Управление финансами в Китае

Хуан Шухун – магистр Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: За последние десятилетия система управления финансовым казначейством Китая претерпела фундаментальные изменения, и эффективность управления финансовыми фондами была существенно повышена, что позволило адаптироваться к требованиям модернизации финансовой системы и внести значительный вклад в модернизацию национальной системы управления и потенциала управления. Опыт, накопленный в ходе реформы системы управления фискальным казначейством, может служить ориентиром для будущих реформ. В Китае была проведена масштабная реформа фискальной и налоговой системы для удовлетворения потребностей реформы социалистической системы рыночной экономики. Эта реформа была сосредоточена на области фискальных доходов и достигла положительных результатов в повышении "двух долей" (отношение фискальных доходов к ВВП и отношение центральных фискальных доходов к общим национальным фискальным доходам).

Ключевые слова: государство, Китай, управление, финансы, реформы.

Необходимо системно решать проблемы неиспользованных и нерационально расходуемых средств в области бюджетных расходов. Реформа системы фискального управления была инициирована реальной необходимостью повышения эффективности бюджетных расходов.

Наиболее ярким проявлением реформы системы управления фискальным казначейством является внедрение практики большинства стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и определения казначейства Международного валютного фонда (МВФ), которое изменило узкое понимание казначейства как относящегося только к национальной казне и подчеркнуло, что казначейство - это ряд управленческих функций, в которых казначейство контролирует исполнение бюджета от имени правительства и хранит государственные активы и обязательства, уделяя особое внимание контролю, эксплуатации и отчетности. Китай поставил цель реформы системы управления казначейством - построить современную систему управления казначейством с эффективной работой фонда, полной системой контроля, всеобъемлющей финансовой отчетностью, четкими правами и обязанностями подразделений и значительной ориентацией на эффективность [1].

Реформа системы управления фискальным казначейством обеспечила нормальное функционирование фискальных доходов и расходов (финансовых доходов и расходов), повысила эффективность фискальных доходов и расходов, способствовала эффективному проведению фискальной политики и лучше способствовала достижению таких политических целей, как искоренение бедности и предотвращение крупных рисков. Реформа системы управления фискальным казначейством ни в коем случае не сводится к притоку и оттоку фискальных средств, а охватывает весь процесс управления фискальными средствами. В результате реформы система сбора доходов и управления налоговыми доходами, неналоговыми доходами и доходами государственных фондов стала более надежной, эффективно сократились утечки и негерметичность при сборе доходов и управлении ими, изменилась практика сбора платежей с переходных депозитных счетов, что позволило депонировать фискальные средства в кратчайшие сроки и значительно повысило эффективность сбора фискальных доходов. Централизованная система сбора и выплат Государственного казначейства решила проблему задержки финансовых средств в бюджетных подразделениях. Реформа системы управления финансами изменила недостатки прошлого, когда бюджетные подразделения хранили и управляли финансовыми средствами разрозненно, и эффективность расходования финансовых средств значительно повысилась [2].

Были созданы и постепенно стандартизированы централизованная система казначейских сборов и платежей, система государственных закупок и система управления государственным долгом, а также начата подготовка комплексных государственных финансовых отчетов на пилотной основе. Современные информационные технологии широко используются в управлении казначейством, а взаимоотношения между казначейством, Народным банком Китая, профессиональными департаментами, бюджетными подразделениями, коммерческими банками и другими соответствующими структурами налажены хорошо, что повышает эффективность финансового управления. Внимание также уделялось разработке и применению данных о доходах и расходах бюджета в управлении фискальным казначейством. Все они внесли важный вклад в модернизацию фискальной системы [3].

Реформа системы управления казначейством также должна уделять внимание выбору стратегий реформы и дальнейшему ускорению реформы для продвижения модернизации фискальной системы при обеспечении бесперебойной работы операций по управлению казначейством. В перспективе, для того чтобы реформа системы управления казначейством, которую ОЭСР назвала фискальной революцией, прошла более гладко, реформа должна иметь международную перспективу, основываться на национальных условиях и соответствовать общему направлению фискальной реформы, и может быть сосредоточена на следующих трех областях.

Управление казначейством является высокопрофессиональной задачей, но популяризация соответствующих знаний не должна ограничиваться профессиональной сферой, а также должна позволить широкой общественности понять управление казначейством. Это необходимо по двум причинам: во-первых, управление казначейством - это задача, которая связана с государственными средствами, а у общественности уже есть желание понять, как собираются и используются государственные средства. Во-вторых, управление казначейством должно поддерживаться большим количеством людей. Только тогда, когда достижения и опыт управления казначейством будут освещаться всесторонне и объективно, управление казначейством будет легко поддержано общественностью. Если профессиональные и объективные знания не будут популяризироваться, их место могут занять субъективные знания с эмоциями, что негативно скажется на развитии управления казначейством и, соответственно, на дальнейшем совершенствовании соответствующей системы. Чтобы сделать хорошую работу по популяризации знаний по управлению финансовым казначейством, можно начать с введения самых базовых знаний. Важно в полной мере продемонстрировать работу по реформированию системы управления финансами и казначейством, передать объективные данные и яркие примеры, насколько это возможно, донести оценку управления финансами и казначейством Китая со стороны международных организаций, а также донести до общественности проблемы в конкретных операциях и будущее направление реформы [4]. Популяризация - это не одностороннее обращение, а целенаправленное, с главной целью завоевать понимание общественности, чтобы избежать недопонимания реформы, ведущего к тому, что она не пройдет гладко.

Во-вторых, внедрение нового закона о бюджете и его подзаконных актов должно быть использовано как возможность ускорить пересмотр соответствующих административных актов, чтобы более полно и всесторонне закрепить достижения реформы системы управления финансами и казначейством, чтобы реформа системы управления финансами и казначейством имела более прочную основу для продвижения вперед. С точки зрения срочности реформы, новый закон о бюджете должен, прежде всего, лучше защитить положение о том, что "право распоряжаться средствами в казначействе на всех уровнях принадлежит финансовому отделу правительства на данном уровне", чтобы более эффективно содействовать работе казначейства по управлению денежными средствами. Повышение эффективности использования казначейских средств само по себе является способом предотвращения финансовых рисков. Административные регламенты по управлению казначейством должны отражать концепцию управления крупным казначейством и не должны отставать от практики реформ. Для пересмотра административных правил важно иметь представление об общей ситуации и сосредоточиться на общей цели создания и совершенствования современной финансовой системы, чтобы система управления казначейством, которая является одним из важных элементов современной финансовой системы, могла работать более гладко и играть надлежащую роль. Управление казначейством является высокоспециализированным и во многих областях представляет собой беспрецедентное мероприятие. На начальном этапе реформ все еще можно использовать опыт развитых экономик, а после того, как основная программа реформ будет реализована, некоторые реформы системы управления фискальной и казначейской системами с учетом национальных факторов срочно нуждаются в изучении пути китайских особенностей. Нелегко иметь международное мировоззрение, исходить из национальных условий и уделять внимание профессионализму. Построение комплексной системы финансовой отчетности правительства является одной из таких задач. Пилотные проекты в центральных ведомствах и местных органах власти предоставили базовую информацию для проведения реформы, но этого недостаточно. Проблемы в пилотных программах должны быть изучены для дальнейшего совершенствования пилотной программы. Создание и совершенствование современной финансовой системы является высокопрофессиональной задачей, и больше усилий в профессиональных и технических атаках на финансовое управление казначейством, как один из важных элементов, придаст мощный импульс завершению задачи финансовой реформы [5].

Список литературы

  1. Закон «О бюджете Китайской Народной Республики» (Принят на второй сессии Всекитайского Собрания Народных Представителей 8-го созыва 22 марта, 1994 года, обнародован указом № 21 Президента Китайской Народной Республики, вошел в силу с 1го января, 1995 года).
  2. А. Кокшаров, Гегемония без фанатизма// Эксперт.- 2010.- №12.- С.38 - 40.
  3. Экономический рост и государственные расходы в КНР / Фонд "Бюро экономического анализа", http://www.budgetrf.ru /Publications/Magazines/bea/analysis/2000/bea01062000rept/bea01062000rept000.htm.
  4. Станет ли китайский юань реальным конкурентом доллара США? [Электронный ресурс] журнал «Биржевой лидер» http://www.profi-forex.org/news/entry1008077721.html.
  5. Кузьмичева Д.А. Банковский сектор Китая: анклав или неотъемлемая часть всемирного финансового рынка? // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 5. С. 368-377.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail