Коррупция в органах государственной власти

Санчай-оол Дозураш Орлановна – магистрант Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.

Аннотация: Статья посвящена коррупции в органах государственной власти. Ее особая опасность выражается в тесной связи с организованной преступностью, которая с помощью чиновников смогла получать и использовать льготные кредиты, отмывать преступные деньги через банки, вывозимые за рубеж, что представляет серьезную угрозу обществу и государству.

Ключевые слова: коррупция, государственная служба, преступления, правонарушения, злоупотребление должностными полномочиями.

Общепризнано, что одной из наиболее острых проблем для многих стран мира является коррупция в органах государственной власти и экономической деятельности. В то же время влияние коррупции в этих странах возросло и продолжает расти настолько, что в ряде случаев достигает угрожающих масштабов и сопоставимо со значительной частью государственного бюджета стран. Для Российской Федерации влияние коррупции в сфере государственного управления и хозяйственной деятельности представляет значительную опасность, и поэтому борьба с коррупцией является одной из наиболее актуальных проблем

Именно в России коррупция приобрела глобальный характер, представляя серьезную угрозу обществу и государству в целом. Постоянные скандалы о коррупции в высших эшелонах власти раздражают общество. Согласно рейтингу коррумпированных чиновников и политиков, Россия входит в десятку самых неблагополучных стран мира, наряду с такими странами, как Венесуэла, Камерун, Индия и Индонезия [2, с.45].

Особая опасность коррупции выражается в тесной связи с организованной преступностью, которая с помощью чиновников смогла получать и использовать льготные кредиты, отмывать преступные деньги через банки, вывозимые за рубеж, что представляет серьезную угрозу обществу и государству.

Объектом коррупционного преступления, например, могут быть государственные интересы или интересы муниципальной службы; отношения в обществе, которые призваны обеспечить нормальное функционирование органов власти в стране.

Уголовные деяния, предусмотренные статьями 285, 285.1, 285.2 и 292 УК РФ-общественные отношения в части обязанностей должностных лиц и иных должностных лиц осуществлять свою профессиональную деятельность исключительно в интересах службы;

Как объективная сторона любого коррупционного правонарушения должностное лицо получает взятку через посредника или лично; любое использование доверенных полномочий или доверенных прав в целях личного обогащения за действия или бездействие в пользу другого лица, если такие действия (бездействия) входят в служебные полномочия должностного лица; или если в силу своего служебного положения он может способствовать им.

Субъективная сторона коррупционных правонарушений характеризуется прямым умыслом. Таким образом, должностное лицо осознает общественную опасность и незаконность совершенного им действия или бездействия и желает его совершить. Субъектом коррупционных преступлений являются лица, наделенные признаками специального субъекта.

При этом лица, использующие свое служебное положение в качестве должностных лиц, и иные лица (государственные и муниципальные служащие, а также иные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие административные или организационно-распорядительные функции) принимаются в качестве специального субъекта в соответствии с их служебными обязанностями и в соответствии с конкретными правовыми нормами [2, с.45].

К материальным элементам относятся следующие виды коррупционных преступлений: злоупотребление должностными полномочиями (Статья 285 УК РФ); Злоупотребление должностными полномочиями (Статья 286 УК РФ); Злоупотребление должностными полномочиями (Статья 201 УК РФ); Злоупотребление должностными полномочиями частными нотариусами и аудиторами (Статья 202 УК РФ); Злоупотребление должностными полномочиями сотрудниками частных охранных или детективных служб (Часть 1 статьи 203 УК РФ), Мошенничество (часть 3 статьи 159 УК РФ), Растрата (Часть 3 статьи 160 УК РФ) [1].

Формальными определениями, в свою очередь, являются коррупционные преступления, такие как незаконное участие в предпринимательской деятельности (Статья 289 УК РФ); взяточничество (статья 290 УК РФ); взяточничество (статья 291 УК РФ); Посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ), Служебный подлог (статья 292 УК РФ); Провокация взятки или коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ); подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика (часть 1 статьи 309 УК РФ) и др.

Объективная сторона коррупционных преступлений выражается, как правило, в действиях, т. е.

Уголовная политика должна развивать правовые инструменты противодействия коррупционной преступности, создавать эффективный механизм восстановления доверия граждан к органам государственной власти и местного самоуправления.

Для этого необходим комплекс мер по борьбе с коррупцией [5]:

  • разрабатывать антикоррупционные государственные программы, информировать население об их реализации;
  • введение «общественного контроля» за проявлениями коррупции в государственных органах и информирование правоохранительных органов об их проявлениях с обязательной регистрацией и принятием решений по существу;
  • общественная ответственность и подотчетность всех должностных лиц.

В вопросе противодействия коррупции, в частности, ее составляющей - борьбе с коррупцией, особым объектом пристального внимания должны стать взаимоотношения и взаимосвязь коррупции и теневой экономики.

Последнее, находясь вне правового поля, является благодатной почвой для роста устойчивого спроса на коррупционные услуги, порождая необходимое количество чиновников, воспользовавшихся предлагаемыми условиями.

Правильный подход в борьбе с коррупцией - это комплексный, системный подход, включающий в себя антикоррупционные меры, эффективность которых также направлена против теневого сектора, что позволит если не устранить, то хотя бы минимизировать коррупционные риски, предотвратить институционализацию коррупции и расширение коррупционных практик [5].

Антикоррупционные инструменты будут эффективными и действенными только в том случае, если антикоррупционная политика будет ориентирована на результат, исключающий возникновение новых форм коррупционного поведения, направленных на предотвращение предпосылок возникновения коррупционных правонарушений.

Итак, мы видим, что пути решения проблемы коррупции в нашей стране могут иметь только системный подход. На протяжении всей истории коррупция - это проблема современного общества, которую очень трудно искоренить полностью. Уже на подсознательном уровне граждане считают, что любой вопрос можно решить с помощью денег, и только это не подвластно профессиональным служащим или госслужащим.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // СЗ РФ. 1996 г. № 67.
  2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О противодействии коррупции»// СЗ РФ. 2008 г. № 52. Ст. 6228.
  3. Бирюков В.Г. О совершенствовании противодействия коррупции в свете Национального плана противодействия коррупции на 2018-2019 годы // Ростовский научный журнал. 2018. Т. 5. №. 8. С. 30-38.
  4. Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 22.04.2020).
  5. Созонова В.С. Коррупция в органах государственной власти // Молодой ученый. 2019. № 40 (278). С. 75-77.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail