УДК 331.1

Исследование системы мотивации и стимулирования труда персонала

Панкова Ирина Владимировна – студент Российского государственного социального университета.

Аннотация: В статье обозначена актуальность темы. Дано определение стимулирования трудовой деятельности и мотивации. Описаны распространенные системы мотивации. Приведен пример японской системы мотивации. Сделан вывод.

Ключевые слова: мотивация, стимулирование, сотрудники, труд.

Следует отметить, что последнее время в России, как и во всем мире пришло осознание того, что людской капитал является важным ресурсом современного общества. Постоянная текучесть кадров на большинстве российский предприятий подталкивает руководителей искать методы и приемы устранения данной проблемы. Стимулированию труда и мотивации отводится одна из важнейших ролей в решении данной проблемы. В связи с чем есть необходимость в определении данных понятий.

Как отмечает Диденко А.О. стимулирования труда является целенаправленным воздействием на поведение сотрудников оказывая влияние на условия его жизнедеятельности, при этом пользуясь мотивами, которые движут его деятельностью. [1]

Что касается понятия мотивации, то по мнению Захарова Р.Р. – это метод, с помощью которого можно воздействовать на людей при этом стремясь добиться от них желаемого результата. [2]

На сегодняшний день самыми распространенными системами мотивации и стимулирования труда являются материальная и нематериальная система.

В случае материальной системы речь идет о денежном вознаграждении и поощрении работника за его труд.

В случае нематериальной системы речь идет о факторах не денежного характера, а точнее росте по карьерной лестнице, хорошей атмосфере в коллективе, трудоустройстве и полном социальном пакете, организации культурных и спортивных мероприятиях, престиже компании, возможности обучится за счет компании, признании руководителя и др.

Для каждого отдельно взятого человека действуют свои стимулы. Удачным примером мотивационной системы является японская, так как эта страна смогла добиться преданности работников при этом поощряя и мотивируя их на лучшие результаты их деятельности.

Рост уровня жизни и заработной платы опережает рост производительности труда в Японии. Но следует отметить, что японский опыт можно применить только в стране, где ради общества человек готов пойти на личные жертвы, не взирая на свои индивидуальные потребности, у которого развито чувство гражданской ответственностью и самосознанием.

В Японии (в работах экономисты обозначают ее еще, как страну восходящего солнца), каждый сотрудник предан компании в которой работает. Так как японцы считают, что:

  • Они – это необходимое звено единой системы и за судьбу компании, в которой работают, берут персональную ответственность.
  • Такие понятия как «профессия», «работа», «предприятие» являются идентичными. Когда у японца спрашивают кем он работает, он называет компанию, а не свою в ней профессию.
  • Пропускать рабочие дни можно только из очень уважительной причины (количество пропусков у них минимально), даже больными они ходят на работу (не берут больничный или отгулы).
  • Сверхурочно работать является нормой.
  • Нужно брать только часть отпуска, который положен, так как полноценный отпуск – это проявление нелояльного отношения к компании.

Руководители японских компаний придерживаются мнения, что чем больше человек проработал в компании, тем выше у него будет заработная плата и тем выше будет его должность. Таким образом, прослеживается прямая зависимость длительности работы и карьерного роста. Конечно, в учет берутся и индивидуальные качества сотрудника, квалификация, но без соответствующего стажа вертикальное движение в компании невозможно. Если человек переходит в новую компанию, все его заслуги обнуляются, и только «свой» сотрудник может претендовать на руководящую должность.

Если не учитывать заработную плату, в Японии действуют такие поощрения:

  • Выплата премий и бонусов (минимум раз в полугодие);
  • Оплата расходов, связанных с дорогой в офис и домой;
  • Оплата для работника и его семьи медицинской страховки;
  • Частичная оплата жилья;
  • Предоставление займов для возможности приобрести недвижимость;
  • Оплата обучения в вузах Японии, а также Европы и США;
  • Повышение квалификации без отрыва от основного места работы. [3]

Таким образом, японскую мотивационную систему можно охарактеризовать направленностью на сплоченность коллектива, она призвана укрепить позитивный настрой и усилить связь между работником и компанией. Российским предпринимателям можно порекомендовать перенимать опыт данной страны. Ведь с каждым днем российским предпринимателям приходит осознание того, что персонал является ценнейшим ресурсом. И эффективность его работы в компании напрямую зависит от мотивации и стимулирования его трудовой деятельности.

Список литературы

  1. Диденко А.О. Управление персоналом (учебное пособие) / М: РАГС, 2020. - 322 с.
  2. Захаров Р.Р. Современный менеджмент: теория и практика. - СПб.: Питер, 2021. - 437 с.
  3. Колесник И.В. Мотивация персонала: зарубежный опыт /Кадровик. - 2021.- 38 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail