УДК 33

Совершенствование методов защиты коммерческой тайны

Борисов Семён Александрович – студент магистратуры по специальности «Экономика» Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Аннотация: В условиях современной экономики, в основе которой лежит конкурентно-инициирующая среда, достаточно актуальна проблема обеспечения защиты информации субъекта предпринимательства. Сегодня в России, как и в других странах мира, в процессе предпринимательской деятельности, когда создаются новые технологии в результате интеллектуального труда, возникают насыщенные разными сведениями информационные объекты, имеющие коммерческую ценность. В работе рассмотрено возможности совершенствования методов защиты коммерческой тайны.

Ключевые слова: коммерческая тайна, защита, информация, информационное право, безопасность предприятия.

Из-за обилия новых информационных достижений государственные границы практически становятся прозрачными для обращения информации. При этом чем больше указанная отрасль вовлекается в коммерческое обращение, тем больше возникает потребность в защите интересов собственников коммерческой тайны.

В настоящее время проблема защиты коммерческой информации стоит очень остро, поскольку представляет собой ценную составляющую профессиональной деятельности современного общества. Представители информационно-правовой науки осуществляли свои исследования по этому направлению.

В Федеральном законе 98-ФЗ [1] понятие коммерческой тайны трактуется как информация, которая является секретной в том понимании, что она в целом или в определенной форме и совокупности ее составляющих неизвестна и не является легкодоступной для лиц, обычно имеющих дело с видом информации, к которому она принадлежит, в связи с этим имеет коммерческую ценность и является предметом адекватных существующим обстоятельствам мер по сохранению ее секретности, принятых лицом, законно контролирующим эту информацию.

Существует международный опыт предупреждения распространения информации, которая составляет коммерческую тайну, но последствиям таких действий нужно давать четкую оценку, поскольку они представляют угрозу праву человека на неприкосновенность его личной жизни, а потому требуют индивидуализации и постоянной корректировки. Например, несанкционированным доступом к информации и электронным шпионажем занимаются преимущественно высококвалифицированные специалисты, работающие как частные лица или по заданию различных фирм и учреждений.

Зная основные каналы и источники информации, которая носит характер коммерческой тайны, можно предложить систему мер по ее защите, которая должна отличаться эффективностью, простотой, управляемостью и носить всеобъемлющий характер [4]. Во-первых, для создания системы по обеспечению информационной безопасности предприятия необходимо [3]:

  • выявить информацию, которая будет носить характер коммерческой тайны;
  • установить места ее накопления;
  • определить наиболее вероятные каналы и источники его истечения;
  • оценить эффективность мер по ее защите;
  • закрепить сотрудников субъекта хозяйствования, ответственных за разные направления обеспечения защиты информации;
  • разработать систему контроля за осуществлением указанных мер.

Во-вторых, создание системы защиты информации от несанкционированного доступа требует особо кропотливой работы с кадровым потенциалом предприятия. Важное место в проведении предварительного тестирования, изучении анкетных данных только что принятых сотрудников, анализе их умения хранить необходимую информацию, в разработке и подписании обязательств о неразглашении коммерческой тайны по праву принадлежит менеджерам по персоналу субъекта хозяйствования, работникам службы безопасности.

Оформляя трудовые правоотношения, для защиты коммерческой тайны очень полезным будет предусмотреть, например, следующие обязательства для сотрудников (рисунок 1) [5].

1

Рисунок 1. Обязательства для сотрудников по защите коммерческой тайны.

Охрана конфиденциальной информации, составляющей коммерческую тайну, может быть обеспечена комплексом юридических, физических, технических и психологических мер, например [2]:

  • разработка инструкций/положений по обеспечению сохранности коммерческой тайны;
  • учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и/или лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
  • регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками из трудовых договоров и контрагентами из гражданско-правовых договоров.

С установленным работодателем режимом коммерческой тайны и по мере ответственности за нарушение ознакомления сотрудников желательно осуществлять под расписку работника. Наряду с указанными мерами владельцу информации, составляющей коммерческую тайну, целесообразно применять средства и методы технической защиты информации.

Заключение соотношения важности порядка использования информации, составляющей коммерческую тайну, и ответственности за ее незаконный сбор, использование и разглашение, не отражает в полной мере ценность этой информации. Соблюдение указанных выше мер по организации защиты коммерческой тайны не только будет залогом спокойствия субъектов хозяйственной деятельности, но и станет основанием в случае рассмотрения спора в судебном порядке, поскольку проверка охраноспособности коммерческой тайны осуществляется только когда права на коммерческую тайну нарушаются и нужно установить, существовали ли они вообще.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «О коммерческой тайне»
  2. Башкатова Л.И. Увольнение за разглашение коммерческой тайны // Бухгалтерский учет. 2015. № 2. С. 107-110.
  3. Захарова, А. Э. Способы защиты коммерческой тайны / А. Э. Захарова, М. Р. Загидуллина, А. А. Школа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 199-201.
  4. Морозова Е. Доступность информации о деятельности организации для ее работников и профсоюза // Хозяйство и право. 2011. № 5. С. 108-120.
  5. Шостак И.В. Соблюдение коммерческой тайны в трудовых правоотношениях // Труд и социальные отношения. 2013. № 10. С. 61-65.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail