УДК 336.71

Особенности проектного управления в банковской сфере

Лосев Валерий Сергеевич – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой Тихоокеанского государственного университета.

Сапожникова Юлия Олеговна – студент Института экономики и управления Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются понятия проекта и управления проектами, анализируются специфичные для России проблемы управления проектами, особенности управления проектами в банках, этапы становления проектного менеджмента в банковской сфере, значимость внедрения проектного офиса.

Ключевые слова: проект, банк, управление проектами, проблемы управления проектами, мотивация персонала, квалификация сотрудников, проектный офис.

На сегодняшний день проектный подход набирает большую популярность в связи с внедрением различных современных технологий, поэтому организации стремятся соблюдать принципы проектно-ориентированной деятельности. Актуальность проектного управления в банковской сфере обусловлена тем, что развитие экономической системы невозможно без существования и функционирования кредитных организаций. А в свою очередь деятельность банковских кредитных организаций не представляется возможным без разработки и использования проектного управления.

Проект – уникальная работа, имеющая дату начала и дату завершения, выделенный бюджет и определенное содержание работы. Основной идеей профессионального управления проектами является четкое определение целей проекта, состава работ, требуемых ресурсов, планирование времени работ, определение рисков, а также постоянный контроль ситуации и оперативное реагирование на возникающие нюансы в работе.

Внедрение системы управления проектами должно начинаться с анализа деятельности кредитной организации, имеющегося опыта в реализации проектов различных уровней. Начальная ступень зрелости проектного менеджмента характеризуется [1]: отсутствием формализованных, последовательных процессов исполнения проектов; непредсказуемостью результатов проекта; слабой организацией планирования проектов; отсутствием фиксации полученных результатов.

Становление проектного офиса осуществляется на повторяемой ступени зрелости проектного менеджмента, где принимается единый подход к исполнению проектов. В кредитной организации роль проектного офиса заключается в структурировании всей деятельности банка. Он позволяет расставить приоритеты между различными задачами, наиболее важными являются те задачи, которые непосредственно связаны со стратегией банка. Отвечает за развитие банковской системы управления проектами, решая следующие задачи: обеспечение совершенствования регламентной базы; ускорение модернизации информационной системы с учетом накопленного опыта выполнения программ и проектов; организация мероприятий по повышению компетенции персонала в области управления проектами.

Интегрированный этап зрелости проектного менеджмента связан с всесторонним подходом к исполнению проектов. Особенности этапа [1]:

  • поддержка руководителя проекта со стороны высшего руководства;
  • качественное планирование проектов;
  • использование предыдущего опыта управления проектами;
  • формирование команды проекта из квалифицированных специалистов в сфере управления проектами.

Следующим этапом зрелости проектного менеджмента является всеобъемлющая ступень, при которой возможна активная поддержка высшим руководством, эффективное планирование и управление всей совокупностью проектов, поддержка в актуальном состоянии и активное использование архивов проектов. Заключительной ступенью зрелости проекта является оптимизируемая стадия, характеризующаяся тем, что проектный менеджмент банка сосредоточен на управлении проектами с подходом к непрерывному усовершенствованию методологии и технологии.

Завершение проектов позже намеченного срока становится основным риском в проектной среде. Чтобы снизить этот риск, руководителям необходимо грамотно управлять ведением проекта. Важнейшим аспектом при ведении проекта является исключение риска опозданий, если вы в проектной среде.

Методика управления проектами по Критической цепи делает возможным устранить неопределенность, завершать проекты в срок и сокращать время выполнения не является секретом, она широко известна. Компании, которые игнорируют данные моменты, в конечном итоге, сталкиваются с проблемами в продажах и с потерей рынков. Важно выстроить единую комплексную систему управления рисками, включающую определение целей, анализ, выбор методов управления, контроль и мониторинг рисков [2].

На практике специалист в области управления проектами может столкнуться с тем, что в ходе реализации проектов были допущены перерасходы в разы, а ввод их в эксплуатацию был задержан на несколько лет, через короткий промежуток времени эти проекты становились национальными символами и считались наиболее успешными. Не исключены и такие варианты, когда проекты завершаются со значительным превышением бюджета, с нарушением сроков, неудовлетворенностью заказчика полученным результатом. Уметь решать все проблемы, возникающие в процессе создания, реализации, внедрения проекта должен определенный специалист, ответственный за ведение данного проекта.

В качестве алгоритма для решения актуальных проблем управления проектами можно использовать вариант, представленный на рисунке 1.

1

Рисунок 1. Алгоритм решения проблем управления проектами.

Одним из способов решения вышеперечисленных проблем является внедрение программного обеспечения управления проектами, которое может способствовать снижению однообразности работы, максимальному упрощению и ускорению обработки данных и отчетов в ходе работы над проектом. Созданное рабочее место, с такими условиями, поможет в составлении планов, сетевых диаграмм, подготовке отчетов и во владении полной статистики по проектам.

Сейчас на рынке представлено огромное количество всевозможных программных продуктов для автоматизации процессов управления проектами. Наиболее популярным является:

  • Project Expert, Альт Инвест – обеспечивает предпроектный анализ, разработку бизнес-планов;
  • Microsoft Project – обеспечивает разработку и сопровождение;
  • Landocs – система документирования и архивирования.

В банках активно используется программное обеспечение Landocs. Данное ПО является клиентским приложением, предоставляющим пользователю полный набор функциональности для работы с документами, задачами, сообщениями и отчетами. Данное решение может автоматизировать регистрацию, согласование и исполнение различных документов, договоров, контроль исполнения поручений.

Но не стоит забывать о том, что программное обеспечение создано лишь для того, чтобы облегчить управление проектами, а не полностью автоматизировать его. Только человек может учесть делать выводы на основании той информации, которую ему предоставляет программный комплекс. Задача профессионального руководителя заключается в грамотном использовании программного обеспечения, не следуя у него на поводу, а извлекая из него полезную для себя информацию.

В заключение, можно отметить, что Россия имеет огромный потенциал для развития собственной системы управления проектами. А использование заимствованных зарубежных практик лишь тормозит развитие отечественной области проектного управления. Создание собственных методологий могло бы значительно повысить эффективность управления проектами, так как оно было бы основано на собственной системе.

Применение банками корпоративной системы управления проектами должно позволить: более эффективно распределять ресурсы и управлять трудозатратами; контролировать проект на всех его стадиях; четко делегировать полномочия; анализировать различные потоки данных и принимать решения; анализировать риски и сократить возможность их возникновения; создавать условия для заинтересованности команды проекта в достижении результатов.

Таким образом, для обеспечения решения проблем, связанных с управлением проектами, необходимо создание проектного офиса. Сфера его деятельности от оказания поддержки до полного контроля над реализацией проекта.

Главным преимуществом использования методологии управления проектами в банке является достижение необходимого результата в установленные сроки с применением запланированного количество ресурсов, что может позволить оптимизировать расходы из бюджета проекта.

Разработка комплекса критериев, которые смогут позволить оценить бизнес-ценность создаваемого продукта, должна стать одной из главных задач современного менеджмента и, в итоге, становится связующим звеном между системами управления маркетингом и управлением проектами. Кроме того, важно, чтобы такая идея нашла положительный отзыв в профессиональном сообществе проектных менеджеров.

Только применение совокупности данных мер поможет отечественному управлению проектами шагнуть вверх, ведь проекты – это в перспективе все то, что нас будет окружать, а грамотное управление поможет добиться всех поставленных целей в кратчайший срок и с минимумом затрат.

Список литературы

  1. Собина Н.В., Логинов М.П. Управление проектами в коммерческом банке // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-proektami-v-kommercheskom-banke (дата обращения: 28.12.2020).
  2. Закиева Р.Х., Бакеева Й.Р. Управление рисками предприятия // В сборнике: Advances in Science and Technology Сборник статей VIII международной научно-практической конференции. Под редакцией В.Б. Соловьева. 2017. С. 96-97.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail