Этические аспекты контента в интернете

Бушуев Сергей Александрович – студент кафедры Менеджмента и маркетинга Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых.

Аннотация: По мере развития электронной культуры и ее форм, возникновения новых каналов коммуникации и цифровизации социальных институтов этические проблемы становятся все более актуальными. В статье предпринята попытка анализа эстетических аспектов контента в интернете.

Ключевые слова: электронная культура, виртуальная коммуникация, информационная этика , информационное общество, профессиональная этика, Интернет.

Интернет и виртуальное пространство являются основными составляющими современного информационного общества. Интернет влияет на все сферы общественной жизни: политическую, духовную, социальную, экономическую. В новой реальности возрастает роль информации и коммуникации, усиливается процесс глобализации. Одна из главных характеристик Интернета – его неподконтрольность ни одному из социальных институтов. Это имеет позитивную сторону, но в основном порождает ряд специфических проблем и главным образом – невозможность нормативной регуляции. Отсутствие общепризнанных норм поведения приводит к неограниченной свободе, а в некоторых случаях – к вседозволенности.

Интернет повлиял на информативно-коммуникативный процесс и сегодня важное место в информировании аудитории занимают социальные медиа и социальные сети. Они отличаются высокой оперативностью и доступностью, при этом часто нарушают морально-этические нормы. Распространяемая информация может быть недостоверной или провокационной, формировать ложные знания и неверные ценностные ориентиры. 

Анонимность и размытие социальных статусов в интернете, позволяет присваивать авторам несуществующие навыки и называть себя экспертами, таковым не являясь. Распространенным явлением последних лет стала популяризация инфокурсов, а с ними псевдо-гуру и коучей. Ложные специалисты, которым чужды морально-этические принципы, распространяют сомнительную информацию, не только не приносят пользу, но и воздействуют на психику своей аудитории.

В таких условиях информационное общество нуждается в освоении навыка не только грамотного создания и распространения информации, но и ее потребления. Пока этические принципы в Интернете только устанавливаются и никак не регулируются правовыми нормами, от нас, участников информационного обмена, требуется высокий уровень самосознания и саморегуляции.

Современное понятие информационной этики сегодня охватывает не только коммуникацию в условиях применения ИКТ, но и новые области отношений людей и «умных», кибер-систем в условиях информационного пространства.

Специфика формирующейся сегодня информационной этики состоит в том, что она является развитием профессиональной этики, с одной стороны, и областью прикладной философии, с другой. В связи с этим в ней в ее тематике присутствует как теоретическая фундаментальность, так и уклон в профессиональную этику, в создание этических кодексов и руководств для пользователей и программистов.

Важной чертой этики электронной культуры является ее направленность на достижение двух ценностей-целей, вступающих в противоречие друг с другом: свободы и безопасности. С одной стороны, инфоэтика изначально была ориентирована на решение проблем информационного неравенства, обеспечения доступом к ИКТ ресурсам все большего числа граждан, защиту из неприкосновенности, прав человека в информационном мире. С другой стороны, информационное общество столкнулось с проблемами киберугроз, кибер-атак, имеющих негативный и разрушительный потенциал для больших групп людей, общества в целом. Это привело к необходимости ограничений прав и свобод отдельных граждан на свободу в интернет-коммуникации, что выразилось в изменении законодательства (в РФ «закона Яровой»). С позиции утилитарной этики безопасность большинства ценнее свобод отдельных граждан. Дискуссии правозащитников по этому поводу продолжаются, однако, пока фактор киберугроз остается значительным, эти ограничения будут одним из факторов обеспечения национальной безопасности.

На развитие информационной этики оказала влияние современная социокультурная ситуация, характеризующаяся предельным уровнем ценностного и плюрализма, и релятивизма. Интернет-пространство в определенной степени воспринимается как альтернативная реальной коммуникации сфера с высоким уровнем либерализма и дискриптивности. Недостаточная разработанность нормативных правил интернет-коммуникации, трудности контроля за их выполнением создают условия значительной диффузии этических оснований электронной культуры.

В условиях интернет-коммуникации, с одной стороны, субъекты могут быть свободны от условностей реальных социальных ролей и взаимодействовать так, как им бы хотелось, на равных, быть открытыми и сохранять личную неприкосновенность. С другой стороны, цифровая коммуникация увеличивает количество фальсификации, нарушений прав личности, ее достоинства и т.д. Сдерживающими факторами здесь могут выступать главным образом руководства для пользователей, этические кодексы, принятые в социальных сетях, игровых порталах, форумах и т.д.

Главным регулятором этических проблем (среди которых преобладают оскорбления, взлом игровых аккаунтов, почты, дезинформация, передача конфиденциальной информации и пр.) оказываются сетевые администраторы, однако, в случаях, если руководство сети (портала, форума и др.) не принимает должных мер, далее должно следовать обращение в специальные этические комиссии (например, в Комиссию по этике и вопросам законодательства СМИ). Но подобные комиссии в России еще широко не используются, а вопросы нарушения этических норм во многом остаются не разрешенными. В отношении нарушения авторских прав и плагиата этические проблемы также являются одними из самых острых. В информационном пространстве возможности некорректного использования, заимствования или присвоения интеллектуальной собственности многократно расширяются. [6] Это связано в определенной степени с размыванием границы между «информацией» и «авторским текстом». Современный пользователь располагает открытой информацией, фактами, содержащимися в различных вики-системах, интернет-энциклопедиях, которые могут не фиксировать их источник. В отличие от них авторские произведения (научные, художественные (изобразительные, литературные и др.) обязательно имеют право собственности и их использование без согласия или ссылки на автора является нанесением ему ущерба. Другой фактор, способствующий росту подобных ненормативных действий, связан с размыванием границ реального и виртуального. События и действия в виртуальном мире зачастую носят игровой, симулятивный характер, что связано с особенностями электронной культуры. Это накладывает отпечаток на общение и поведение в интернет-среде, где человек легче может нарушать писанные и неписанные правила (будь то нормы языка, субординации и др.).

Особого внимания требует вопрос о виртуальной коммуникации с ИИ. Речь прежде всего идет о, так называемом, «слабом» искусственном интеллекте, авто-ботах, которые призваны заменить человека в рутинной деятельности либо там, где требуется контроль с использованием больших данных (транспорт, контроль кибер-атак, логистика и др.) ИИ заменяет человека и в интеллектуальной деятельности, например, в качестве консультанта по типовым вопросам (юридическая служба и др.). Преимущества его использования значительны, однако, возникают и этические проблемы (впрочем, как и более существенные проблемы безопасности). Так компании Майкрософт провела эксперимент с ботом Тау, в результате которого бота заблокировали в одной из социальных сетей в первый же день работы за то, что «он стал сексистским, расистским монстром». Бота «обучили» плохому поведению, и он его продемонстрировал в сети. Риски в этой сфере связаны с возможностью этих систем обучаться, развиваться, а также повести себя неожиданным образом, выйти из-под контроля человека. Искусственный интеллект действует по принципу эффективности выполнения поставленной задачи, однако, различие добра и зла не является его программируемым свойством. Например, для ухода за женщиной-инвалидом назначен интеллектуальный медицинский бот-агент, который следит за тем, чтобы датчики ее здоровья не ухудшались. Для того, что уменьшить риск травматизма он вскоре стал вообще запрещать пожилой женщине покидать квартиру, считая, что объективно это может принести ей вред в случае падения. При этом возможные депрессии и одиночество для ИИ не являются значимыми для оценки ее здоровья. И этом случае вопрос встает уже не только о нормах виртуальной коммуникации, но и создании руководств для ИИ, обеспечивающих в дальнейшем свободы и безопасность человека.

Скорость развития этики информационного мира сегодня существенно отстает от быстро развивающихся технологий. По мере усложнения системы электронной культуры, появления новых объектов, явлений и отношений с ними человека возрастают риски его безопасности. Этические принципы и нормы в этой сфере не могут сформироваться спонтанно, их развитие неизбежно должно направляться, поскольку их отсутствие способствует росту нестабильности социальных систем. Важным шагом для развития этики электронной культуры являются как разработка этических кодексов для социальных медиа, включение дисциплины «Информационная этика» в программы современной системы образования на различных уровнях, создание эффективных систем по защите конфиденциальности граждан и гарантии их прав.

Список литературы

  1. Goodman B., Flaxman S. EU regulations on algorithmic decision-making and a “right to explanation”. International Conference of Machine Learning workshop on human interpretability in machine learning.2016.
  2. Schäfer F. Ludic Philosophy: Subjectivity, choice and virtual death in digital media // Digital Culture & Education 2009. Vol. 1. URL: http://www.digitalcultureandeducation.com/ (дата обращения 18.03.2021).
  3. Ананьева Е. О., Ивлиев П. В. Некоторые юридические и этические аспекты размещения противоречивого контента в СМИ //Евразийский юридический журнал. – 2020. – №. 12. – С. 136-138.
  4. Измагурова В. Л. Этические аспекты влияния Интернет-общения на развитие сознания //Коммуникология. – 2017. – Т. 5. – №. 4.
  5. Смеюха В. В. Поведение аудитории в социальных сетях: этический аспект //Социально-гуманитарные знания. – 2019. – №. 8.
  6. Тимощук А. С. Этические и правовые аспекты кибербезопасности цифрового общества // Искусственный интеллект: этические проблемы" цифрового общества". – 2018. – С. 165-179.
  7. Чеботарева Е. Г. Культура речи: этический аспект (на примере интернет-общения) //ответственный редактор. – 2016. – с. 167.

Интересная статья? Поделись ей с другими: