УДК 376.2:376.37

Особенности логопедической работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития

Хаимская Евгения Валерьевна – магистрант Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.

Зиновьева Валентина Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.

Аннотация: В статье акцентируется внимание на важность и значимость ранней диагностики предрасположенности к дискалькулии у дошкольников с задержкой психического развития. Описываются симптомы данного нарушения владения счетными операциями, а также основные направления коррекционной логопедической работы по профилактике дискалькулии. Характеристика и описание методов профилактики дискалькулии у дошкольников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: дискалькулия, профилактика дискалькулии, отсутствие субитизации, коррекционная работа, логопедическая работа, дошкольники с задержкой психического развития.

Умение считать – фундаментальный навык, без которого невозможно получить образование, получить профессию, да и просто жить полноценно.

Существенная роль в становлении счета принадлежит теменным и теменно-затылочным отделам коры левого полушария головного мозга.

Число и счет – продукт человеческой культуры. Научные труды и исследования Н. А. Менчинской, Ж. Пиаже и других установили, что формирование числа в генезе обуславливается множественными связями, в которые вступает число, а оценка данных связей осуществляется при обобщенном отвлеченном восприятии числа и умении с ним оперировать.

Анализ литературы по проблеме овладении счетом и математической деятельностью позволяет сделать вывод о том, что это сложный психологической процесс, для успешного овладения которым необходима сформированность психических функций – мышления, памяти, восприятия, представления. Ж. Пиаже в своих исследованиях заключил, что число – это координация между порядком и количеством, синтез логических операций классификации и сериации. Н. А. Менчинская полагала, что осознание сущности числовой единицы происходит через системы связей воспринимаемого множества и обозначаемого его числового ряда. Что позволило определить структуру числа в призме разнообразия его взаимосвязей. Связи чисел позволяют работать с количественным составом предметов, используя их в качестве автоматически актуализирующихся числовых таблиц. Исследования отмечают, что мозговыми основами счета является совместная работа затылочных, лобных и теменных систем головного мозга, а понятие числа формируется на стыке сомато-пространственного и зрительно – пространственного восприятия, благодаря которому формируется ощущение схемы тела, ощущения «право-лево», мышления, речи. Формирование понятия числа осуществляется на основе высших форм анализа и синтеза, логики, представления о пространстве.

Еще более сложной представляется структура арифметических действий, в процессе выполнения которых ребенку приходится осуществлять действия с отвлеченными числами, что представляет собой трудности, так как для этого необходимо умение удерживать конечную цель, и одновременно с этим анализировать числовые данные и составлять последовательную программу действий, необходимо знание разрядного строения числа, навык раскладывания его на составные части, правильное обозначение числа на письме, а также очень важно умение удерживать в памяти промежуточные результаты.

П. Я. Гальперин вкладывал в понятие числа количественные отношения между множеством и принятой мерой. В повседневной действительности за числом стоит измерение, что позволяет понять динамическую характеристику числа. Для измерения необходима мера – важнейший инструмент внесения математического начала в мышление ребенка. Число – это знак, который находится во временной порядковой системе, определяющий собой количественные отношения как конкретное множество единиц, «абстрактный объект» для произведения действий.

Современное понятие о числе – это разрядное строение. В дошкольном возрасте, когда в силу возраста еще отсутствует отвлеченная автоматизация действий с элементами счета, значительную роль для осознания ребенком понятия, сути числа и возможных операций с ним, предоставляется возможность рассмотрения его структуры. Первоначально, формирование счета – это умение человека устанавливать соответствие между количеством объектов и количеством пальцев на своих руках, что требует активации многих психических функций.

По мнению ряда авторов, успешное овладение счетом и иными математическими навыками напрямую зависит от сенсорного развития ребенка, от умения выделять свойства предметов (больше-меньше, низкий-высокий, и другие), а также сопоставлять и систематизировать эти предметы на основе выделенных свойств (собери все красные шарики, положи в коробку все длинные палочки, и так далее). Доказано, что понимание пространственных отношений и величины должно происходить как на вербальном, так и на невербальном уровнях. Должное внимание следует уделить развитию мелкой моторики рук, так как научно доказано, что недостаточная зрительно-двигательная и четкая координация отрицательно сказываются на процессе овладения счетом.

При овладении математическими представлениями ребенку необходимо научиться мыслить вербально- логически, уметь обобщать, а, самое важное, абстрагировать. Если первоначально, обучение счету строится на наглядном восприятии предметов, то при переходе к абстрактному могут возникнуть определенные затруднения, так как не у всех дошкольников в достаточной степени сформированы такие логические операции как классификация, которая связана с понятием множества, для чего необходимо уметь выделять общий признак предметов, и сериация ,что в свою очередь основывается на упорядочении различий предметов, которые первоначально ребенок определяет предметно-практически, а уже потом на языковом уровне. А. Р. Лурия полагал, что даже усвоив десятичную систему, ребенок длительное время будет продолжать располагать элементы в пространственной схеме, при этом каждое число будет занимать свою позицию.

Формирование начальных навыков счета и математических действий имеет этапы, схожие с этапами любого умственного действия.

  1. Математические операции выполняются в предметно-ролевой форме, с опорой на внешние предметы с плавным переходом на абстрактный уровень;
  2. Счет производится с опорой на речь, без предметно – материальной опоры. Для начала – лишь зрительный образ, затем – только речь. На втором этапе необходимо, чтобы ребенок на слух успешно идентифицировал числительные;
  3. Формирование математических умозаключений;
  4. Осуществление счета и иных арифметических операций с опорой только на внутреннюю речь.

Не менее значимым для освоения математических навыков является овладение определенным лингвистическим уровнем, так как в арифметике при описании отношений предметов необходимо применение терминов, ведь математика – точная наука, и абстракция недопустима. Для того, чтобы понять определения, ребенку необходимо обладать достаточным запасом слов и понимать значение, устанавливать зависимости исходных данных задачи. У детей с ЗПР имеются недоразвитие познавательной деятельности, нарушения речи, у них не сформированы предпосылки к овладению счетными навыками. В связи с этим профилактика дискалькулии должна быть направлена на формирование познавательных процессов, развитие речевых функций, обеспечивающих усвоение счетных навыков и их использование в практической деятельности. Решение этой проблемы предполагает совершенствование форм и методов организации коррекционно-образовательного процесса, поиск новых, более эффективных путей обучения, учитывающих реальные возможности детей с ЗПР и условия протекания их познавательной деятельности. Развивать все специфические виды детской деятельности позволяет организация предметного мира детства. Для развития ребёнка необходимо организовать естественную, комфортную обстановку, пространство которой рационально организовано и отличается разнообразием предметов и игровых материалов. Осуществлять коррекционно-развивающую работу по профилактике дискалькулии у детей с ЗПР позволяет наличие обогащенной развивающей среды, призванной стимулировать математическую деятельность дошкольников. Благодаря игровой деятельности ребенка в подобной среде, овладение предпосылками учебной деятельности происходят на уровне имеющихся интересов и возможностей ребенка. В данном случае отсутствует принуждение со стороны взрослых, ребёнок стремится самоутвердиться, взаимодействуя с игровыми, материалами, имеющими математическое содержание, руководствуясь собственными интересами и желаниями [5, с. 103]. Чтобы предметно-пространственная среда способствовала математическому развитию и профилактике дискалькулии, необходимо наличие трёх компонентов: предметного содержания, пространственной организации и их изменений во времени. Предметное содержание охватывает:

  • подбор игр и игровых материалов, имеющих математическое содержание, которые позволяет ребенку использовать их в самостоятельной или совместной со взрослыми и сверстниками деятельности;
  • подбор методических пособий и моделей, необходимых для организации образовательной деятельности с детьми;
  • подбор оборудования, позволяющего детям экспериментировать с предметами, имеющими математическое содержание [8, с. 17].

Предметно-пространственная среда, направленная на профилактику дискалькулии в дефектологическом кабинете, должна быть обогащена материалами, позволяющими:

  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать математические представления детей: геометрические, количественные, пространственные, величинные;
  • развивать связную речь;
  • формировать слухо-зрительное и слухово-моторное взаимодействие.

Таким образом, развивать логико-математические представления и осуществлять профилактику дискалькулии у дошкольников с ЗПР позволяет реальное, игровое и интерактивное оборудование. В основе работы по профилактике дискалькулии у дошкольников лежит ряд принципов. Профилактическая работа должна быть системной и последовательной, процесс должен быть четко распланирован. Содержание профилактики должно складываться из отдельных блоков, каждый этап должен быть связан с последующим этапом. На первом этапе необходимо формировать целостный, недифференцированный образ предметов и явлений у детей дошкольного возраста, обогащение представлений детей относительно свойств и качеств предметов, особенностей явлений происходит на следующем этапе. В основе работы по профилактике дискалькулии лежит принцип развивающего и воспитывающего обучения, в соответствии с которым необходимо развивать общефункциональные механизмы речевой деятельности дошкольников с ЗПР. При этом необходимо учитывать уровень актуального развития ребёнка и ориентироваться на зону его ближайшего развития Следующий принцип содержит идею всестороннего и гармоничного развития детей. Содержание профилактической работы должно быть наполнено обогащением представлений дошкольников с ЗПР об окружающей действительности, совершенствованием умений и навыков различных видов детской деятельности.

Реализовать методы и приемы профилактической работы с дошкольниками ЗПР позволяет применение принципа активности и самостоятельности. Опираясь на этот принцип, методист определяет содержание комплексной коррекционно-развивающей работы всех специалистов образовательного процесса. Содержание работы с дошкольниками с ЗПР по профилактике дискалькулии предусматривает использование различных методов. Под методом следует понимать специально организованное в соответствии с определенным принципом взаимодействие педагога с ребёнком, позволяющее решить конкретные задачи коррекционно-образовательного процесса. 

Ведущим методом работы по профилактике дискалькулии следует назвать наглядно-практический метод моделирования. Он позволяет создавать модель, использование которой призвано формировать представления о свойствах объектах и особенностях их взаимоотношений. Моделирование обеспечивает развитие мышления, воображения, учит детей воспринимать, понимать и читать различные виды схем. Сочетание словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации стимулирует познавательную активность дошкольников с ЗПР. Развивать познавательные и языковые способности в процессе профилактики дискалькулии у детей ЗПР позволяет замещение и моделирование. В процессе профилактической работы целесообразно применение словесных методов обучения. Рассказ педагога служит образцом. Рассказ детей позволяет выразить им сложившиеся представления об определенных объектах или явлениях. Необходимо использовать предварительную и обобщающую беседы, все виды вопросов, являющихся словесным приемом обучения, а также прием пояснения. Детей необходимо побуждать отвечать на вопросы, формировать умение правильно формулировать различные виды вопросов [3, с. 86].

Метод экспериментирования и опытной деятельности позволяет повышать познавательную активность дошкольников с ЗПР. Применение этих методов обеспечивает самостоятельный поиск решения, умение подтвердить или опровергнуть определённое представление. Профилактика дискалькулии у старших дошкольников с ЗПР призвана развивать детей в целом, используя разнообразные средства и методы, различные виды детской деятельности. В процессе профилактической работы необходимо преодолевать недостатки познавательной деятельности дошкольников: развивать у них сенсорные представления, зрительную и слуховую память, внимание, мышление. Деятельность педагога должна быть направлена на то, чтобы развивать у детей с ЗПР понимание обращенной к ним речи, расширять их пассивный и активный словарь, развивать связную речь, лексико-грамматической сторону речи, общую и ручную моторику, эмоционально-волевую сферу. До того чтобы дети могли овладеть счётной деятельностью, целесообразно интегрировать различные виды деятельности и речи, учитывая психологическую структуру процесса овладения математическими представлениями и особенности развития речи каждого ребёнка.

Работа по профилактике дискалькулии у детей с ЗПР предусматривает решение нескольких задач. Необходимо:

  • развивать мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения, синтеза, классификации предметов;
  • развивать слуховое и зрительное восприятия, внимание и память;
  • заниматься моторно-двигательным развитием, обеспечивая развитие произвольности основных движений;
  • формировать слухо-зрительное и слухо-моторное взаимодействие;
  • формировать зрительно-пространственные представления, конструктивный праксис;
  • развивать связную речь, языковое оформление речевого высказывания;
  • обогащать представления об окружающей действительности;
  • обобщать сенсорный опыт;
  • уточнять значения слов;
  • учить соотносить словесные обозначения с предметами и действиями;
  • развивать математический словарь, грамматические стереотипы словоизменения и словообразования;
  • формировать умение отражать математические представления в предметно-практической, игровой, продуктивной и речевой деятельности.

Практогностическая дискалькулия возникает, если у детей:

  • расстроена система счисления конкретных предметов и их символов;
  • затруднено зрительно-пространственное восприятие и зрительнодвигательная координация;
  • слабо сформированы логические операции.

Рассмотрим содержание профилактики практогностической дискалькулии. Педагог должен:

  • формировать у детей представление о том, как выглядит предмет и как его символически изобразить;
  • развивать их счётные навыки; учить обозначать систему счисления словами;
  • разъяснять детям принцип 1+1, дети должны понять, что считая по порядку, к каждому объекту они могут присоединить только одно числительное; учить их понимать последовательность счёта;
  • называть итог счёта и соотносить этот итог с количеством пальцев.

Необходимо организовать работу по развитию зрительно-пространственного восприятия, моторики и зрительно-двигательной координации, зрительной и слуховой памяти, лексико-грамматической стороны речи [4, с. 51]. Чтобы дети заинтересовались количественными представлениями, необходимо организовать на протяжении достаточного времени наблюдение детей за такими действиями. Увлечённая деятельность взрослого служит для детей примером и, одновременно, выступают условием успешной профилактики дискалькулии. Дети должны освоить навыки рассматривания, ощупывания, сравнения, сопоставления. Процесс познания должен заинтересовать детей, вызывать у них положительные эмоции и удовлетворение. Ребёнок не должен быть пассивным наблюдателем, в качестве одной из основных задач коррекционно-развивающей работы по профилактике дискалькулии выступает необходимость превратить ребёнка в активного участника познавательного процесса. Вызвав у детей интерес к счетной деятельности, необходимо учить подражать действиям взрослого в процессе работы со счетным материалом. Так дети постепенно усваивают необходимые произвольные движения. Фиксируя внимание на руке и предмете, ребёнок самостоятельно обследует предмет, перемещает его, раскладывает каждый предмет из множества однородных и разнородных предметов на свое место. Этот процесс сопровождается развитием зрительно-двигательной координации.

При профилактике дискалькулии необходимо опираться на «пальцевый счёт». Поэтому важное место в коррекционно-развивающей работе по профилактике практогностической дискалькулии у детей с ЗПР занимает использование пальчиковых игр, позволяющих развивать мелкую моторику и формировать количественные представления. У младших школьников также уточняется уровень овладения пальцевым счетом, который переводится постепенно в устный счет без зрительной опоры. Формирование счётного навыка зависит от использования педагогом наглядного материала. Дети должны научиться выделению нужного количества предметов из множества, освоить умение обозначить это количество количеством пальцев, и назвать его после пересчета. Дошкольники должны освоить алгоритм выполнения этих действий. Левая рука должна лежать на игрушках, используя правую руку, ребёнок касается пальчиком каждой игрушки, считает вслух, называет общее количество, обводит игрушки правой рукой, показывает количество пальцев, соответствующее количеству игрушек. В связи с особой важностью соблюдения этой последовательности, ее следует повторять перед каждым пересчетом предметов. Особое внимание необходимо уделять отработке у детей умения сравнивать две группы предметов по количеству, без пересчитывания, путем взаимно-однозначного соотнесения.

Для профилактики и коррекции практогностической дискалькулии необходимо развивать у дошкольников и младших школьников чувство ритма. В основе чувство ритма лежит сложная зрительно-слухо-двигательная связь. Поэтому в процессе коррекционно-развивающей работы необходимо обратить пристальное внимание на развитие слаженной деятельности двигательного, зрительного и слухового анализаторов. Решить эту задачу позволяют упражнения по развитию ритмической способности. В процессе такой работы дети осваивают основные структуры ритма, учатся их зрительному и слуховому опознаванию. В основе работы по профилактике дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития лежит ряд условий:

  • моделирование выступает универсальным средством, позволяющим стимулировать разнообразную символико-моделирующую деятельность;
  • решение коррекционно-развивающих задачи должно способствовать развитию умственного, социально-личностного, коммуникативного, речевого, моторно-двигательного и эмоционального развития ребёнка;
  • необходимо обеспечить специально организованную развивающую предметно-пространственную среду;
  • максимальное использование коррекционных возможностей игры позволяет формировать счетный навык.

Таким образом, дискалькулия у дошкольников выражается в наличии специфического, сложного и очень стойкого нарушения счетных операций.

Дискалькулию в широком смысле рассматривают как не только частичное нарушение счетной деятельности, проявляющееся в стойких повторяющихся математических ошибках, но и как несформированность процессов приема и переработки сенсорной информации, математической деятельности, что приводит к снижению уровня математической культуры в целом. Так как дети с ЗПР имеют трудности с осуществлением сенсорноперцептивной деятельности, у них плохо сформировано наглядно-образное и словесно-логическое мышление, они затрудняются выделять пространственно-количественные признаки и оперировать математическими представлениями на невербальном и вербальном уровнях. Нарушения речи у большинства детей с ЗПР ведут к затруднению усвоения математических представлений.

Среди направлений профилактики и коррекции дискалькулии у старших дошкольников с ЗПР можно выделить следующие:

  1. развитие системы счисления конкретных предметов и их символов;
  2. развитие зрительно-пространственного восприятия;
  3. развитие зрительно-двигательной координации, моторных навыков, чувства ритма;
  4. развитие зрительной и слуховой памяти;
  5. развитие логических операций.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно- вербальных функций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.В. Ахутина, Н. М. Пылаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 64 с.
  2. Бадалян JI.O. Невропатология: учеб. для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов по спец. № 2111 «Дефектология» / JI. O. Бадалян. -2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 317 е.: ил.
  3. Баряева Л. Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития: монография / Л.Б. Баряева. - СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2005. - 199 с.
  4. Баряева Л. Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: монография / Л.Б. Баряева. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - 286 с.
  5. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): учебно- методическое пособие / Л.Б. Баряева. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; Издательство «СОЮЗ», 2002. - 479 с.
  6. Баряева Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зорин, Н. Д. Соколова. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2001. - 320 е., - (Коррекционная педагогика).
  7. Безруких М. М. Как помочь детям с трудностями обучения? / М. М. Безруких, С. П. Ефимова // Начальная школа. - 1990. - №10.
  8. Венгер Л. А. Методы изучения умственного развития и организация действий / Л. А. Венгер // Дефектология. – 2001. - №4.
  9. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО- Пресс, 2002. – 1008 с. (Серия «Мир психологии»).
  10. Выготский Л. С. Развитие устной речи / Л. С. Выготский // Детская речь. - 1996.-Ч. 1.
  11. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. -М.: Изд-во МГУ, 1985. - 166 с.
  12. Левина P. E. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / P. E. Левина. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail