УДК 34

Понятие правовой системы субъекта

Ковалева Татьяна Игоревна – магистрант кафедры Конституционного права Юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: Статья раскрывает понятие правовой системы.

Ключевые слова: система, правовая, субъект.

Правовой статус субъектов в Российской Федерации, как известно, уже не первый год является широко обсуждаемой среди правовых деятелей и юристов. Это объясняется тем, что конституционно-правовой статус в фактически своеобразный самостоятельный регулятор общественных отношений. Доктринальные источники определяют термин «конституционно- правовой статус» как множество обязательств и свобод, содержащихся в нормах права. Несмотря на это, в действующем законодательстве нормативно закрепленное толкование рассматриваемого термина отсутствует, поэтому определение этого понятия может быть дано лишь на основе анализа текста Конституции РФ.

Среди правоведов часто выделяют несколько точек зрения, первая заключается в равенстве понятий «конституционно-правой статус», «конституционный статус» и «правовой статус», вторая группа авторов полагает, что термины абсолютно различны. Как известно, происхождение данного термина исходит от латинского слова status, которое в переводе на русский язык обозначает положение, состояние, то есть место личности в системе общественных отношений.

Поскольку определение конституционно-правовой статус гражданина регулируется не одной областью права, оно является более широким понятием. Принципы определения конституционного статуса собираются из Конституцией РФ и основного закона субъекта.

Понятие правой статус же является интегративным, включает в себя оба вышеупомянутые понятия.

Авторы часто приводят пример для обоснования равенства терминов, говоря об идентичности в Конституции [1] упоминаний конституционно-правового статуса в ст. 137 и просто «статус» в 66 статье закона. 

В череде регионов России Красноярский край отнесли к числу самых крупных регионов исходя и из размеров, числа жителей, территории и из экономического и научно-технического потенциала. Обобщая информацию о развитии субъекта Красноярского края, который является устоявшимся, сложной системой, следует быть информированным об истории развития территории региона и экономическом положении, которое действует на сегодняшний день. Это необходимо, так как понимание исходных причин возникновения существующих на сегодняшний день проблем определяет уровень общего состояния, а также определяет множественность проблем и является первым шагом на пути внесения изменений в нынешнюю ситуацию.

Обсуждение данной проблемы конституционно-правовой системы

Красноярского края началось ещё со времен, предшествующих перестройке и получило отражение в многочисленных трудах правоведов, таких как И.Г. Александров и Н.Н. Баранский. Позже этими проблемами занимались П.М. Алампиев, Т.М. Бандман, Н.Н.Колосовский, А.Е. Пробст, Я.Г. Фейгин, Ю.Г. Саушкин и другие.

Программно-целевое регулирование и планирование территориального

развития продолжает быть обсуждаемой и приводит к разногласиям многих ученых. Особенно хотелось бы выделить работы, посвященные данной темы авторов Р.И. Шнипер, Т.М. Бандман, С.А. Суспицин, Н.В. Федоров и др.

Необходимо обратиться к тексту Конституции РФ, а именно к главе, которая посвящена федеративному устройству. Исходя из норм пункта 1 статьи 5 Конституции РФ статус субъектов не изменялся с момента принятия Конституции.

Перед тем как проводить сравнительно-правовой анализ статусов субъектов федераций необходимо расшифровать значение понятия статуса и определить основные черты, которые вместе представляют характеристику тому или иному статусу. Конституционно-правовой статус каждого субъекта Российской Федерации имеет несколько элементов. Включающих конституционные права субъектов, правовые гарантии таких прав, конституционные обязанности, а также и ответственность субъектов в случае неисполнения или ненадлежащее исполнения своих обязанностей.

Определение статуса субъекта обладает постоянными и независимыми друг от друга аспектами. Основой определения статуса субъектов РФ являются нормы Конституции Российской Федерации как основного Закона нашей страны, а также, учитывая признанную относительную самостоятельность регионов - законы самих субъектов.

Статус субъекта РФ содержит совокупность прав и обязанностей субъекта. Подвергнем анализу характеристики конституционно-правового статуса субъектов Федерации.

Так, Лебедев А.Н утверждает, что «статус есть целостный объем полномочий субъекта права получаемых при взаимодействии с иными субъектами».

В качестве статусных компонентов принято выделять, право в области:

сохранности конституционного статуса субъекта; ограниченной степени суверенитет субъекта РФ; гарантии территориальной целостности субъекта; исключительного предмета ведения, а также полномочий субъекта; самостоятельного создания системы государственных органов субъекта; сохранности самостоятельности правовой системы; национальной группы, защищающих родной язык; гражданства; обладания собственными финансовыми ресурсами; принятия участия, как в международных, так и во внешнеэкономических связях; гарантии статусного права, соблюдения Конституции РФ и другого федерального законодательства; обязанности выполнения решений судебных органов и решений ВС РФ отвесность по закону за совершение конституционно-правового деликта.

Основываясь на положениях Конституции РФ, федерального законодательства субъект может принимать Конституцию, устав, закон, другие нормативно-правовые акты.

Принцип верховенства Конституции РФ определяет предмет ведения РФ, а также предмет совместного ведения субъекта, который невозможно передавать, исключать либо перераспределять исходя из Конституции, устава, закона и других законов субъекта РФ.

 Равнозначность субъекта выражается установлении предмета совместного ведения для каждого. Субъект не обладает правами на вмешательство в управление делами государства.

Власть государства и каждый из субъектов страны в области правового регулирования совместного ведения должны выполнять правовое урегулирование, а также управление. Необходимо также выделить, что при отсутствии принятия федерального закона в той или иной отрасли, регион имеет право исполнять правовое урегулирование по своему усмотрению. Если после этого будет принят федеральный нормативно-правовой акт, то субъект обязан привести региональное законодательство в соответствие в течение двухмесячного срока. Самостоятельное регулирование деятельности субъекта предусмотрено в части решения вопросов, которые не относятся к ведению федерального уровня. 

Субъекты имеют свою правовую систему, которая состоит из основного закона государства, основного закона субъекта, законов и иных нормативно-правовых актов. Правовая система субъекта основывается на собственном конституционном праве. Оно выступает едино с конституционным правом страны и определяет его государственную составляющую. Регион обязан издавать собственное законодательство, соблюдая соответствие Конституции РФ и федерального законодательства.

Конституция субъекта и устав субъекта по правовой значимости считаются равнозначными. Отличаются соответствующие правовые акты только в определениях, которые соотносятся к государству, а также к государственным образованиям.

Субъект обладает территорией, которая составляет часть территории

России, а также имеет право принимать собственный Устав, при этом республики принимают собственные конституции, как на референдуме, так и посредством законодательных органов. Края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа принимают свои уставы исключительно законодательными органами.

Принцип равенства субъектов, выражен в предоставлении права субъекту Российской Федерации самостоятельно выбирать порядок принятия основного закона.

Уставы и конституции субъектов дублируют нормы Конституции Российской Федерации являясь ее подобием на региональном уровне.

С.М. Шахрай высказывался: «Для того чтобы основной закон надежно выполнял все эти задачи, помимо особых свойств внутренней архитектуры он должен содержать специальные механизмы, обеспечивающие его стабильность и инновационное развитие».

Регионы в деятельности пытаются обеспечить стабильное функционирование своих уставов.

Так, пунктом третьим статьей сто двенадцатой Конституции Чеченской Республики устанавливается следующий порядок: для принятия закона о внесении изменений требуется наличие двух третей голосов от общего числа депутатов. Для принятия обычного закона необходимо простое большинство голосов. Такие нормы применяются на практике во многих регионах.

Соотношение законодательства субъектов Федерации федеральному законодательству представляется существенным признаком упрочения российской государственности, который выражается в ее единство и, конечно, в территориальной целостности, сохранения порядка и законности во всех сферах жизнедеятельности российского общества, охраны прав личности.

Напротив, несоответствие правовых норм субъектов РФ главному закону - Конституции, а также иным федеральным закона - и есть опасность стабильности и единству правового регулирования государства.

Конституцией РФ предусмотрен специальный порядок, обеспечивающий нормотворческую деятельность, как для субъектов, так и для всей страны в целом. Такой механизм закреплен в тексте 71 и 72 статьи основного закона государства. В тексте статьи 76 Конституции РФ приводятся иерархия и виды нормативно-правовых актов, принимающиеся как в пределах РФ, так и каждого субъекта. Описанная процедура в отношении законотворчества регионов не нуждается в последующем одобрении органами государственной власти РФ.

На территории субъектов РФ будет применяться федеральные и региональные нормы права.

По вопросам, которые регулируются государством в границах и в предмете совместного ведения, в силу норм основного закона РФ, приходишь к выводу о том, что, безусловно, ключевое значение имеет федеральное законодательство.

Однако, на территории региона равнозначную силу наряду с федеральным законодательством в области предмета ведения субъекта РФ, обладает и законодательство субъекта РФ.

Так выделяют следующие отличные признаки в законодательстве регионов, а именно:

  • республиканский уровень отличается от субъектного тем, что является наиболее развитой формой. Указанная черта сформировалась предыдущим опытом законотворческой деятельности и наличием в процессе профессиональных юристов.
  • инициативная нормотворческая деятельность регионов Российской Федерации относительно предмета совместного с РФ ведения не конфликтует с нормами законов Федерации. Это приводит к соответствию с федеральным законодательством. Субъектам необходима методическая поддержка со стороны федерации. Кроме того, необходимо научное обеспечение собственной правотворческой деятельности;
  • оформлением договорных отношений по вопросу разграничения предмета ведения и взаимного делегирования полномочий между государственной властью РФ и субъектами невозможно подменить юридические способности нормативного органа субъекта. В таком случае сформировавшаяся иерархическая структура систематизации утрачивает свое методологическое значение для субъектов РФ.

Различными мнениями в вопросе характера и природы отечественного федерализма, степенью зрелости и самостоятельности субъектов РФ разъясняется отсутствие единого взгляда по вопросу непротиворечив федеральных законов и законов субъектов РФ, а также отмечают такие факторы как отсутствие необходимого уровня опыта в сфере подготовки нормативно - правовых актов, нужной теоретической базы.

Соотношение двух уровней нормативно-правовых актов – федеральных и региональных вот еще одна проблема, которая возникла из следующих причин:

  • не до конца распределены предметы ведения и полномочия между РФ и субъектами наличие проблем и несостыковок в законодательстве;
  • отсутствие федеральных законов и позднее их принятие;
  • отсутствием точного механизма приведения законодательства субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ и законодательством РФ и так далее.

Я поддерживаю высказывание деятеля М.Ф.Казанцева о важности условия эффективности деятельности системы законов РФ. Оно заключается в их общности и соответствии региональных законов с федеральными законами.

Тождественность законодательства РФ и субъекта по вопросам совместного ведения реализуется определенным образом. Государство регулирует отношения в области совместного ведения, за исключением той сферы регулируемой на уровне субъекта РФ

Как правило, главную регулятивную функцию возлагают на федеральные законы, которые являются основой для регионов РФ и по мере возникновения соответствующе потребностей осуществляют дополнительный объем регионального регулирования по вопросам, касающихся общественных правоотношений.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием1112.199314с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.89.
  2. Федеральный конституционный закон от 14.10.2005 N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа" // "Российская газета", N 234, 19.10.2005.
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Российская газета", N 202, 08.10.2003.
  4. Устав Красноярского края от 5 июня 2008 г. N 5-1777 // СПС КонсультантПлюс.
  5. Закон Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4763 "Об административно-территориальном устройстве Красноярского края" (подписан Губернатором Красноярского края 22.06.2010) // "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", N 31(402), 28.06.2010.
  6. Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е. Конституционное право России. Учебник. – М.: КноРус, 2019. – С.72.
  7. Андреева Л. А. Правовые акты органов местного самоуправления: форма и содержание / Л. А. Андреева // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. № 4(9). Новосибирск: СибАК, 2018. С. 29.
  8. Грипп Э.Х., Яхина Ю.Х. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации – правовой фундамент субъектов Российской Федерации // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2018. № 3 (81). С.8.
  9. Шахрай С.М. Конституция России: стабильность и развитие // Актуальные проблемы российского права. 2018. №10 (95). С.52-59.
  10. Конституция Чеченской Республики (принята 23 марта 2003 г.) // СПС КонсультантПлюс.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail