УДК 78.06

Фестиваль как доминирующая форма музыкальных конкурсов в Китае

Лю Юйчэнь – аспирант Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Аннотация: В статье анализируется фестиваль как форма проведения музыкальных конкурсов. Дается определение обоих форм, а также их принципиальные различия. В статье также рассмотрена история развития фестивалей в Китае, и обосновано вытеснение традиционных музыкальных конкурсов фестивально-конкурсным движением.

Ключевые слова: фестиваль, конкурс, Китай, исполнительское мастерство, коммерческий проект, творческое мероприятие.

Роль музыкального конкурса состоит прежде всего в показе творческих достижений исполнителей настоящего и выявлении новых дарований, оценке профессионализма «педагогических сил», налаживании творческой коммуникации преподавателей, обмене опытом, пересмотре и обновлении целей, задач, методов обучения, критериев оценки и т.д. [4]

В то же время все чаще музыкальные конкурсы проводятся в виде фестивалей. Следует разобраться в этих двух форматах более детально.

Фестиваль как творческое мероприятие имеет ряд отличительных черт. Во-первых, фестиваль представляет собой серию событий, объединенных общей темой, идеей или стилем музыки, не ограничивающей его во времени. Во-вторых, демократичность, праздничность и творческая свобода делают фестивали более доступными для разных групп аудитории. В-третьих, независимые фестивали обеспечивают возможность проявить творческую изобретательность и самобытность, позволяющую выйти за пределы повседневной деятельности, ограниченной стенами рабочих помещений. В отличие от других массовых мероприятий (конференций, церемоний, концертов, праздников), музыкальные фестивали чаще носят конкурсный характер и имеют целью выявить лауреатов, дипломантов, то есть наиболее ярких участников. [3]

Конкурсом считается процесс определения лучших претендентов на победу согласно правилам, определенным перед началом проведения процедуры отбора конкурсантов, путем «качественного исследования» (экспертизы), которое осуществляется жюри или группой уполномоченных лиц, способных профессионально и объективно оценить качественные характеристики участников; или «количественное исследование» (голосование), когда конкурсанты выбираются путем общественного голосования, в котором участники голосования выражают свою симпатию к конкурсантам, пользуясь собственными субъективными мотивами.

Понятию конкурс также отвечают специальные премии, награды, которые вручаются по результатам конкурсного отбора лауреата среди ряда номинантов на премию. В литературе довольно часто встречается понятие «фестивально-конкурсное движение», но у него нет четкого определения. Под этим термином понимают все события, связанные с созданием и проведением фестивально-конкурсных мероприятий в определенном временном пространстве. Большим толковым словарем языка придается определение понятия «движение» как процесса развития, в результате которого происходит изменение качества предмета, явления, переход от одного качественного состояния к другому, высшему

Исходя из этого, можно дать определение понятию «фестивально-конкурсное движение». Фестивально-конкурсное движение – это процесс возникновения, развития и распространения фестиваля как отдельного явления искусства. Фестивально-конкурсное движение чрезвычайно распространено в зарубежных странах, а в последние 20-30 лет получило широкую популярность и в Китае. [2, с. 914].

В первую очередь это связано в целом с популяризацией фестивалей в Китае. Размер и продолжительность музыкальных фестивалей в Китае значительно увеличились за последние десять лет, которые использовались в качестве городской характеристики и новой отраслевой модели в некоторых мегаполисах.

Современный» музыкальный фестиваль, независимо от музыкального жанра, – это довольно новое явление в материковом Китае. Этот новый и якобы «западный» продукт привлекает в основном молодых людей, поскольку они, как правило, более открыты новому опыту.

В материковом Китае зарождающийся фестивальный сектор в настоящее время привлекает молодых посетителей с меньшим опытом работы с различными музыкальными жанрами. Таким образом, характеристики молодежи (отнесенной в этом исследовании к возрастной группе до 35 лет) могут способствовать уникальности или различиям мотивов посетителей фестивалей [5].

В апреле 2000 года родился первый Китайский фестиваль оригинальной музыки «Музыкальный фестиваль Миди». К концу Тайху Миди в мае этого года музыкальный фестиваль проводится в Китае уже 20 лет.

Музыкальные фестивали как потребительский продукт развлечения по-прежнему сосредоточены в наиболее экономически развитых регионах Китая. С 2016 по 2018 год наиболее активные районы проведения китайских музыкальных фестивалей не сильно изменились. Гуандун и Цзянсу по-прежнему являются наиболее концентрированными районами, особенно количество музыкальных фестивалей в провинциях Цзянсу и Чжэцзян продолжает расти, а Чжэцзян еще больше превзошел Шанхай впервые занял третье место среди самых жарких регионов страны (единицы выше провинциального уровня).

С точки зрения городов Шанхай по-прежнему занимает первое место на национальном рынке музыкальных фестивалей: в течение года проводится 19 музыкальных фестивалей, хотя в 2017 году их было 23, конкуренция по-прежнему остается жесткой. Помимо Шанхая, в других городах первого уровня, новых городах первого и второго уровня, где проходят выступления, распределение музыкальных фестивалей становится все более и более равномерным [6].

С точки зрения северных и южных регионов рынок музыкальных фестивалей Китая все еще «движется на юг». По итогам 2017 года рыночная доля Северного музыкального фестиваля составляла менее 30%. Однако благодаря росту индустрии культурного туризма значительное количество живописных мест в городах третьего и четвертого уровня выбрали для развития брендов музыкальных фестивалей, и количество музыкальных фестивалей на севере может увеличиться по сравнению с будущим [1].

Стоит отметить что фестивали стали доминирующей формой музыкальных конкурсов вовсе не случайно. Кроме того, что фестиваль - это всегда более успешный коммерческий проект, он имеет более весомый вклад в развитие музыкальной индустрии.

Конкурсы проводятся по одному лекалу, для них характерно однообразие обязательных программных требований, а для многих участников соревнования в технике, мастерстве и сложности превращается в самоцель. У фестивального движения большая перспектива, чем профессионально-академические конкурсы, ведь праздничная атмосфера музыкальных фестивалей существенно отличается от напряженной атмосферы конкурсного противостояния, а сами участники отмечают, что на фестивалях выступать легче [4].

С другой стороны, конкурентная борьба побуждает участников музыкальных конкурсов к выступлениям с большей самоотдачей, эмоциональной насыщенностью, что влияет на положительный контакт с публикой. Можно констатировать тот факт, что зрительская и слушательская аудитории всегда следят с большим интересом за ходом конкурсной борьбы в определении лидеров гонки, чем за течением музыкального фестиваля. На концертах победителей международных музыкальных конкурсов всегда аншлаг, концертные залы обычно переполнены.

По функциональным признакам (при наличии соревновательной составляющей) фестивально-конкурсное движение в Китае принимает различные формы:

  • ориентация на консолидацию людей, связанных одной идеей или родом деятельности, и выявление общих тенденций в представленном направлении (фестиваль);
  • открытая форма соревнования с целью выявления лучшего, эталонного представителя в представленном направлении (конкурс-фестиваль).

В тоже время организаторы конкурсов фестивалей в Китае сегодня ведут более гибкую политику, и иногда оставляя конкурсную основу, воздерживаются от выставления оценок всем. Например, 74-й Гонконгский школьный музыкальный фестиваль предполагает, что в командных соревнованиях нет оценок и рейтингов. Команды или награждаются золотыми, серебряными, бронзовыми сертификатами или не награждаются сертификатами в зависимости от их результатов, то есть рейтинг остальных участников не обнародуется.

Иногда конкурсная составляющая наоборот превалирует, например, на своих конкурсах-фестивалях Гонконгская ассоциация музыки и декламации всем участникам мероприятия вручает оценочный лист с оценками и комментариями (написанными самими судьями). При этом данный оценочный лист может в будущем использоваться в качестве определенного сертификата.

Современные реалии развития китайского фестивально-конкурсного движения указывают на то, что в чистом виде эстрадно-вокальный фестиваль как праздничная демонстрация достижений музыкального искусства встречается все реже, чаще звучит словосочетание «фестиваль-конкурс».

У каждой страны есть свои формы и традиции проведения фестивалей, но все они преследуют одну цель – популяризировать искусство как таковое и музыкальное, в частности.

Организуясь как культурные центры, фестивально-конкурсные события – они являются показателями интенсивности и качества художественной жизни КНР, способствуют ее активизации, определяют направления развития искусства, формируют новые идеи, открывают новые горизонты творческой деятельности, формируют новый регламент культурной жизни.

Список литературы

  1. Примеров Н.А. Роль конкурсов и фестивалей в воспроизводстве народной музыкальной культуры. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-konkursov-ifestivaley-v-vosproizvodstve-narodnoy-muzykalnoykultury#ixzz49fdCbV9z
  2. Xiaoyu, L. (2019) Birth and death of music festival. China entrepreneur. 351(22). pp. 71-77. [translated from Chinese].
  3. Yan, J. (2018) Can large outdoor music festival make a profit?. Art criticism. 4. pp. 41-44. [translated from Chinese].
  4. Yeoman, I., Ali-Knight, J., Drummond, S., McMahon-Beattie, U. & Robertson, M., (2004) Festival and Events Management: An International Arts and Culture Perspective. Boston: Elsevier Butterworth-Heinemann.
  5. (2014) Music festivals becoming too expensive and repetitive [online]. Available at: https://yougov.co.uk/news/2014/05/14/music-festivals-becoming-too-expensive-and-repetit [Accessed on 14/05/2014].
  6. Zhang, F. (2011) The birth of a festival. Arts Criticism. 1. pp. 67-69. [translated from Chinese].
  7. Zuleika, B., Chantal, L. (2007) Never Let Me Down Again: Loyal customer attitudes towards ticket distribution channels for live music events: a netnographic exploration of the US leg of the Depeche Mode 2005-2006 World Tour. Managing Leisure. 12(2-3). pp. 120.

Интересная статья? Поделись ей с другими: