УДК 34

Механизм досудебного решения налоговых споров в Новой Зеландии

Гильмутдинова Дарина Арысланбаевна – студент бакалавриата Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: Целью данной статьи является формирование представления о механизме разрешения налоговых споров в Новой Зеландии. Нами были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и сравнительно-правовой метод. Результатом данной работы является сформированное представление о механизме разрешения налоговых споров в государстве, упомянутом выше. Механизм разрешения налоговых споров в Новой Зеландии жестко регламентирован и направлен на скорейшее их разрешение, путем установления жестких сроков и предоставления на каждом этапе возможности выйти из спора, достигнув согласия между сторонами.

Ключевые слова: налоговые споры, Новая Зеландия, процедура разрешения, налоговые органы Новой Зеландии, обжалование решения, налоговая декларация, досудебный порядок обжалования.

Государству для существования, а также для осуществления своих функций необходимы финансовые ресурсы, основная часть которых формируется путем изъятия определенной доли частной собственности и обращения ее в публичную. Конечно, столь антагонистичные отношения не могут обойтись без возникновения споров. Новая Зеландия в данном случае не является исключением, несмотря на то что разрешение налоговых споров в судах там представлено в меньшей степени. Джеффри Льюис считает, что этому способствуют следующие факторы:

  1. самостоятельный расчёт налоговых обязательств налогоплательщиком в сочетании с возможностью наложения штрафов за налоговые правонарушения заставляет налогоплательщиков принимать разумные решения в отношении их налоговых позиций;
  2. досудебный порядок разрешения налоговых споров предназначен для обеспечения уверенности в законности позиции налогового органа, но при этом он способен подавить сопротивление налогоплательщика, когда налоговый орган допускает ошибку;
  3. прагматичный подход судов к налоговым спорам с наибольшей вероятностью приводит к поддержке позиции налогового органа.

Правовой механизм разрешения налоговых споров имеет в Новой Зеландии свои особенности, которые будут рассмотрены далее.

Во-первых, невозможно перейти к рассмотрению налогового спора судебными органами, минуя упомянутый выше досудебный порядок, который включает в себя несколько этапов. Во-вторых, никаких альтернативных процедур разрешения налоговых споров законодательством Новой Зеландии не предусмотрено. В Российской Федерации мы можем наблюдать сходное правое регулирование. В-третьих, отличительной чертой служит жесткое требование к соблюдению сроков на всех этапах разрешения спора, так как при несоблюдении срока презюмируется согласие налогоплательщика с позицией налоговых органов.

Несмотря на то что сам процесс разрешения налоговых споров достаточно сильно формализирован, государство все же стремится пойти навстречу налогоплательщику и предоставляет возможность в «рабочем порядке» исправить арифметические ошибки, позвонив или написав письмо. При незначительных ошибках в налоговой декларации можно в следующем налоговом периоде произвести коррекцию.

Инициатором процедуры может выступить налогоплательщик или сам налоговый орган. Далее будет рассмотрен процесс, начатый с подачи первого.

Если налогоплательщик не согласен с начисленной суммой налога или с решением налогового органа, то он направляет Уведомление о предлагаемых корректировках (Notice of proposed adjustment (NOPA)), которое должно содержать изложение самой корректировки, фактов и соответствующие нормы закона, а также подтверждающие документы. Срок составляет 4 месяца с момента получения налоговым органом налоговой декларации.

Налоговый орган, в свою очередь, соглашается с поправками или отклоняет их, высылая свой ответ (Commissioner’s notice of response (NOR)) в течение двух месяцев. Ответ налогового органа содержит основания отказа в удовлетворении, а также в нем даются рекомендации по исправлению допущенных ошибок, устранение которых позволит прийти к согласию. У налогоплательщика есть 2 месяца на выражение своего несогласия решением налогового органа.

Далее проводится стадия переговоров, необходимая для уточнения обстоятельств и требований сторон. Переговоры проводятся удаленно или при личной встрече, возможно также посредничество вышестоящего служащего налогового органа, который не имеет заинтересованности в данном споре. Результатом этой стадии может быть установление согласия между сторонами, в противном случае подписывается Соглашение о раскрытии информации (Disclosure notice), которое буде иметь большое значение при дальнейшем рассмотрении. Данное соглашение ограничивает право сторон ссылаться на какие-либо факты или законы, не представленные на стадии переговоров.

Следующая стадия не является обязательной, она прямо вытекает из принадлежности Новой Зеландии к англо-саксонской правовой системе, где господствует такой источник права, как судебный прецедент. На этом этапе возможна приостановка рассмотрена спора, пока аналогичное дело не будет рассмотрено судом. При согласии налогоплательщика его спор будет решен на основании прецедента. 

У налогоплательщика есть 2 месяца после подписания Соглашения о раскрытии информации на представление Изложения своей позиции (Statement of position) по данному спору, которое должно содержать:

  1. фактические обстоятельства, на которые ссылается сторона;
  2. доказательства;
  3. вопросы, которые должны быть рассмотрены;
  4. нормы права, на которые опирается сторона.

После этого уже налоговый орган представляет свою позицию.

Когда две позиции сформированы, то дело рассматривается независимым служащим налогового органа. Это происходит обычно без участия сторон, кроме случаев возникновения потребности в уточнении каких-либо обстоятельств. Итогом может стать одно из следующих решений:

  1. полное удовлетворение требований;
  2. частичное удовлетворение требований;
  3. отказ в удовлетворении требований;
  4. возврат материалов дела для доработки в случае, если обе стороны не заявили о мерах, способных повлиять на разрешение спора.

Этим и заканчивается досудебная процедура разрешения налогового спора.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что механизм досудебного разрешения помогает выстроить диалог между государством в лице налогового органа и налогоплательщиком, что способствует быстрому и своевременному разрешению налогового спора, а также сокращению расходов на работу судебной системы.

Список литературы

  1. When you start the disputes process [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ird.govt.nz/managing-my-tax/disputes/when-you-start-the-disputes-process (дата обращения01.2021).
  2. The Tax Disputes and Litigation Review: New Zealand [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://thelawreviews.co.uk/title/the-tax-disputes-and-litigation-review/new-zealand (дата обращения01.2021).
  3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

 

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail