурсное движение – это процесс возникновения, развития и распространения фестиваля как отдельного явления искусства. Фестивально-конкурсное движение чрезвычайно распространено в зарубежных странах, а в последние 20-30 лет получило широкую популярность и в Китае. [2, с. 914].
В первую очередь это связано в целом с популяризацией фестивалей в Китае. Размер и продолжительность музыкальных фестивалей в Китае значительно увеличились за последние десять лет, которые использовались в качестве городской характеристики и новой отраслевой модели в некоторых мегаполисах.
Современный» музыкальный фестиваль, независимо от музыкального жанра, – это довольно новое явление в материковом Китае. Этот новый и якобы «западный» продукт привлекает в основном молодых людей, поскольку они, как правило, более открыты новому опыту.
В материковом Китае зарождающийся фестивальный сектор в настоящее время привлекает молодых посетителей с меньшим опытом работы с различными музыкальными жанрами. Таким образом, характеристики молодежи (отнесенной в этом исследовании к возрастной группе до 35 лет) могут способствовать уникальности или различиям мотивов посетителей фестивалей [5].
В апреле 2000 года родился первый Китайский фестиваль оригинальной музыки «Музыкальный фестиваль Миди». К концу Тайху Миди в мае этого года музыкальный фестиваль проводится в Китае уже 20 лет.
Музыкальные фестивали как потребительский продукт развлечения по-прежнему сосредоточены в наиболее экономически развитых регионах Китая. С 2016 по 2018 год наиболее активные районы проведения китайских музыкальных фестивалей не сильно изменились. Гуандун и Цзянсу по-прежнему являются наиболее концентрированными районами, особенно количество музыкальных фестивалей в провинциях Цзянсу и Чжэцзян продолжает расти, а Чжэцзян еще больше превзошел Шанхай впервые занял третье место среди самых жарких регионов страны (единицы выше провинциального уровня).
С точки зрения городов Шанхай по-прежнему занимает первое место на национальном рынке музыкальных фестивалей: в течение года проводится 19 музыкальных фестивалей, хотя в 2017 году их было 23, конкуренция по-прежнему остается жесткой. Помимо Шанхая, в других городах первого уровня, новых городах первого и второго уровня, где проходят выступления, распределение музыкальных фестивалей становится все более и более равномерным [6].
С точки зрения северных и южных регионов рынок музыкальных фестивалей Китая все еще «движется на юг». По итогам 2017 года рыночная доля Северного музыкального фестиваля составляла менее 30%. Однако благодаря росту индустрии культурного туризма значительное количество живописных мест в городах третьего и четвертого уровня выбрали для развития брендов музыкальных фестивалей, и количество музыкальных фестивалей на севере может увеличиться по сравнению с будущим [1].
Стоит отметить что фестивали стали доминирующей формой музыкальных конкурсов вовсе не случайно. Кроме того, что фестиваль - это всегда более успешный коммерческий проект, он имеет более весомый вклад в развитие музыкальной индустрии.
Конкурсы проводятся по одному лекалу, для них характерно однообразие обязательных программных требований, а для многих участников соревнования в технике, мастерстве и сложности превращается в самоцель. У фестивального движения большая перспектива, чем профессионально-академические конкурсы, ведь праздничная атмосфера музыкальных фестивалей существенно отличается от напряженной атмосферы конкурсного противостояния, а сами участники отмечают, что на фестивалях выступать легче [4].
С другой стороны, конкурентная борьба побуждает участников музыкальных конкурсов к выступлениям с большей самоотдачей, эмоциональной насыщенностью, что влияет на положительный контакт с публикой. Можно констатировать тот факт, что зрительская и слушательская аудитории всегда следят с большим интересом за ходом конкурсной борьбы в определении лидеров гонки, чем за течением музыкального фестиваля. На концертах победителей международных музыкальных конкурсов всегда аншлаг, концертные залы обычно переполнены.
По функциональным признакам (при наличии соревновательной составляющей) фестивально-конкурсное движение в Китае принимает различные формы:
- ориентация на консолидацию людей, связанных одной идеей или родом деятельности, и выявление общих тенденций в представленном направлении (фестиваль);
- открытая форма соревнования с целью выявления лучшего, эталонного представителя в представленном направлении (конкурс-фестиваль).
В тоже время организаторы конкурсов фестивалей в Китае сегодня ведут более гибкую политику, и иногда оставляя конкурсную основу, воздерживаются от выставления оценок всем. Например, 74-й Гонконгский школьный музыкальный фестиваль предполагает, что в командных соревнованиях нет оценок и рейтингов. Команды или награждаются золотыми, серебряными, бронзовыми сертификатами или не награждаются сертификатами в зависимости от их результатов, то есть рейтинг остальных участников не обнародуется.
Иногда конкурсная составляющая наоборот превалирует, например, на своих конкурсах-фестивалях Гонконгская ассоциация музыки и декламации всем участникам мероприятия вручает оценочный лист с оценками и комментариями (написанными самими судьями). При этом данный оценочный лист может в будущем использоваться в качестве определенного сертификата.
Современные реалии развития китайского фестивально-конкурсного движения указывают на то, что в чистом виде эстрадно-вокальный фестиваль как праздничная демонстрация достижений музыкального искусства встречается все реже, чаще звучит словосочетание «фестиваль-конкурс».
У каждой страны есть свои формы и традиции проведения фестивалей, но все они преследуют одну цель – популяризировать искусство как таковое и музыкальное, в частности.
Организуясь как культурные центры, фестивально-конкурсные события – они являются показателями интенсивности и качества художественной жизни КНР, способствуют ее активизации, определяют направления развития искусства, формируют новые идеи, открывают новые горизонты творческой деятельности, формируют новый регламент культурной жизни.
Список литературы
- Примеров Н.А. Роль конкурсов и фестивалей в воспроизводстве народной музыкальной культуры. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-konkursov-ifestivaley-v-vosproizvodstve-narodnoy-muzykalnoykultury#ixzz49fdCbV9z
- Xiaoyu, L. (2019) Birth and death of music festival. China entrepreneur. 351(22). pp. 71-77. [translated from Chinese].
- Yan, J. (2018) Can large outdoor music festival make a profit?. Art criticism. 4. pp. 41-44. [translated from Chinese].
- Yeoman, I., Ali-Knight, J., Drummond, S., McMahon-Beattie, U. & Robertson, M., (2004) Festival and Events Management: An International Arts and Culture Perspective. Boston: Elsevier Butterworth-Heinemann.
- (2014) Music festivals becoming too expensive and repetitive [online]. Available at: https://yougov.co.uk/news/2014/05/14/music-festivals-becoming-too-expensive-and-repetit [Accessed on 14/05/2014].
- Zhang, F. (2011) The birth of a festival. Arts Criticism. 1. pp. 67-69. [translated from Chinese].
- Zuleika, B., Chantal, L. (2007) Never Let Me Down Again: Loyal customer attitudes towards ticket distribution channels for live music events: a netnographic exploration of the US leg of the Depeche Mode 2005-2006 World Tour. Managing Leisure. 12(2-3). pp. 120.