Особенности и проблемы международно-правового механизма отозвания постоянных представительств в международных организациях универсального характера

Яковлев Георгий Александрович ­– магистрант Высшей школы правоведения Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 

Аннотация: В наши дни существует отдельная, самостоятельная правовая отрасль – это право государств на представительство при интернациональных взаимоотношениях. Современный этап развития не допускает приравнивание иммунитетов и привилегий постоянных представительств к аналогичным понятиям у дипломатических представительств. Роль в данном вопросе всегда сугубо отрицательная, так как сравнение неизбежно приведет к оправданию нарушений понятия неприкосновенности со стороны властей тех или иных государств пребывания организаций. В особенности это касается территории Соединенных Штатов, так как подобные происшествия часто служат в качестве оправданий отказа.Данная работа посвящена особенностям международно-правового механизма отозвания постоянных представительств в международных организациях универсального характера.

Ключевые слова: построенное представительство, международная организация, международно-правовой механизм, отзывание, Венская Конвенция.

Открытие при международной организации постоянного представительства является правом государства, а не ее обязанностью, потому что такое право вытекает из объективного права на представительство в международных отношениях. Вопрос о размещении штаб-квартиры международной организации или ее отделения должно согласовываться с принимающим, поскольку только она может дать разрешение на это. При этом как правило, заключается соглашение между организацией и государством пребывания.

Согласно ст. 5 Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 государства, которые не являются членами организации, могут основывать постоянные миссии наблюдателей, если такое право им будет предоставлено со стороны международной организации [1].

Вне зависимости от государства пребывания, основу правовой природы данного явления составляют следующие принципы [3], указанные на рисунке 1.

1

Рисунок 1. Принципы международно-правового механизма создания постоянных представительств в международных организациях универсального характера.

Итак, постоянные миссии наблюдателей условно можно рассматривать как переходную форму на пути к членству государств в международной организации и учреждении при ней собственных постоянных представительств. Возвращаясь к международно-правовой основы этого института, следует заметить, что многие вопросы будущего международно-правового статуса постоянных миссий наблюдателей решаются Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 по аналогии со статусом постоянных представительств.

Согласно ст. 7 Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 в функции постоянных миссий наблюдателей принадлежат охрана интересов представляемого государства в организации, а также соединения с ней, выяснение осуществляемой в организации деятельности и сообщение о ней правительства представляемого государства, содействие сотрудничеству с организацией и ведению с ней переговоры. Функции постоянных миссий наблюдателей являются более узкими по сравнению с функциями постоянных представительств и сводятся к обеспечению отношений с организацией, тогда как функции постоянных представительств обеспечивают представительство государств-членов [2].

При международных организациях могут быть основаны и временные представительства государств, которые именуются делегациями, ссылающиеся для участия в работе сессии международной организации, ее основных органов или созванных ею конференций. Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 определяет статус делегаций в органах и на конференциях международных организаций.

Государство может направлять делегацию в орган или на конференцию в соответствии с правилами, действующими в организации. На таких же условиях два или несколько государств могут направить эту же делегацию в орган или на конференцию.

Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 содержит полномочия главы делегации и других делегатов, закрепляет обязанность представляемого государства сообщать организацию о составе делегации, о прибытии и окончательный отъезд членов делегации, о принципах старшинства делегаций тому подобное. Привилегии и иммунитеты, предусмотренные Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975, для постоянных представительств, постоянных миссий наблюдателей и их персонала аналогичны дипломатическим привилегиям и иммунитетам.

Oсобенности соглашений и вызвали необходимость принятия Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 Делегациям как временным представительствам государств и их членам международная организация в случае необходимости оказывает содействие в обеспечении привилегий и иммунитетов, предусмотренных в соответствии с Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975.

Существенная ошибка современных теоретиков международного права, считать оправданным объединение в одно целое таких разных понятий, как трехсторонние отношения и многосторонняя дипломатия, по отношению к постоянным представительствам и государствам. Данные социальные взаимосвязи, хоть и имеют некоторое сходство функций, но облагают и рядом существенных отличий.

В том числе, первое определение подразумевает следующие субъекты отношений: государство аккредитования, непосредственно международная организация и государство пребывания; второй термин не ограничивает количество субъектов, подтверждением чему может быть количество членов ООН – 159 государств. Трехсторонние отношения или, иными словами, трехсторонняя дипломатия включает в себя шесть автономных, но тем не менее взаимосвязанных подсистем.

Таким образом, решение тех вопросов, которые рассматриваются от имени постоянных представительств, зависят сугубо от воли правительства государства пребывания, а потому не могут являться эффективными. Спасти столь сложную ситуацию могло бы проведение изменений процедурного характера внутри комитета, а именно присвоение его решениям обязательного характера. В противном случае, нормальная представительно-функциональная деятельность более сотни независимых государств остается под угрозой.

Так же для достижение этой цели могла бы поспособствовать выработка проекта конвенции, направленная на многостороннюю дипломатию. В частности, необходима регламентированность:

  • прав и обязанностей стран, принимающих участие в многосторонних контактах;
  • порядок их проведения и организации;
  • роль международных органов в решении тех или иных вопросов.

С нашей точки зрения, усиление значения и эффективности некоторой деятельности комитета, в именно действиям, направленным на общение с представителями страны пребывания. Правила 1971 года в настоящее время бессмысленны, так как перестают исполнять роль, которую были призваны играть.

Регулярное проведение встреч и семинаров как на научном, так и на практическом уровне, в рамках одной организации, на наш взгляд, просто необходимо. Это будет способствовать более продуктивной работе по обсуждению тех или иных проблем многосторонней дипломатии. Не лишним стало бы проведение работы над Конвенцией 1975 года по обработке и дополнению ее некоторыми статьями об ответственности государств за действия и бездействия, которые наносят ущерб многосторонней дипломатии и ее субъектам.

Список литературы

  1. «Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера» от 14.03.1975.
  2. Колобов О.А. Мировая дипломатия и международное право: программный ресурс и методическое обеспечение курсов по направлению подготовки «международные отношения– Нижний Новгород: ИМОМИ ННГУ, 2020. – 142 с.
  3. Йетлир М. Иммунитеты и привилегии персонала представительств государств при международных организациях // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2014. №3. – С. 14-17.

Интересная статья? Поделись ей с другими: