УДК 33

Экономические аспекты китайских СМИ

Чжан Юйцзе – бакалавр Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Аннотация: Рост цен, изменение привычек и появление "суперконкурентов" заставили нас задуматься о том, как новые бизнес-модели и игроки, а также изменение потребительских предпочтений повлияют на производство, распространение, доступ и стоимость медиаконтента. С ростом социальных сетей, оцифровкой медиаконтента и ускорением потребления мобильных устройств медиаиндустрия продолжает переживать изменения и потрясения, которые полностью изменили ее традиционную модель финансирования. Средства массовой информации всегда были в центре социального строительства и формирования идентичности. В то время, когда человечество находится в мрачном положении - ему угрожает новая эпидемия, а многие люди находятся в изоляции - средства массовой информации жизненно необходимы, чтобы помочь людям получить доступ к информации, историям и искусству, обогащающим духовный мир, и помочь стимулировать воображение для преодоления трудностей.

Ключевые слова: Китай, СМИ, экономика, цифровизация, новости.

В эпоху фальшивых новостей и дезинформации качественный контент ценен как никогда. Так кто же его создает, кто за него платит и кто контролирует его производство? В Великобритании до 1950-х годов свободная пресса развивалась в патерналистском режиме. Существовала четкая иерархия контроля над информацией: в течение первых пяти лет работы Ламберта редактором еженедельного культурного журнала BBC (1929-1934) ему не разрешалось проверять тираж журнала, чтобы это не "исказило" его суждения как редактора [1].

В 1980-х годах на смену этой модели пришли массовые, управляемые аудиторией СМИ, и именно в этот момент идея СМИ как источника популярных развлечений начала укореняться.

Сегодня, когда все больше и больше контента распространяется через социальные платформы, грань между создателями и потребителями контента стирается. Технологические компании - "суперконкуренты" - взяли на себя большую ответственность за обеспечение качества и целостности информации. Возможно, в результате этого беспокойства произошел необычный сдвиг в сторону патерналистского стиля до 1950-х годов, с призывами к правительствам и регулирующим органам взять на себя более активную роль в производстве и распространении новостей (но не в индустрии развлечений), чтобы обеспечить справедливый доступ к информации [2].

Нынешняя эпидемия, несомненно, усилит незаменимую роль СМИ в современном обществе. Поскольку ценность контента растет с каждым днем, отрасли необходимы новые финансовые модели, которые позволят выполнять социальные функции, поддерживая при этом широкий доступ потребителей к жизненно важному медиаконтенту. Для достижения этой цели медиаиндустрия не может быть оставлена в одиночестве, а требует диалога между всеми заинтересованными сторонами, включая регулирующие органы, для поиска соответствующих решений, которые помогут каждому участнику медиаиндустрии найти баланс между инновациями, благосостоянием потребителей и корпоративной ответственностью [3].

Хотя доля пользователей, оплачивающих контент, в настоящее время невелика, готовность платить в будущем постепенно растет. Во всем мире 53% и 70% респондентов заявили, что в будущем они готовы платить за новостные и развлекательные услуги соответственно. А две наиболее динамично развивающиеся экономики мира - Китай и Индия - демонстрируют оптимистичные перспективы роста.

В Китае 25% [4] потребителей платят за новости, а 59% покупают хотя бы одно платное видео или спортивную программу, что, вероятно, связано с более распространенной в Китае моделью оплаты за просмотр.

В Индии потребители выразили готовность увеличить количество платных новостных и развлекательных услуг. Респонденты заявили, что готовы платить почти за три развлекательные услуги и четыре новостные услуги, в то время как потребители в большинстве других стран готовы платить не более чем за 1-2 услуги.

Медиаиндустрия постоянно меняется, и понимание того, как создатели контента, потребители и рекламодатели воспринимают ценность медиа, имеет ключевое значение. Изучение стратегий, которые медиакомпании и рекламодатели используют для повышения ценности своего предложения, может уравновесить исследования потребительского потребления и платежных предпочтений. Этот отчет рисует целостную картину медиаландшафта - не только с точки зрения финансовой устойчивости, но и с точки зрения оценки ценности контента для общества. Эта информация важна для бизнесменов и политических лидеров, думающих о желаемой роли, которую играют СМИ в жизни людей [5].

Нынешняя модель более динамична и оперативна с точки зрения привлечения аудитории, однако сейчас больше бюджетных средств выделяется поставщикам инструментов, чем поставщикам контента. Тем не менее, потребители очень осторожны. Исследование, проведенное компанией Deloitte, показало, что почти половина американских потребителей устали от бурного роста трафика в индустрии развлечений и, скорее всего, будут платить за подписку только на одну онлайновую новостную службу.

Системы доходов являются ключевым фактором, определяющим баланс сил в СМИ. Частный сектор и крупные рекламодатели формируют медийный ландшафт, а политики, похоже, не успевают за ними. Например, такие потребительские бренды, как P&G и Unilever, работают над повышением собственной узнаваемости и снижением уровня обмана в Интернете.

Рассматривая важный вопрос о том, кто должен финансировать производство контента, опрос показывает, что потребители считают, что правительство несет большую ответственность за финансирование производства новостей, чем развлечений (35% и 18% соответственно).

Поскольку эти тенденции проявляются в меняющемся ландшафте, медиакомпании ищут стратегии привлечения и удержания платящих потребителей, и в их число входят так называемые суперконкуренты. Эти компании используют контент, чтобы принести пользу другим предприятиям. При этом они создают возможности и проблемы для отрасли - но точные последствия пока неизвестны. Сейчас самое время изучить потенциальное воздействие и подумать о том, как можно использовать правила регулирования для более эффективного баланса между инновациями, благосостоянием потребителей и корпоративной ответственностью.

 Люди используют медиа не только для того, чтобы скоротать время, они используют их для получения информации, и все чаще люди используют их для создания общих культурных моментов и формирования своей идентичности. Нам нужен более динамичный подход к измерению истинной ценности СМИ для общества [6].

Контент стал более легкодоступным и качественным, чем когда-либо прежде. Однако в то время как целевые СМИ борются за лидерство в своих областях, технологические гиганты рассматривают возможности использования СМИ для монополизации времени, потребления и данных. Какое влияние окажут стратегии технологических гигантов на общий ландшафт медиаиндустрии?

Нас вполне могут спасти не только самоиззоляция и наука, но и смех, катарсис, оптимизм - оптимизм, способный преодолеть века и полный историй, взаимодействий и песен.

В отсутствие реального контакта взаимодействие и потребление опыта теперь в значительной степени опосредовано. Ценность и целостность средств массовой информации никогда не были так важны.

Список литературы

  1. Вартанова Е. Л. Чем управляют менеджеры СМИ? О природе современного медиаменеджмента //Медиаскоп. – 2007. – №. – С. 3-3.
  2. Короченский А. П. Медиакритика как оценочное познание социального функционирования СМИ //Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. – 2010. – Т. 7. – №. 18 (89). – С. 204-208.
  3. Машкова С. Г. Сетевые СМИ: факторы эффективности : дис. – 2006.
  4. Юферева А. С. Характеристика средств массовой информации как субъекта рынка: экономический аспект //Приоритеты массмедиа и ценности профессии журналиста.—Екатеринбург, 2018. – 2018. – С. 77-79.
  5. Кондрашина М. Н. СМИ как агент публичной политики (теоретический аспект) //Вестник Томского государственного университета. – 2010. – №. 338. – С. 42-45.
  6. Демина И. Н. Сущность экономической журналистики //Известия Байкальского государственного университета. – 2011. – №. 1.

Интересная статья? Поделись ей с другими: