УДК 72

Единый кампус как часть главного университета: "за" или "против"?

Некрасова Валерия Ивановна – студентка магистратуры Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Научный руководитель Вайтенс Андрей Георгиевич – доктор архитектуры, профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Аннотация: В данной статье обозначены предпосылки строительства нового кампуса Санкт-Петербургского университета. Проанализирована территория, предлагаемая программой для создания новой образовательной структуры. Сделаны выводы о том, насколько целесообразно создание единого кампуса университета на сегодняшний момент.

Ключевые слова: единый кампус, медицинский кампус, технологическая долина, научно-технологический медицинский комплекс, лабораторный корпус.

Развитие здравоохранения и медицинской науки обусловлено успешным продвижением медицинского образования и степенью его насыщения достижениями биомедицинских исследований. Исследование в области проектирования современных медицинских кампусов на базе высших учебных заведений дает возможность создать лучшие условия для организации правильного функционирования всех составляющих процесса образования и исследований в области медицины.

Задачу создания территории развития Университета пытались решить больше ста лет. Еще в 1915 году специальная комиссия, созданная по поручению императора, пришла к выводу о непригодности зданий Университета для современных (даже по тем временам) учебных занятий и научных исследований. Тогда не удалось реализовать идею создания кампуса, удобного для проведения передовых научных исследований и учебных занятий. Не было полностью реализовано и решение исполкома Ленсовета 1969 года о строительстве зданий для размещения учебно-научных подразделений Ленинградского университета имени А. А. Жданова в западной части города Петродворца. Более того, частичное воплощение этого плана лишь усугубило проблему территориальной разобщенности вуза. В 1980-х — 2000-х годах Университет получил в разных частях города еще несколько зданий площадью более 100 тысяч квадратных метров, что еще больше усугубило территориальную разобщенность СПбГУ.

Сегодня так и не решены проблемы территориальной разобщенности, которые мешают дальнейшему развитию Университета:

  • большие затруднения возникают при развитии междисциплинарных научных исследований и междисциплинарных образовательных программ;
  • требуются дополнительные расходы на содержание зданий и дополнительные кадровые ресурсы;
  • обучающиеся тратят на дорогу до трех часов в день, то есть в среднем студент в течение шести лет обучения в СПбГУ примерно год проводит в транспорте.

Концепция территории развития предусматривает:

  • 25000 обучающихся (из них 18000 человек — обучающиеся на программах бакалавриата и магистратуры);
  • 4000 научно-педагогических работников, научно-технического персонала;
  • площадь учебных и учебно-лабораторных корпусов — не менее 483000 кв. м4
  • 4000 человек обеспечивающего персонала;
  • для работы служб обеспечения уставной деятельности Университета необходимо порядка 50 тысяч кв. м;
  • научно-технологический медицинский комплекс с лабораторным блоком на 1000 мест, а также университетская клиника, включающая в себя амбулаторно-диагностическое отделение и стационар на 300 мест с возможностью расширения;
  • университетская клиника рассчитана на 550 врачей и 1050 человек среднего и младшего медицинского персонала;
  • исходя из заданных параметров, площадь всего медицинского комплекса — не менее 75 тысяч кв. м.

Концепция предусматривает возможность проживания 100% обучающихся, в том числе жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Поэтому концепцией предусмотрено создание общежития на 25 тысяч мест площадью 395000 кв. м.

Для проведения мероприятий как университетского, так и городского, национального и международного уровней предусматривается строительство конгресс-центра с залами вместимостью от 100 до 5000 человек примерной площадью 30 тысяч кв. м.

В концепции нашло отражение еще одно предложение универсантов — современная спортивная инфраструктура: бассейн, закрытый каток, крытый многофункциональный комплекс и открытый стадион. Площадь этих объектов по расчетам межведомственной рабочей группы должна составлять не менее 37 тысяч кв. м.

Кроме того, в нескольких километрах от территории развития должна располагаться технологическая долина площадью не менее 100 Га с возможностью расширения, также отвечающая весьма жестким требованиям.

В соответствии с концепцией межведомственной рабочей группы общая площадь объектов только территории развития (без учета объектов технологической долины) — более одного миллиона квадратных метров. На заседаниях межведомственной рабочей группы определены минимальные требования к месту размещения территории развития и технологической долины:

  • территория развития — не менее 150 га, территория технологической долины — не менее 100 га;
  • наличие вокруг незастроенной или малозастроенной территории;
  • отсутствие объектов, препятствующих функционированию территории развития и технологической долины;
  • наличие в непосредственной близости рекреационных или парковых зон;
  • наличие устойчивых транспортных связей с кольцевой автодорогой и аэропортом;
  • возможность подключения объектов территории развития и технологической долины к объектам инженерной инфраструктуры.

Концепция территории развития 25 июня 2018 года была рассмотрена и одобрена на заседании Попечительского совета Университета. В феврале 2019 года коллегия почетных профессоров СПбГУ обратилась к председателю Попечительского совета СПбГУ с просьбой ускорить принятие решения о создании территории развития Университета. 18 сентября 2019 года Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев дал поручение федеральным органам исполнительной власти о выделении средств на проектные работы для строительства территории развития СПбГУ на 2020–2021 годы. Строительство планируется осуществлять в 2022–2026 годах. Сметная стоимость объектов составляет 45 млрд рублей, из них 19 млрд рублей составят средства федерального бюджета, а 26 млрд рублей — средства инвесторов в рамках механизмов государственно-частного партнерства.

Территория развития и технологическая долина будут располагаться на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга. Территория отвечает требованиям общей концепции.

Сегодня, благодаря согласованным действиям федеральных и региональных властей, все универсанты получили реальную возможность спроектировать и создать современный Университет. Для этого деканы возглавили рабочие группы, в состав которых войдут представители всех категорий сотрудников и обучающихся. В задачу рабочих групп будут входить сбор предложений универсантов и подготовка функционального технического задания по различным направлениям деятельности Университета.

Проектируемая территория находится в Пушкинском районе Санкт-Петербурга (муниципальное образование Шушары).

В соответствии с генеральным планом Санкт-Петербурга 70% выбранной территории относится к функциональной зоне Р2 (зона зеленых насаждений общего и ограниченного пользования с включением объектов, допустимых законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения).

Западная часть участка является зоной 2ЖД (зона малоэтажной многоквартирной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны).

Территория, на которой расположены неиспользуемые здания бывшего совхоза "Детскосельский", относится к функциональной зоне С (зона сельскохозяйственных угодий и объектов сельскохозяйственного назначения с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны).

Предпринимаемая сегодня попытка переезда большого университета в пригородный кампус является уже второй по счету. Опыт проектирования, строительства и эксплуатации существующего кампуса в Петергофе может помочь на этот раз избежать ошибок и создать структуру, которая будет способна для поэтапного развития.

Территория, выделенная ранее для кампуса в Петергофе, имела резервы для развития, но плохая доступность относительно города стала главной причиной остановки развития университета на этой территории. Территория, предложенная программой 2019 года, наиболее привлекательна с точки зрения доступности. В непосредственной близости находятся железнодорожная станция, также предполагается организация путей скоростного трамвая. Расположение на востоке от рассматриваемой территории двух трасс федерального значения позволит обеспечить хорошее взаимодействие с центром города посредством индивидуального транспорта.

Учитывая перечисленные условия, можно сделать вывод о том, что предлагаемая территория при грамотном градостроительном подходе может обеспечить хорошие условия для переезда медицинского факультета, а впоследствии и других факультетов университета.

В настоящее время Университет располагается в Санкт-Петербурге в 227 зданиях (помещениях и сооружениях) общей площадью, 817 тысяч квадратных метров, из которых 275000 кв. м (одну треть от площади) составляют объекты культурного наследия. Расстояние между отдельными зданиями Университета превышает 50 километров.

Занятия студентов медицинского факультета проводятся на разных площадках университета (в зданиях по адресам: В.О. 21-я линия д. 8, Менделеевская линия д. 5), а также в больницах и научно-исследовательских институтах города.

Государственная программа, представленная в 2019 году, предполагает строительство зданий, необходимых медицинскому факультету, хотя концепция получила название «Единый кампус».

Успешность развития градостроительной структуры заключается в строгом разграничении проекта на этапы реализации. Первым этапом должно стать формирование медицинского кампуса.

Данное решение обусловлено тем, что, анализируя зарубежные проекты, в большинстве случаев медицинский кампус становится отдельной структурой, не взаимодействующей с остальными факультетами университета. Функциональное направление основных кампусов и медицинских кампусов с точки зрения образовательной функции практически аналогично. Таким образом, можно сделать вывод о том, что медицинский кампус может стать благоприятной средой для переезда в дальнейшем всего университета.

Программа единого кампуса СПбГУ предполагает размещение студенческого городка вместимостью 25000 мест. Опираясь на численность студентов, обучающихся в университете на медицинском факультете, на зарубежный опыт проектирования общежитий для студенческих кампусов, можно сделать вывод о том, что для размещения всех студентов-медиков, включая студентов, проживающих в Санкт-Петербурге, необходимо около 5000 мест.

Пример студенческого городка в Петергофе, который изначально был рассчитан не только на студентов физико-математического факультета, доказывает, что переизбыток мест в общежитиях пагубно сказывается как на функционировании отдельного факультета, размещающегося в Петергофе, так и на весь университет вцелом. Администрация университета из-за нехватки мест вблизи исторического центра вынуждена размещать студентов в пригородном кампусе.

Проектирование единого кампуса с единовременным строительством всего студенческого городка является необоснованным решением, поскольку программа на данном этапе подразумевает формирование лишь медицинского блока, и на данный момент нельзя говорить об уверенности в долгосрочности проекта. Поэтому будет более целесообразно формирование специализированного кампуса, в данном случае медицинского. Главной задачей проектирования является предусмотрение возможности дальнейшего развития зоны студенческого общежития.

Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на данный момент наиболее целесообразным решением, станет создание профильного медицинского кампуса. Программа Санкт-Петербургского государственного университета предлагает территорию проектирования на основе количественных показателейстудентов и преподавателей с учетом переезда всех факультетов, но профильное функциональное наполнение требует корректуры данных значений. Таким образом, предполагаемый проект может повторить судьбу кампуса в Петергофе. Возможным решением может стать создание структуры профильного кампуса с расчетом количества студентов и преподавателей, непосредственно задействованных в учебном процессе данной направленности. 

Список литературы

  1. Павлова В. А., Голошубин В. С. Экологические технологии в проектировании современных университетских кампусов //Архитектура и современные информационные технологии. – 2017. - №1.
  2. Пучков М.В. Принципы организации образовательного пространства. Архитектурные школы и школы дизайна // «Архитектон: известия вузов» Декабрь 2011. - № 36.
  3. Петухова Е. Архитектура здоровья// archi.ru (25 декабря 2018 года)
  4. Robert Campbell. Richard A. and Susan F. Smith Campus center, Harvard university by Hopkins Architects// Architectural Record. – 01/02/2019

Интересная статья? Поделись ей с другими: