УДК 330.15

О некоторых особенностях введения углеродного налога в Европейском союзе

Марьин Евгений Владимирович – кандидат юридических наук, доцент кафедры Земельного права и государственной регистрации недвижимости Московского государственного университета геодезии и картографии.

Аннотация: В статье идет речь о том, что в рамках международных климатических договоренностей (Парижское соглашение 2015 года) предусматривается декарбонизация экономики всех стран-участниц соглашения. Одной из применяемых мер стал новый налог, призванный ограничь выбросы углекислого газа. Его целью уменьшение последствий этих выбросов, таких как глобальное потепление или закисление океанов, с помощью более высокой цены на углерод. Автор анализирует немецкий опыт введения подобного налога в рамках отдельно взятой страны ЕС, в том числе и стимуляция производства и частных хозяйств. 

Ключевые слова: парниковые газы, выбросы, углекислый газ, Парижское соглашение, экономика Германии, декарбонизация экономики, экологическое налогообложение, стимуляция производителей, зеленая энергетика, экологическая политика, сохранение лесов.

В настоящее время около 46 стран ввели налог на выбросы CO2. Каждая страна устанавливает свои налоговые ставки [3, c.38]. Целью даного налога является, с одной стороны, соответствие определенным предельным значениям внутри страны, а с другой стороны, прямое сокращение выбросов. За счет налогообложения углеродсодержащих продуктов цена на эти продукты повышается, что приводит к косвенной корректировке количества выбросов CO2 со стороны государства [1, c. 59].

Налог на выбросы CO2 является основным рыночным инструментом защиты климата. Внешний ущерб учитывается налогом в экономических решениях, а относительные цены отражают истинные выбросы, связанные с товарами или услугами. Следовательно, потребители и компании могут адаптировать свои решения о покупке и инвестировании в направлении снижения выбросов, реагируя на ценовые сигналы, не зная количества выбросов, которые содержатся в каждом отдельном продукте [5, c. 293].

 Так, в Евросоюзе различные предложения по ценообразованию на выбросы CO2:

  1. Введение налога на выбросы CO2 в форме уплаты за выбросы углерода на добытое и импортируемое ископаемое топливо.

Центральная мера - введение налога на содержание углерода во всех ископаемых видах топлива (уголь, нефть, природный газ). Кроме того, налогом облагается весь импорт ископаемого топлива и прямых производных продуктов из стран, которые не взимают подобный налог, или иным образом не устанавливают цены на CO2. В среднесрочной и долгосрочной перспективе размер налога должен основываться на внешних расходах. Ежегодно цена должна увеличиваться примерно на уровень инфляции. Снижение выбросов CO2 и любые отрицательные экономические эффекты должны оцениваться независимыми экспертами каждые три года. Если не будет значительного экономического ущерба, цена должна повышаться каждые три года примерно на 10–20 евро за тонну CO2 (в дополнение к инфляции), пока не будет достигнут целевой показатель 180 евро за тонну. Задача должна быть адаптирована к текущему состоянию науки с течением времени .

  1. Возмещение затрат на эмиссионные сертификаты. Компаниям, производство которых размещено например, в Германии полностью возмещаются расходы на сертификаты выбросов при условии, что налог на выбросы CO2 выше, чем цена сертификата. Если цена сертификата выше налога, производитель получает возврат, равный сумме налога.

Налог передается по цепочке создания стоимости через более высокие цены от добывающих компаний к компаниям, выбрасывающим CO2. [2, c. 37].

Таким образом, два инструмента (налог на выбросы CO2 и торговля сертификатами) могут без проблем работать параллельно и дополнять друг друга. В то время как налог обеспечивает стабильный ценовой уровень, торговля сертификатами обеспечивает большую безопасность в достижении более высоких (в масштабах ЕС) целей сокращения [4, c. 22].

Список литературы

  1. Александрова Ж.П., Кат С.А. Достижение углеродной нейтральности путем внедрения инструментов налогообложения. // Кронос, 2021. № 12 (62). С. 58-61.
  2. Жилина И.Ю. Рыночные инструменты борьбы с глобальным потеплением // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2, Экономика: Реферативный журнал, 2018. № 3. С. 33-41.
  3. Киевич А.В., Конончук И.А., Пригодич И.А. Реформирование налоговых систем стран европейского союза в кризисный период // Економічний форум. 2018. № 4. С. 35-41.
  4. Плакиткин Ю.А., Плакиткина Л.С. Парижское соглашение как фактор ускорения «энергетического перехода»: меры по адаптации угольной отрасли к новым вызовам. // Уголь, 2021. № 10 (1147). С. 19-23.
  5. Соколов М. М. Стратегии России по введению трансграничного углеродного регулирования в ЕС. // Геоэкономика энергетики, 2021 № 3 (15). С. 84-97.

Интересная статья? Поделись ей с другими: