Отечественная комикс-индустрия периода пандемии коронавирусной инфекции и после

Магажанова Лейла Нурлановна – магистрант Московского государственного гуманитарно-экономического университета.

Аннотация: Согласно большинству исследователей, комикс — это единство повествования и визуального действия. Комикс — общее название для всех рассказов в картинках, где сюжет рассказывается преимущественно с помощью иллюстраций, а не текста. Речь пойдет о том, как коронавирус не жалеет малый и средний бизнес отечественной комикс-индустрии.

Для написания данной статьи я обращалась за комментариями к представителям издательств отечественной комикс-индустрии.

Ключевые слова: комиксы, издательства, книгораспространение, дистрибуция, комикс-шопы, розница, рынок, пандемия.

В 2019 году отечественная комикс-индустрия в России достигла нового рекорда. В стране одновременно действовали восемнадцать издательств: Bubble, «Сокол», «Комильфо», Jellyfish Jam, Parallel Comics, «Другое издательство», «Панини», «Зодиак», «Истари комикс», «Фабрика комиксов», XL Media, «КомФедерация», «Белый единорог», Zangavar, «Комикс Паблишер», Alpaca, Illusion Studios и белорусское издательство Alden, а также семь книжных издательств, которые помимо литературы также занимаются и выпуском комиксов — «Азбука», fanzon (импринт «Эксмо»), «Манн, Иванов и Фербер» (МИФ), «ФКК», «Росмэн», «Белое яблоко», а также Mainstream (импринт издательства «АСТ»).

Все они выпускали преимущественно переводные комиксы зарубежных правообладателей — Marvel Comics, DC Comics, Dark Horse, Image Comics, IDW Publishing, Boom! Studios и других, а также ряд отечественных проектов, созданных российскими художниками и сценаристами. 

При рекордном количестве игроков на рынке и широком спектре продукции комиксы до пандемии (и после) выпускались во всех существующих жанрах, покрывая полный спектр интересов аудитории — от детских изданий и супергероики до нишевого артхауса и автобиографических историй.

Однако количество, как известно, не значит качество, и рынок слишком мал для такого количества продукции. На заре комикс-индустрии читатель был способен приобретать все книги, которые выпускались в месяц, но ближе к середине 2010-х это стало проблемой — несколько десятков издательств выпускало несколько десятков книг в месяц, что лишало потенциального читателя возможности приобрести все эти комиксы. Эту же мысль проговаривает директор и сооснователь издательства Parallel Comics Сай Есенбаев: «Периодически продолжают появляться новые издательства, также все больше и больше обычных книжных издательств в погоне за легкими, как им кажется, продажами вкладываются в лицензии и пытаются тоже войти в игру. Если условно три-четыре года назад можно было купить (при большом желании) вообще все комиксы, что вышли за месяц, то сейчас это попросту невозможно. И если бы размер аудитории был соразмерен росту продукции на полках, но нет — он как раз-таки замедлился, причем значительно (чего не скажешь об аудитории манги, которая из года в год растет, как на дрожжах, но, оглядываясь назад, рухнуть она может так же быстро, как и в прошлый раз)».

Из-за перенасыщенности рынка некоторые серии, в особенности те, где не было популярных благодаря кино, сериалам и играм персонажей, получали меньше внимания, а, следовательно, и тиражи расходились дольше. Издательства из-за этого вынуждены конкурировать, выпуская разные серии от одних и тех же правообладателей, потому что узнаваемый широкими массами бренд продастся лучше, чем авторский комикс. Например, различные серии от Marvel Comics выпускаются на русском языке десятью издательствами — все в разных форматах, переводах и иногда даже с разными адаптациями прозвищ отдельных персонажей. 

Главный редактор издательства «Комильфо» Роман Дмитровский о ситуации на рынке комиксов до 2020 года: «Комикс не невероятно уникальный продукт, он просто располагает малой аудиторией. Так что и факторы влияют такие же, как и на остальные товары. Нужно следить за ценой, стараться вывести топовые лицензии на рынок в даты, свободные от сильных конкурентов, подгонять релизы под инфоповоды, стараться заручиться поддержкой лидеров мнений, учитывать насыщение рынка в данный временной отрезок. Ничего необычного».

Получается, что многие беды книжного рынка, свойственные современности, когда люди все чаще читают в электронном виде, также работают и для комикс-индустрии. Разница лишь в том, что комикс-рынок предстает более нишевым — в нем меньше людей, ниже покупательская способность и даже средняя цена на книги.

Руководитель службы дистрибуции издательства BUBBLE Дмитрий Слепцов также не выделяет комикс на фоне книг: «Пожалуй, все факторы, существующие для рынка применимы к продвижению комикса. Комикс — это точно такой же товар, как и все остальные, только аудитория достается более сложным путем. Это связано со стереотипами, образовавшимися вокруг подобного вида литературы, признание и популярность набирается очень и очень долго». Слепцов подмечает важный фактор, мешающий отечественной комикс-индустрии на протяжении всего ее существования, — стереотипы. Их множество:

  • Комиксы — для детей;
  • Комиксы — низкий жанр;
  • Комиксы — «книжки с картинками»;
  • «Комикс — это для тех, кто плохо умеет читать»1.

Эти стереотипы поддерживаются совершенно разными слоями населения, что мешает популяризации формата в России и часто становится причиной скандалов. Например, подростки приобретают комиксы, в которых освещаются какие-то взрослые темы, а родители, убежденные, что в комиксах только детские истории, находят дома такие книги и высказывают претензии к издателю или магазину комиксов, продавшего книгу. Причем вопросы часто возникают вне зависимости от возрастной маркировки на обложке.

Заведующий редакцией Mainstream издательства «АСТ» Сергей Тишков, говорит об отличиях комикса как формата от книг: «Комикс отличается от обычной книги тем, что комиксы, как правило, более нишевые. Они более сфокусированы по аудитории и более адресно выпускаются. Таким образом, когда редактор принимает решение об издании какого-то произведения, об инвестировании денег своей компании в выпуск какой-то книги, он заранее знает, на какую аудиторию он будет это делать. Редактор знает, где такие книги продаются, где они продвигаются, какие там средства массовой информации, какие группы в соцсетях, которые могут быть местами сбора потенциальной аудитории его проекта. Соответственно, влияние автора на продвижение комикса весьма велико. Более того, главные редактора, а также редактора, активно ведущие соцсети, — заметно влияют на аудиторию, с которой работают. Это взаимопроникающий процесс: аудитория рекомендует что-то издавать редактору, а сам редактор принимает решение, взять ли в работу те проекты, которые складываются у него в какую-то определенную брендовую историю».

Получается, что до пандемии у комиксов и без учета типичных для книжного рынка трудностей, были свои, мешавшие распространению. Дмитрий Слепцов обращает внимание на необходимость следить за рынком комиксов, чтобы выработать некие паттерны и временные рамки, в которые можно попробовать выпустить что-то нестандартное: «За все время существования издательства наблюдается параболический график продаж комиксов, где в верхней точке появляется возможность выпустить несколько экспериментальных работ без больших потерь, возникают комфортные условия для работы, а в нижней точке издательство приступает к большим сокращениям, как штата, так и количества выпускаемой продукции. Такие волны сложно предугадать, не всегда это связано с финансовыми кризисами или изменениями вектора трендов, которым следует большинство».

В 2020-м пришла пандемия Covid-19, усложнившая все процессы. Комикс-индустрия оказалась не готова к ограничениям, вызванным распространением коронавируса. Например, в интервью телеканалу 2х2 в середине 2020 года все опрошенные владельцы магазинов комиксов в разных городах России отмечали, что бизнес практически остался без клиентов, потому что в условиях неопределенности, вызванной пандемией, люди не были готовы тратить деньги на комиксы. А постоянных клиентов, которые продолжили покупать комиксы удаленно, оказалось недостаточно для жизни магазинов. Многие из них закрылись в течение года, потому что у них не было ресурсов даже для аренды торговой точки [2].

Пандемия неизбежно сказалась и на издательствах [1]. Телеканал 2х2 также побеседовал и с издателями, и, оценивая 2020 год, многие издатели рады, что смогли вообще что-то выпускать в этот сложный период, но поменять в работе пришлось многое:

  • Многие сотрудники работали на удаленке, но увести в этот режим пришлось всех;
  • Отсутствие мероприятий помогло переключить внимание на книги и повысить их качество;
  • Вторую волну переживают уже готовыми к ограничениям и спаду интереса к комиксам;
  • Издательства стали чаще использовать соцсети и стримы для продвижения книг.

Во время подготовки статьи мы тоже решили узнать у нескольких представителей комикс-издательств, как на них сказалась пандемия. Например, Дмитрий Слепцов рассказал, что в издательстве BUBBLE заранее заметили, что надвигается кризис и еще в январе начали пересматривать издательский план, чтобы сократить расходы, связанные в том числе и с оффлайн-активностями: «Все проекты, в успехе которых мы были хоть немного не уверены, были отодвинуты. Главная задача, которая стояла перед нами, — не только не останавливать запуск новых историй, но и стабильно предоставлять новинки на рынок, чтобы не потерять существующую аудиторию и постепенно, насколько это возможно, продолжать ее наращивать. Создать и напечатать комикс — это полдела, самое главное — это не потерять основные каналы распространения. Книжным магазинам, как сетевым, так и локальным комиксшопам пришлось очень несладко, особенно в период закрытия всех точек продаж, кроме продуктовых магазинов и аптек. С некоторыми магазинами отношения стали даже лучше, чем прежде. Такие беды как пандемия укрепляют партнерство крепче, чем любой финансовый кризис. С некоторыми магазинами пришлось разорвать сотрудничество по причине разных взглядов на возникшую ситуацию. Надеемся, что, когда стабилизируется ситуация, мы вернемся к вопросу возобновления совместной работы».

Слепцов положительно оценивает год, прошедший с начала пандемии. На его взгляд, комикс-индустрия в стране смогла выдержать кризис, пусть и с вынужденными потерями. Оффлайн-мероприятия, которые раньше проводились регулярно и выступали одним из главных средств популяризации комиксов, перешли в онлайн, а многие акции, призванные привлечь новых читателей, также прошли удаленно — например, «День новых комиксов», акция, в рамках которой покупатели могли получить бесплатные специально изданные комиксы при покупке продукции издательств-участников акции в магазинах комиксов. Благодаря пандемии акция вместо дня (отсюда название) длилась в 2020 году месяц (акция продолжалась каждые выходные в ряде магазинов по всей стране). Есть и достаточно уникальные акции, свойственные лишь BUBBLE: «В период, когда все сидели по домам, мы предлагали самый безопасный метод чтения — электронные комиксы. Специально для новичков в мире комиксов мы сделали бесплатными более 100 комиксов, читатель мог познакомиться с первыми томами серии, и после этого выбрать тот самый любимый комикс, за прочтением которого можно было коротать вечера дома».

Согласен со Слепцовым и Роман Дмитровский: «Комикс-индустрия чувствовала себя плохо еще до пандемии. Основные причины — большое количество издателей при малом количестве читателей и общее падение благосостояния населения. Большему числу читателей приходится выбирать между огромным предложением, существующим на рынке, а меньшему, которое финансово зависимо от родителей, пришлось существенно сократить свои аппетиты. Ситуация с коронавирусом развивается настолько непредсказуемо, что трудно прогнозировать и планировать какие-то долгосрочные действия. Единственная адекватная реакция сейчас — это сокращение выпуска новых наименований на рынок».

Получается, что кризис 2020 года лишь ухудшил многочисленные проблемы, которые уже были на отечественном рынке. Делать прогнозы сложно, но уже можно сделать некоторые выводы. Например, издательства вынужденно сократят издательский портфель — причем не столько из-за пандемии, сколько из-за перенасыщения рынка, которое ведет к простою книг на складах издательств и вынужденному сокращению тиражей. Кроме того, подобное перенасыщение рынка неминуемо ведет к тенденции замедления роста издательств. Многие из них так и продолжат существовать в реалиях, когда люди должны совмещать несколько должностей, потому что ресурсов на дополнительных членов команды попросту нет.

Сай Есенбаев акцентирует внимание на том, что многие проблемы комикс-индустрии начались задолго до пандемии: «Сейчас, конечно, модно сваливать все на пандемию и карантин, но реальность такова, что проблемы в индустрии комиксов начались задолго до этих грустных событий. Более того, проблемы были не только в российской индустрии комиксов, но и у западных партнеров — в Штатах уже не первый год у Marvel и DC Comics большие проблемы как с изданием, так и с дистрибуцией продукции. Поэтому мы в этом смысле не уникальны, и пандемия все только усугубила».

Список литературы

  1. «Год назад мы думали, что вирусы, парализующие мир, это страшилки из „Ходячих мертвецов“» — как издаются комиксы в пандемию / 2х2 : [сайт]. – 2020. – URL: https://2x2tv.ru/blog/comics-during-pandemic/ (дата обращения: 12.12.2020).
  2. «Коронавирус пытается стать последним гвоздем». Как комиксшопы переживают кризис / 2х2 : [сайт]. – 2020. – URL: https://2x2tv.ru/blog/comics-shop-crisis/ (дата обращения: 12.12.2020).
  3. Предигер Э.Э. Американский комикс в репертуаре российских издательств // Российская книжная палата. Научный журнал по библиографоведению и книговедению. Библиография. – М., 2016. – Вып. 4 (405). – С. 84–108.
  4. Сабин Р. Комиксы в Европе: девятая муза или гадкий утенок? // Медиа. Введение. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 17–28.

1 Цитата бывшего министра культуры РФ Владимира Мединского.

Интересная статья? Поделись ей с другими: