УДК 34

Объект и предмет компьютерных преступлений как разновидности преступлений информационного характера

Яковенко Ирина Александровна – кандидат философских наук, доцент Краснодарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации.

Аннотация: Правильное понимание состава компьютерного преступления приобретает существенное теоретическое и практическое значение. Важным составляющим объекта и предмета компьютерного преступления выступает такое явление, как информационная безопасность. Вопросы безопасности регламентируются специальными нормативными правовыми актами.

Ключевые слова: объект, предмет, компьютерное преступление, информационная безопасность.

На сегодняшний момент можно констатировать быстрое развитие в Российской Федерации (далее РФ) информационного пространства, обусловленное процессами глобализации. Это приводит ко многим положительным моментам в различных областях: экономике, медицине, социальной сфере и тому подобное. Однако это и приводит к появлению новых видов преступного поведения, где информация используется как средство совершения преступных посягательств, а также выступает непосредственным ее предметом. При этом число подобных преступных посягательств растет достаточно большими темпами, что требует от государства принимать адекватные меры как законодательного характера, так и противодействия им со стороны правоохранительных органов.

Цель данной работы заключалась в рассмотрении основных показателей и признаков компьютерных преступлений, как специальной разновидности информационной преступности, выработка правоприменительной практики по данной категории преступлений и рассмотрение предложений по совершенствованию российского законодательства.

Методологической основой исследования являлись: учебные пособия, монографии и труды зарубежных экономистов, публикации в периодической печати, ресурсы Интернета.

В настоящее время российское, да, пожалуй, и всё мировое информационное пространство превращается в некую благодатную почву для выработки нового преступного поведения, при котором виновные лица непосредственно применяют информационно-телекоммуникационные технологии в своей преступной деятельности.

Если обратиться к Доктрине национальной безопасности Российской Федерации, которая была разработана и принята в РФ, то в ней в число наиболее опасных стратегически угроз национальной безопасности отнесены: «Незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов, уязвимость ее информационной инфраструктуры, сохранение значительной доли теневой экономики и условий для криминализации хозяйственно-финансовых отношений» [3]. В данном документе подчеркивается и важность противодействовать новым формам незаконной деятельности, которая в той или иной части затрагивает вопросы использования информационных и иных высоких технологий.

Если обратиться к общей теории уголовного права, то при рассмотрении состава преступления необходимо первоначально обратиться к анализу такого его элемента как объект преступления. Многие российские криминалисты считают объект главной составляющей сущности преступного посягательства, которая вскрывает смысл поведения виновного лица и позволяет законодателю создать юридическую модель запрещенного поступка, при совершении которого возникает уголовная ответственность [5].

Правильное и точное понимание данного элемента состава преступления приобретает существенное теоретическое и практическое значение. Сам по себе объект преступного поведения виновного выступает в качестве основного показателя, предопределяющего конструкцию конкретного состава преступления, установления места в рамках структуры Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ), достаточно часто данный элемент позволяет проводить разграничивать преступные посягательства между собой.

Не вдаваясь в научную полемику в части определения понятия и сущности такого элемента состава преступления как объект приведем лишь наиболее признанную и устоявшуюся позицию: «Объект преступления - это то, на что посягает преступление, чему причиняется или может быть причинен вред» [4]. Такое вроде бы простое понятие определения, тем не менее порождает ряд вопросов – что же именно страдает в конечном итоге при совершении преступлений в целом и компьютерных в частности, а также вопрос о потенциальной его опасности.

При непосредственном создании Особенной части всякого уголовного закона законодатель объединяет нормы в самостоятельные структурные части, что порождает выделение различных объектов преступления и необходимость их классификации. В УК РФ компьютерные преступления помещены законодателем в главу двадцать восемь, которая в свою очередь входит в раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Такое положение позволяет нам с определенной четкостью установить такие разновидности объекта преступления как родовой и видовой, включенных в указанный раздел и главу преступлений.

Таким образом, важным составляющим объекта преступления выступает такое явление как безопасность как таковая и информационная, в частности. Вопросы безопасности регламентируются специальными нормативными правовыми актами. Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» [1] не дает определения безопасности, видимо, подразумевая, что это нечто само собой разумеющееся, что вряд ли правильно. В Федеральных законах нередко содержится статья, дающая официальное определение терминов, используемых в нем, что упрощает не только понимание тех положений, которые закреплены в законе, но и позволяют единообразно применять его положения на практике. Ранее действовавший Закон РФ от 5 марта 1992 г. №2446-1 «О безопасности» содержал такие формулировки: «Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», «к основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет, и территориальная целостность». Защищенность как основной показатель безопасности упоминается и в ряде иных Федеральных законов, затрагивающих вопросы безопасности [2].

Рассмотрев приведенные нормативные правовые акты, можно сделать вывод, что в целом они раскрывают сущность безопасности как определенного явления, связанного с состоянием личности в государстве. При полном анализе объектов компьютерных преступлений и специфики компьютерной информации, как разновидности информационной преступности, можно будет сделать предложения по совершенствованию российского законодательства.

Список литературы

  1. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ, 2011, № 1, ст. 2.
  2. О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 02.07.2019) // Собрание законодательства РФ, 1994, № 35, ст. 3649.
  3. Об утверждении доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 №646 // Российская газета, 2016, 8 декабря.
  4. Дуюнов В.К. Квалификация преступлений: законодательство, теория, судебная практика / В.К. Дуюнов, А.Г. Хлебушкин. - М., 2015. - С. 25.
  5. Пудовочкин Ю.Е. Учение о преступлении и о составе преступления: учебное пособие / Ю.Е. Пудовочкин, Д.А. Дорогин. - М., 2017. - С. 125.

Интересная статья? Поделись ей с другими: