УДК 78

Формирование жанра сюиты для клавишных инструментов в европейской музыкальной культуре

Юй Чэньлай – магистр Московского государственного педагогического университета.

Аннотация: Европейский художественный стиль с начала VII до середины XVIII века был известен как "барокко", с его восхищением роскошью, фантастикой и замысловатостью. До этого, в эпоху Возрождения, искусство стремилось быть "реалистичным" и уважать "природу". Многие произведения искусства отражали постепенный переход от поклонения и чествования богов к сосредоточению на человеческих эмоциях. Художники эпохи барокко продолжили этот стиль, развивая его и делая больший акцент на напряженности, буйстве и волнении в своих новых художественных тенденциях. Музыка барокко несла в себе глубокие социальные корни и развивала уникальный художественный темперамент. В этот период первоначально сформировались многие важные жанры европейской музыки.

Начало XVIII века стало новой вехой в истории клавирной музыки эпохи барокко: итальянский античный пианист Доменико Скарлатти и Жан-Филипп Рамо, музыкант французской школы перьевых клавишных инструментов, открыли новые горизонты в клавирной музыке.

Ключевые слова: жанр, формирование, сюиты, клавиши.

Немецкий музыкант Иоганн Себастьян Бах в своей композиторской практике экспериментировал практически со всеми музыкальными жанрами и структурными принципами своего времени, являясь примером для будущих поколений и эпохальной фигурой в истории фортепианного искусства. Вклад музыки барокко не имеет аналогов в истории музыки, и его появление ознаменовало начало рассвета современной музыкальной цивилизации в Европе.

Доменико Скарлатти родился в 1685 году в Неаполе, Италия. К шестнадцати годам он уже был органистом и композитором в Королевской капелле Неаполя. Венеция, Флоренция и Рим - все они были отмечены композициями музыканта. Он писал не только религиозную музыку для церкви, но и светские произведения, такие как оперы и камерная музыка для королевской семьи, постепенно вырабатывая свой собственный уникальный музыкальный стиль [1].

В годы своих скитаний Скарлатти вступил в контакт со многими исполнителями и композиторами, такими как Арканджело Корелли и Георг Фридерик Гендель. В этой свободной и напряженной музыкальной атмосфере Скарлатти экспериментировал с новой и смелой музыкой, используя орнаментацию и диссонансы таким образом, что это не только освежило слушателей того времени, но и оказало глубокое влияние на развитие музыки в последующие годы [2].

В 1728 году Скарлатти последовал за принцессой Марией Барбарой в Мадрид, Испания, в качестве учителя музыки при дворе, где начался его творческий расцвет. Скарлатти написал более пятисот клавирных сонат для музыкального образования принцессы, и эти классические реликвии открыли новые горизонты для последующей клавирной музыки.

Эпоха позднего барокко началась в конце XVII - начале XVIII веков, когда наступление века Просвещения было провозглашено во многих областях, будь то наука, политика, философия или искусство и культура. В социальном контексте, сочетавшем религию и музыку, великий немецкий музыкант Иоганн Себастьян Бах преодолел памятники, воздвигнутые его предшественниками, и поднял клавишную полифонию на самый высокий уровень, став величайшим архитектором полифонического звучания эпохи барокко [3].

Клавирная музыка Баха не только уходит корнями в традиционную религиозную культуру и глубоко укоренена в традиционной немецкой народной музыке, но и находится под влиянием протестантизма Мартина Лютера. Музыкальный язык Баха чрезвычайно богат и обладает неповторимой индивидуальностью.

Бах изменил законы музыки и зашел очень далеко, разработав превосходную структуру с большим разнообразием аккордов и голосов. Это одна из замечательных особенностей музыки Баха [4].

Бах прекрасно играет басом, и на клавиатуре легко сыграть соль-мажор. Но это уже имеет джазовый стиль, бас поднимается и опускается, это поющий бас, не просто ударяющий по басовым нотам на клавиатуре, а поющий. Если вы забыли соль мажор, есть бас, который следует сразу же, никогда не останавливается, никогда не заканчивается. И это ключевая особенность музыки Баха [2].

В 1717 году эрцгерцог Леопольд Кеттенский нанял Баха в качестве придворного музыканта. Эрцгерцог Леопольд, любитель музыки, восхищался музыкальным талантом Баха и предложил ему щедрое лечение. Кроме того, сам эрцгерцог Леопольд хорошо владел старинной виолончелью и клавесином, и Бах воспользовался возможностью сочинить множество инструментальных пьес такого рода. Эпоху Кёттена можно считать пиком творчества Баха. Большая часть клавирной музыки, написанной Бахом в тот период, представляет собой большую ценность. Если органная музыка Баха в основном является отражением его религиозного мировоззрения, то светский и народный язык чаще всего находит отражение в его свежих и жизненных сюитах для старого фортепиано и в фортепианных произведениях со средним ритмом. В этот период был написан первый том того, что называют "Ветхим заветом" фортепианной музыки. Эти произведения естественны и плавны, с безупречным балансом между музыкальным содержанием и виртуозностью.

Пьесы для фортепиано со средним измерением были написаны в ответ на изменения в методе настройки. В то время клавиши были настроены по отношению к пятым, и было очень хорошо играть определенные произведения, например, произведения Уильяма Берда, которые в основном до-мажорные с большим количеством вариаций. Сборник фортепианных пьес в средней темперации берет это и работает в настройке октав. Разделив октаву на 12 полутонов, можно сыграть ее впервые в любом ключе, в котором она играется. Таким образом, Бах смело и новаторски написал прелюдии и фуги для каждого ключа, первоначально до мажор, до минор, соль мажор и соль минор, которые внезапно превратились в ми-бемоль минор или си-бемоль минор - совершенно новые произведения. В первой книге она начинается с мажорной прелюдии, затем переходит к минору, потом идет новый ключ, восходящий к мажору. И так далее, на один уровень выше. Он написал много таких фуг.

Моцарт, Бетховен, Шопен и Шуман практиковали их каждый день, так же как позже Барток и Казальс, которые называли их Ветхим Заветом музыки. Я тоже так думаю, ежедневно практикуя Пьесы для фортепиано в средней темперации. Играть каждый день две, четыре или шесть разных прелюдий и фуг - это прекрасный способ начинать каждый день, как купание и очищение. Это очень чистое занятие для духа, ума и тела, без необходимости заниматься другими глупыми делами, на которые тратится время. Потому что это уже дает вам достаточно практики.

Прелюдия в восходящем до-мажоре имеет очень бодрый и, безусловно, мощный ритм, она плавная, подвижная и прохладная. Это произведение радостное, комфортное и энергичное. Она разыгрывается как степенный роман. Да, мне очень нравится.

В старости Бах почти ослеп, и его здоровье стремительно ухудшалось. Последнее клавирное произведение Баха, "Искусство фуги", было названо "философской работой" музыканта, отражающей красоту математической и космической гармонии, заключенной в музыке, с высокой степенью логики и структурной строгости его музыкального мышления. На момент смерти Баха эта работа была еще не завершена.

Смерть музыкального гиганта Баха в 1750 году была воспринята как перерыв в музыке барокко. С ростом буржуазного просвещения и рождением венской классической музыки музыка барокко была постепенно подавлена новыми тенденциями. Что касается Баха, то о его виртуозной игре на клавишных чаще вспоминают с ностальгией, в то время как его великие произведения для клавира остаются незамеченными. В истории фортепианного искусства клавирные произведения Баха выстраивают рациональную музыкальную конструкцию и представляют собой дом чистой красоты для всего человечества.

Список литературы

  1. Бурундуковская Е. В., Мещанинова С. И. Вопросы теории и истории музыки //Образование. – Т. 2. – С. 156-157.
  2. Гумерова О. А., Плотникова Т. На пути к вершинам барокко: клавирные сюиты Генри Перселла //Znanstvena Misel. – 2021. – №. 54. – С. 10-17.
  3. Лю Ч. Эволюция жанров европейской камерной музыки в эпоху барокко //Priority directions of scientific research. analysis, governance, prospects. – 2022. – С. 315-317.
  4. Гейдарова А. В. Формирование и развитие творческих способностей личности в процессе освоения музыкально-теоретических дисциплин //Состав редакционной коллегии и организационного комитета. – 2021.

Интересная статья? Поделись ей с другими: