УДК 37.013
Работа методической службы школы в условиях реализации профессионального стандарта «Педагог»
Губанова Наталья Николаевна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ Киселевского ГО «Средняя общеобразовательная школа № 30».
Аннотация: В статье рассмотрены цель, задачи, принципы и формы организации методической службы школы, направленной на повышение профессионального уровня педагогов школ в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог».
Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, методическая работа школы, активные формы освоения профессиональных знаний и умений.
Время стремительно меняется, со временем должен меняться педагог и требования, предъявляемые к нему. Главными профессиональными качествами современного педагога становятся мобильность, ответственность и самостоятельность в принятии решений и, как основа, – умение учиться, а, следовательно, повышение своего профессионального уровня.
Одним из основных направлений повышения профессионального уровня педагогов школ современное законодательство выдвигает внедрение профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», который предъявляет регламентируемые требования к профессиональному уровню современного педагога[3].
Профессиональный стандарт педагога – это пакет документов, которыйвключает список личностных и квалификационных требований к нему. Это описание, каким должен быть учитель, что обязан знать и уметь, характеризуются его навыки и личные качества.
Структуру профессионального стандарта педагога определяют две составляющие: базовая (обучение, воспитание, развитие) идополнительная (разработка проектов и реализация образовательных программ с учетом особенностей работы педагога).
Новый документ вводит дифференцированные уровни квалификации педагога, которые определяют требования к знаниям, умениям, навыкам и опыту, необходимы для выполнения трудовой функции. Стандарт подразумевает и перечень профессиональных компетенций. Особое внимание уделяется инклюзивному образованию, поддержке социально уязвимых и талантливых учеников, педагогическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями. Можно сказать, что современному педагогу отводится роль социального терапевта, который способен вовремя определить педагогические и даже психологические проблемы ребенка. В сотрудничестве с узкими специалистами педагог должен выявлять и решать широкий круг проблем, возникших у обучающегося.
Несомненно, нельзя спрашивать с учителя то, чему он не обучался, следовательно, должна идти разработка системы подготовки педагогов к реализации профессионального стандартакак в высшей школе, так и в институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Значительное место в решении вопроса повышения квалификации учителей сегодня отводиться непосредственно самому общеобразовательному учреждению. Система повышения квалификации в образовательном учреждении обеспечивает саморазвитие каждого педагога, его самоопределение, позволяет своевременно овладеть актуальными профессиональными компетенциями, необходимыми для успешного решения задач, стоящих перед школой, организовать эффективную помощь в преодолении профессиональных затруднений, а также реализоватьсобственные потребности профессионального развития[2].
Таким образом, для успешного введения профессионального стандарта педагога крайне важна правильная организация методической работы школы, целью которой является создание условий для реализации профессиональных потребностей и преодоления дефицитов компетенций педагога в условиях введения и реализации профессионального стандарта «Педагог».
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- обеспечить поддержку педагога в реализации профессиональных потребностей и компетенций, предусмотренным профессиональным стандартом «Педагог»;
- создать условия для реализации повышения квалификации, включая возможности самообразования, внутренних и внешних по отношению к образовательному учреждению ресурсов (ИПК, ИРО, педагогические университеты, муниципальные методические службы);
- оказать сопровождение в развитии творческого потенциала и профессионально-личностного роста.
Исходя из изложенных целей и задач, можно выделить принципы методической работы.
Принцип сопровождениянаправлен наизучение профессиональных затруднений, постановку индивидуальных задач повышения педагогической квалификации, определение программы профессионального роста педагога, анализвыполнения поставленных задач, их корректировку.
Принцип стимулирования профессионального, творческого и личностного роста на основе системы моральных и материальных стимулов предполагает объективную оценку профессионального роста педагога, поощрение инициативы в постановке и решении профессиональных проблем.
Принцип непрерывности и систематичности обеспечивает целостность, упорядоченность методической деятельности в образовательном учреждении, сохранение действенных форм методической работы, а также внедрение новых форм методической работы школы.
Принцип совмещения групповых и индивидуальных форм методической работы предоставляет возможность педагогу выбирать способы и формы повышения квалификации.
Модели работы методической службы школы могут выстраиваться в зависимости от решаемых методических задач. Наряду с традиционной моделью методической работы большинства школ, организованной по предметному принципу, существует другая, созданная по функциональному принципу.
Традиционная методическая работа предполагает повышение качества профессионального уровня педагога путемувеличения знаний о новых методиках, приемах, технологиях исовершенствования профессиональных навыков за счет их использования. Ценности методической работы в условиях введения и реализации профессионального стандарта «Педагог» определяются, исходя из целесообразности подготовки педагога как субъекта профессиональной деятельности, еголичностная самореализация и самоорганизация выходят на первый план. Таким образом, повышение качества педагогического мастерства и профессионального уровня рассматривается не только как процесс накопления знаний, а как процесс углубленного понимания сущности новых технологий.
Приоритет отдается активным формам освоения новых профессиональных знаний и умений. Приведем пример некоторых из них.
Корпоративное обучениепредполагает обеспечение педагогов знаниями, навыками и опытом, которые необходимы для результативного решения целей и задач, поставленных образовательной организацией. Корпоративное обучение, в отличие от общетеоретического, должно быть направлено на развитие конкретного пакета компетенций сотрудника, оно обладает массовым охватом (педсоветы, мастер-классы, практико-ориентированные семинары).
Участие в работе проблемных, рабочих групп– обучение в рамках выполнения задач, поставленных перед группой педагогов, за счет общения, выполнения групповых заданий.
Супервизии– мероприятия, которые рассматриваются и анализируются совместно с опытными коллегами, благодаря чему учитель получает информацию для более полного и объективного видения своей собственной деятельности (открытые уроки, мастер-классы).
Делегирование– передача педагогу нового спектра задач с правом самостоятельного принятия решений. Обучение осуществляется в процессе выполнения делегированной работы.
Ротация – перевод педагога на новое место или должность с целью получения им дополнительной профессиональной квалификации.
Использование таких формосвоения профессиональных знаний приводит к овладению актуальными профессиональными компетенциями. Как видим, новые требования, предъявляемые к педагогу достаточно сложные, но достижимые. У педагога расширяются возможности профессионального и личностного роста.
Показатели эффективности организации методической службы школы заключаются в следующем:
- цели и задачи методической службынаправлены на повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказанием им методической помощи;
- созданы информационные иорганизационные условия для осуществления методической работы;
- действуют различные формы работы повышения профессионального уровня педагога;
- уровень квалификации педагогических работников образовательного учреждения соответствует профессиональному стандарту «Педагог»[1].
Список литературы
- Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.:Педагогика, 1991. – 191с.
- Коптелов, А. В. Проектирование системы повышения квалификации в образовательном учреждении на основе программно-целевого принципа / Маликова, Н. [Текст] /А.В. Коптелов, Н.С. Маликова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2013. - № 2. - С. 5-11.
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/ (дата обращения: 21.01.2018).