Особенности регулирования прав по защите интеллектуальной собственности в КНР

Кулаков Иван Павлович – студент Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье автор исследует современное законодательство Китайской Народной Республики в области регулирования прав по защите интеллектуальной собственности. Проводится последовательный и детальный анализ нормативных актов и законов. Вместе с этим, автор в статье выделяет нормы, играющие ключевую роль при формировании общих принципов построения системы, которая регулирует область защиты прав интеллектуальной собственности. В результате приводятся доводы о негативных факторах, сдерживающих развитие правовой системы в этой сфере.

Ключевые слова: патентное право, защита интеллектуальной собственности, авторское право, торговая марка, законы КНР об интеллектуальной собственности.

Китайская система прав по защите интеллектуальной собственности считается одной из самых урегулированных областей права, поскольку Китай на мировой арене выступает в качестве одного из самых передовых поставщиков инженерных, научных, электронных услуг и изобретений, а также digital-технологий. Целый каскад законодательных и нормативных актов регулирует эту сферу правоотношений на внутригосударственном и международном уровнях.

Китай как страна, интегрированная в мировое сообщество, еще в конце прошлого века вступила сразу в несколько международных Конвенций и организаций по защите прав авторов и изобретателей. Среди важных решений стоит отметить присоединение Китая к Всемирной Организации интеллектуальной собственности, Всемирной Конвенции «Об авторском праве», Мадридскому Соглашению «О международной регистрации знаков».

На уровне внутреннего законодательства Китай на протяжении нескольких десятилетий разрабатывал и совершенствовал законодательство о защите прав интеллектуальной собственности.

«Общие принципы гражданского  законодательства» Китайской Народной Республики от 1986 года в разделе V, главе III содержали нормы, регулирующие права авторов. Новый Закон «Общие положения гражданского  законодательства», вступивший в силу 01.10.2017г., содержит отдельную статью № 123, в которой указано, что права интеллектуальной собственности - это исключительные права, которыми наделены правообладатели по следующим направлениям: 1) произведения; 2) изобретения, полезные модели или образцы; 3) товарные знаки; 4) место происхождения товара; 5) коммерческая тайна; 6) топологи интегральных микросхем; 7) новые сорта растений; 8) иные объекты, предусмотренные законом.

В КНР создано несколько административных государственных учреждений по урегулированию защиты прав интеллектуальной собственности. Главное Управление интеллектуальной собственности Китая (CNIPA) является государственным агентством на уровне заместителей министров при Государственной Администрации по регулированию рынка Китая. CNIPA проводит политические исследования, организует и выполняет работу, связанную с интеллектуальной собственностью, и освещает важные правительственные регламенты в этой области. Основными обязанностями на государственном уровне этой организации являются реализация Национальной стратегии по регулированию прав интеллектуальной собственности, защита и содействие в осуществлении этих прав.

Как утверждают некоторые исследователи, долгое время препятствием для использования возможностей защиты интеллектуальных прав в суде служило несколько причин: высокая стоимость защиты прав, сложность представления доказательств и низкая сумма компенсации [1].

С другой стороны, защита прав интеллектуальной собственности гарантируется, помимо вышеупомянутых актов, следующими важнейшими законами и нормативными актами.

Закон Китайской Народной Республики «О товарных знаках» (упр. кит. 中华人民共和国商标法) от 23 августа 1982 г. Согласно действующей редакции за регистрацию товарных знаков ответственно Бюро по товарным знакам Административного Департамента промышленности и торговли при Государственном Совете. Установлена ответственность пользователя товарного знака за качество предлагаемых товаров. Статья 10 гласит, что подлежит отклонению заявка на регистрацию тех товарных знаков, которые будут признаны идентичными официальным знакам государств, международных организаций, знакам «Красного Креста» и «Красного Полумесяца», вводящие в заблуждение или приносящие вред социалистической морали. Статья 39 устанавливает срок действия зарегистрированного товарного знака в десять лет [2]. В качестве дополнения к Закону действует Регламент применения Закона о товарных знаках Китайской Народной Республики.

Патентный закон КНР (упр. кит.中华人民共和国专利法) от 12 марта 1984 г. Под «изобретением-творчеством», упомянутым в этом законе, подразумеваются изобретения, полезные модели и образцы. Заявки на регистрацию патента принимает Патентный департамент Государственного Совета, который администрирует всю патентную работу по стране. Не выдаются патентные права на изобретения, использующие генетические ресурсы, когда нарушаются законы и административные постановления об использовании генетических ресурсов. Несмотря на запрет генетических экспериментов с людьми, мы знаем, что именно в Китае биологу Хэ Цзянькуя удалось впервые осуществить подобный эксперимент, в результате чего на свет появились младенцы, генетически устойчивые к заражению вирусом иммунодефицита.

В Патентном законе также защищены права иностранцев, не имеющих постоянного места жительства или представительства в КНР. Они подают заявки на патенты в соответствии с соглашением или международными договорами или в соответствии с принципом взаимности [3]. Не предоставляются патентные права на следующие предметы: 1) научные открытия; 2) правила и методы интеллектуальной деятельности; 3) методы диагностики и лечения заболеваний; 4) виды животных и растений; 5) материалы, полученные методами ядерной трансформации. Срок давности за нарушение патентных прав составляет два года, считая со дня, когда патентообладатель узнал о нарушении. Вместе с этим Законом, следует руководствоваться Правилами применения Закона о патентах Китайской Народной Республики.

Важным вектором развития любой страны являются IT-сфера и сфера digital-технологий. Сейчас значимая часть товарооборота внутри стран и на международном уровне совершается при помощи Интернета и мобильных телефонов, которые становятся каналами распространения, и Китай также вовлечен в эту модель [4]. Китайские товары и услуги, которые можно скачать через приложение, с сайта или заказать доставкой из интернет-магазина, установить и настроить онлайн как софт, занимают глобальное место на рынке.

В качестве негативных моментов можно выделить следующие. Стоит упомянуть о запретительно-регулятивной системе Китая по вопросам возможности доступа граждан к мировой сети Интернет. А мы понимаем, что во многих развитых странах допускается защита прав, в том числе и судебная, с помощью внутригосударственных и международных интернет-порталов. Этот фактор является сдерживающим атавизмом, который сегодня явно не вписывается в картину модели экономического развития страны. В число ресурсов, подвергающихся цензуре, входит большинство западных СМИ, сайты множества американских университетов [5]. Некоторые исследователи утверждают, что в отношении защиты прав интеллектуальной собственности в Китае существует значительная взаимозависимость между различными учреждения с разнообразными, а иногда и противоречащими друг другу целями и функциями [6]. Среди иных негативных аспектов можно привести бюрократическую систему, перегруженность судов и избыточный контроль, избавившись от которых, Китай совершит новый виток развития всей правовой системы в глобальной перспективе.

Список литературы

  1. Хунцян Юэ. О комплексном внедрении и построении законодательства о системе ответственности за нарушение права интеллектуальной собственности в Китае (论中国知识产权惩罚性赔偿的全面引入与立法建构) // Юридическая наука в Китае и России. 2020. № 3. С. 49-56.
  2. Закон Китайской Народной Республики «О товарных знаках» от 23 августа 1982 г. (中华人民共和国商标法) // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL http://gkml.samr.gov.cn/nsjg/tssps/202004/t20200420_314426.html (дата обращения: 17.01.2021).
  3. Патентный Закон Китайской Народной Республики (中华人民共和国专利法) от 12 марта 1984 г. // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL http://www.gov.cn/flfg/2008-12/28/content_1189755.htm (дата обращения: 18.01.2021).
  4. Montgomery L., Fitzgerald B. Copyright and the creative industries in China // International Journal of Cultural Studies. 2006. Т. 9. № 3. С. 407-418.
  5. Шапорто Т.В., Мохорова А.Ю. Интернет-политика Китая // В сборнике: Неделя науки СПбПУ. Материалы научной конференции с международным участием. С. 438-441.
  6. Huang K.G.-L., Geng X., Wang H. Institutional regime shift in intellectual property rights and innovation strategies of firms in China // Organization Science. 2017. Т. 28. № 2. С. 355-377.

Интересная статья? Поделись ей с другими: