УДК 331.1

Понятие, цели и виды оценки работы персонала в организации

Шаронов Валерий Сергеевич – магистрант по направлению «Экономика» Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Родионова Елена Викторовна – кандидат экономических наук, доцент, декан факультета Экономики и менеджмента Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Аннотация: В данной статье рассматриваются цели оценки работы персонала в организации, а также методы ее проведения. Описана процедура проведения оценки персонала при использовании многоступенчатых методов.

Ключевые слова: человеческие ресурсы, оценка персонала, отбор персонала, подбор персонала.

Люди являются важным активом в любой компании. Именно человеческий ресурс напрямую влияет на успех или неудачу компании. Даже в отраслях, где преобладает автоматизация процесса и сведен к минимуму «человеческий фактор», решающую роль все равно играют люди – бухгалтер, генеральный директор, менеджер по продажам, главный инженер и так далее.

При этом оценке «неодушевленных» активов компаний обычно уделяется наибольшее внимание – будь то капитал, производственные фонды или движимое и недвижимое имущество.

Но если оценка материальных и нематериальных активов компании более-менее понятна и даже регламентирована разными законами и стандартами, то как быть с людьми? Правильна ли ситуация, когда в любой компании финансовый директор или главный бухгалтер могут точно оценить текущее состояние безжизненных активов компании, а ценность сотрудников компании обычно остается неисследованной? Для этих целей существуют процедуры оценки персонала в организации.

Оценка персонала представляет собой совокупность методик, основной целью которых является устранение «серых зон» в отношении персонала, то есть сокращение информации, которую компания не понимает или неизвестна вовсе. Чем ниже степень неосведомленности, тем качественнее процесс управления персоналом и, следовательно, тем лучше показатели деятельности компании.

Оценка персонала является одним из важнейших инструментов в работе отдела кадров и HR-рекрутеров компании. Тот или иной метод оценки персонала, либо сочетание нескольких, специалисты используют при выполнении своих основных функций:

Подбор персонала

Подбор персонала на любую должность невозможен без предварительной оценки кандидатов. Даже самые простые и рядовые вакансии имеют необходимость в минимальной квалификации, и без оценки уровня квалификации кандидатов на эти должности невозможно обеспечить качественный набор сотрудников.

Анализ работы сотрудников

В этой функции нужно получить ответ на ряд вопросов: Как работает человек - хорошо или плохо и почему? Есть ли потенциал для развития? Какие мероприятия со стороны службы управления персоналом компании помогут раскрыть этот потенциал? Должна ли быть увеличена заработная плата работника? На все эти и многие другие вопросы невозможно ответить без использования какого-либо из объективных методов оценки персонала. Как и в любом другом аспекте бизнеса, например в маркетинге, только объективная оценка, основанная на реальных данных, может улучшить результаты.

Разработка систем материальной мотивации

В условиях рыночной экономики, в том числе на рынке труда, проблематично назначать одинаковую заработную плату и «стимулирующий пакет» (ДМС, надбавки, премии) всем работникам, занимающим одну и ту же должность. Кто-то всегда будет работать хуже, а кто-то лучше. Размер вознаграждения за выполненную работу должен зависеть, как минимум, от работоспособности и результативности работника, а при построении более сложных мотивационных схем еще и от навыков, потенциала и стремления к развитию на рабочем месте.

Планирование и ротация человеческих ресурсов

Компании, имеющие кадровый резерв (т.е. выделенный сегмент сотрудников, готовых к повышению и/или перемещению в нужное время), всегда имеют преимущество. Но как понять, кто именно из общего пула сотрудников соответствует критериям необходимого кадрового резерва? Ответить на этот вопрос позволит только правильно подобранный набор методов оценки персонала.

Развитие и обучение персонала

Развитие бизнеса или предприятия невозможно без развития сотрудников. Но как понять, какие качества, навыки и квалификации необходимо развивать? Как разработать план обучения сотрудников, если текущее положение дел либо совершенно неизвестно, либо определяется на интуитивном уровне? Мероприятия по развитию и обучению персонала не будут столь эффективными, если они будут проводиться без предварительной (а еще лучше - регулярной) оценки.

Для выполнения основных функций специалистов по персоналу можно выделить основные виды оценки персонала.

Многоступенчатые методы помогают отобрать сотрудников, способных повысить ценность организации. Кроме того, они позволяют проанализировать их квалификацию и личные качества. Ограничиваться только одним интервью нерационально, ведь в резюме часто содержится приукрашенная информация. Рекрутер должен работать с каждым новым кадром. Проведение оценки персонала можно разделить на несколько этапов:

Первичное собеседование, проводит линейный руководитель или специалист по кадрам. Основная цель – оценить уровень образования, внешний вид потенциального сотрудника и его соответствие дресс-коду компании. На этом этапе можно использовать общие методы.

Заполнение анкеты с минимальным количеством пунктов, связанных с опытом, предыдущей работой. Вопросы должны быть стандартными и нейтральными. Этот этап позволяет отобрать из большого количества претендентов более опытных сотрудников.

Интервью – это вид оценки персонала, заключающийся в разговоре с соискателем. Специалист по персоналу может подготовить как конкретные вопросы, так и общие темы. Стрессовое, ситуационное интервью может быть использовано для некоторых вакансий.

Тесты с психологическими методиками помогают проанализировать личность и качества. Такие тесты должны проводиться с привлечением квалифицированных психологов, способных правильно интерпретировать результаты.

Профессиональное тестирование позволяет выявить глубину и целостность знаний кандидатов. Вопросы должны касаться только сферы деятельности эксперта. Таким образом, не должно быть сомнений в обязательствах других специалистов, так как не всем сотрудникам необходимо знать английский язык, уметь разрабатывать маркетинговые планы и т.д.

Еще одним видом методов оценки персонала является проверка биографии, рекомендаций с предыдущего места работы. Самостоятельно обращаться в организацию нерационально, так как многие компании не хотят терять ценный персонал, поэтому часто плохо отзываются об усердии специалиста в своих обязанностях.

Деловая оценка персонала при приеме на работу:

  • Для оценки психофизиологических качеств, способности выполнять поставленные задачи предоставляются тесты, в которых представлены ситуации, связанные с выполнением служебных функций.
  • Для анализа уровня развития, способностей, мышления, внимания и памяти используются общие тесты.
  • Для анализа семейных отношений, физического и умственного развития, интеллекта, общительности, интересов и потребностей используются биографические тесты.
  • Уровень развития тех или иных качеств, предрасположенность к отклонениям в поведении, помогут выявить личностные тесты.

К другим видам методов оценки персонала относится проверка на полиграфе. Но этот метод тестирования часто используется при тестировании давно работающих сотрудников. Вопросы могут быть как связанные со служебными и личными качествами, так и нестандартные. Некоторые кандидаты не хотят учувствовать в данном методе оценки. Следует отметить, что не все специалисты умеют правильно интерпретировать результаты, поэтому не исключены ошибки.

В заключение следует еще раз отметить, что грамотно структурированное и хорошо организованное изучение и оценка соискателей и сотрудников – главный залог процветания любой компании.

Список литературы

  1. А.К. Саакян, Г.Г. Зайцев, Н.В. Дягилева. Управление персоналом в организации. Спб. и др: Питер, 2011 - 175с.
  2. А.Я. Кибанов. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 512с.
  3. Бизюкова И. В. Кадры управления: подбор и оценка. М.: Экономика, 450с.
  4. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. М.: Питер, 2013 - 252с.
  5. Веснин В.Р. Менеджмент. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - 504с.
  6. Егоршин А.П. Основы управления персоналом. Н.Новгород: Нижегород. институт менеджмента и бизнеса, 2013 - 302с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: