gototopgototop

Техническая модернизация пограничного ведомства и военный профессионализм

Мартикьян Александр Сергеевич – кандидат военных наук, ассоциированный профессор Пограничной академии Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (г. Алматы).

Мосов Сергей Петрович – доктор военных наук, профессор, главный специалист Национального центра управления и испытаний космических средств ( г. Киев).

Салий Сергей Михайлович – кандидат военных наук, ассоциированный профессор (доцент), начальник управления Пограничной академии Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (г. Алматы).

Рысбаева Гульшат Полатовна – кандидат физико-математических наук, доцент Пограничной академии Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (г. Алматы).

Аннотация: В статье рассматриваются возможные варианты реализации современной модели военного профессионализма в условиях технической модернизации пограничного ведомства. Исходя из предложенной модели военного профессионализма, концептуализируются направления по обеспечениюпограничных формирований современными и перспективными техническими средствами охраные Государственной границы.

Ключевые слова: Пограничное ведомство, государственная граница, техническая модернизация, военный профессионализм, теоретическая модель.

Профессионализм – глобальная социальная ценность, определяющая базовые принципы жизнедеятельности современного общества. Модернизация, как процесс, подразумевающий постоянное усовершенствование способов и средств существования государств, ставит достижение профессионализма во главу угла деятельности современных социальных институтов. Профессионализм становится терминальной ценностью (ценностью-целью), определяющей все самые главные начинания, имеющие место в процессе реформирования любой сферы деятельности, в том числе военной.

На сегодняшний день существует три концептуальные модели военного профессионализма в понимании его мировоззренческой сущности [1]: профессионал-воин; профессионал-менеджер, профессионал-миротворец. Как отмечают исследователи, наиболее воинственная модель подготовки военных кадров (модель воина-профессионала) присутствует в военных вузах США, Великобритании и Франции. Модель профессионала-миротворца была особенно актуальна для стран европейской демократии конца ХХ века, когда внешнеполитические кризисы так явно не обнаруживали себя, и имела место идея о всеобщем мире и безопасности. Модель профессионала-менеджера стала оформляться с активным переходом стран к профессиональной армии, требующей иного подхода к управлению кадрами, повышению качественного состава военных специалистов, заключающих с военной организацией контракт.

В научном плане важнейший вклад в понимание сущности военного профессионализма внесли американские ученые Самуэль Хантингтон и Морис Яновиц. В трудах ученых была дана характеристика феномена военного профессионализма, показана специфика его трансформации в различные исторические периоды [2-3]. В концепции Чарльза Москоса был обоснован объективный переход к современной профессиональной армии, где профессионализм понимается не просто в качестве военной службы граждан «за деньги», а как проявление профессионального призвания, специфических компетенций в сфере обеспечения военной безопасности [4]. Содержательно, армия постмодерна - это немногочисленная, высокотехнологичная, высокоманевренная и динамично развивающаяся организация, которая соответствует всем новым вызовам и угрозам безопасности государств.

До недавнего времени, политики и социальные ученые обосновывали положения, что «за последние десятилетия существенно изменился ролевой репертуар военнослужащего, расширившись до создания стабильной безопасной среды и поддержания законности на постконфликтном пространстве. Новая социальная идентичность современного военнослужащего сочетает роли дипломата, военного специалиста, полицейского, командира-лидера, обладающего дипломатическими навыками и кросс-культурной компетентностью, умениями налаживать связи с местным населением, правительством и силами безопасности на территории чужого государства» [5]. Формулировались идеи, что «профессионализм воина» должен быть трансформирован в более емкую модель, сближающую компетентность военного человека с компетентностью гражданского специалиста в специальных областях знания.

Американский социолог М. Яновиц, на основе анализа 113 глубинных интервью, вторичных данных анкетирования и анализа биографий 761 генерала и адмирала выделяет три типа офицеров: героев, менеджеров и технологов. Офицеры-герои - являются олицетворением воинских традиций мужества и отваги, они поддерживают боевой дух армии и осуществляют преемственность поколений. Офицеры-менеджеры - заняты более конкретными, практическими сторонами организации военного дела. Офицеры-технологи - несут в армию идеи научно-технического прогресса и обслуживают сложную военную технику. Все три типа офицеров составляют военную элиту, однако приоритет М. Яновиц оставляет за офицерами-менеджерами, которые управляют военной организацией, в то время как герои стремятся одерживать военные победы, пренебрегая дипломатией, а технологи разрабатывают всё новое разрушительное оружие без оглядки на международную политику.

Тенденции развития современной внешнеполитической ситуации говорят о том, что модель воина-миротворца теряет свою актуальность. В качестве концептуальной идеи развития военной организации все большее значение приобретаетбоевая, активная, агрессивная модель военного профессионализма. Вместе с тем, глобальный научно-технический прогресс, устойчивые демократические практики западных стран в военно-гражданских отношениях, в условиях функционирования открытых политических систем современных государств обуславливают формирование неоклассической модели военного профессионализма, учитывающей особенности современного развития общества. Очевидно, что данная модель должна интегрировать признаки всех, указанных выше моделей. Вопрос заключается в том, что в содержании данной модели должно стать определяющим? Решение данного вопроса ляжет в основу модернизации всех военных и силовых ведомств, особенно в сфере технического обеспечения деятельности воинских подразделений.

Указанное выше идейно и методологически определяет дальнейшее развитие и пограничного ведомства. Определение модели профессионализма в подготовке специалистов-пограничников, концептуализация направлений технической модернизации пограничных формирований Республики Казахстан системно связано с концептуализацией функционирования государственной границы.

Современные военно-политические системы государств развиваются в рамках единой системы международного сообщества, и, являясь, преимущественно открытыми, приобретают схожие свойства. Находясь под воздействием единых тенденций развития, современные военные организации в той или иной степени модернизируют свои вооруженные силы, другие войска и воинские формирования, исходя из усиления уровня международной напряженности, расширения спектра и усложнения характера угроз национальной безопасности. При этом они вынуждены придерживаться политических модусов гуманизации и демократизации военно-гражданских отношений, исходить из принципов экономической целесообразности, экономического прагматизма и необходимости поддерживать межгосударственное сотрудничество в мире глобальных социальных процессов, унифицирующих и общие потребности, и общие угрозы.

В современных условиях, характеризующихся сложной прогнозируемостью, противоречивостью социальных процессов, на фоне, реальных достижений мирового сообщества в осознании ценности мирного сосуществования, необходимости формирования «мы-идентичности» в процессе преодоления глобальных мировых проблем, диалектично проявляются рассогласованность и конкурентность в обеспечении национальных интересов государств. Парадоксально, но одновременно проявляются, как стремление к интеграции, так и к дезинтеграции. Получается, что государственная граница становится формой отображения сложившихся в политике противоречий: с одной стороны, - признание важности социальной и экономической целесообразности, необходимости упрощения и сокращения межгосударственных барьеров, с другой стороны, - проявление конспирологических попыток развала сложившейся системы международного общения и передела зон экономического влияния.

Очевидно, что современная экономика и вся философия жизни современного мира не приемлет закрытости, эгоизма и келейности государств, что проявляется в усилении контактной функции границы, усилении сопричастности государств решению общих проблем. Однако, усложнение характера угроз в межгосударственных отношениях, глобализация миграционных потоков, связанная с этим криминализации социальной ситуации, наряду с эскалацией международной напряженности, ставят вопрос о сохранении значимости барьерной функции, и, зачастую, её приоритетности. «Необходимость обеспечения пограничной безопасности сегодня возрастает, так как угрозы экономическим, политическим, военно-стратегическим интересам страны проявляются, прежде всего, на государственной границе и в приграничных пространствах. Это требует научного подхода, как к формированию действенной пограничной политики, так и к её реализации через пограничную деятельность» [6].

В процессе институционализации погранологии и погранометрики как новых научных дисциплин, изучающих тенденции развития пограничной ведомства как социального-политического института государства, проблемы обеспечения пограничной безопасности, а также процессы и явления в пограничных пространствах, российский ученый В.В. Шумов отметил, что, если раньше роль пограничных служб сводилась к реализации барьерной, контактной, фильтрующей и других функций охраны и защиты границы, то с 1982 года появляются новые функции: охрана морских живых и неживых ресурсов в пространствах со смешанным правовым статусом. Границы стали более динамичными, уровень их охраны стремительно меняется [7].

На Государственной границе Казахстана широко прослеживается ее функциональное многообразие, свойственное многим странам мирового сообщества. Здесь имеет место ее прохождение в различных физико-географических условиях (горы, леса, степи, пустыни, море, реки, урбанизированные и безлюдные участки). Участки границы расположены и в Европе, и в Азии. Казахстан граничит как с дружественными, так и с нейтральными странами, среди которых есть и сильные, и слабые в военно-техническом и экономическом планах. Его граница является внешней границей стран межгосударственных союзов и организаций (ШОС, СНГ, ОДКБ, Евразийское экономическое сообщество). Вблизи границ имеют место военные и вооруженные конфликты. Транзитный потенциал Казахстана практически ничем не ограничен. Все перечисленное формирует широкий спектр угроз, которые определяют систему защиты Государственной границы на текущий и перспективный период. В этой связи Президент Казахстана в своем Послании, посвященном стратегии развития страны до 2050 года, проанализировав глобальные вызовы человечеству в XXI веке, определил следующее: «Необходимо провести масштабную реформу Пограничной службы. Задача – кардинально повысить эффективность ее деятельности, модернизировать материально-техническую базу [8].

Для того, чтобы определиться, каким образом должна осуществляться модернизация пограничного ведомства в Казахстане, необходимо понять, какое функциональное значение видится руководством страны в деятельности данного социально-политического института. Необходимо спроектировать тот желаемый образ развития пограничного ведомства, который в наибольшей степени соответствует потребностям развития Республики Казахстан и основополагающим тенденциям развития современного общества. Необходимо концептуально определиться, какая модель военного профессионализма должна лежать в основе развития, как военной организации Республики Казахстан, в целом, так и пограничной службы, в частности. Формулирование данной модели, даст возможность четкого практического решения вопросов развития различных видов обеспечения деятельности пограничной службы, подготовки соответствующих специалистов, определения идеологической основы данной службы.

В военной доктрине Казахстана, в программных документах развития Республики данная модель четко не прописана. Только на основе построения теоретической модели – «идеального образа» развития военной сферы, на основе концептуализации основных направлений внешней политики страны, стратегических задач развития экономики страны, институционализации статусных позиций государства в контексте государственного видения глобального социального развития страны, её человеческого капитала, мы сможем сделать вывод о том, какая модель военного профессионализма может быть положена в основу развития военной сферы в Республике Казахстан. Решив данную задачу, мы конкретизируем, какая из существующих функций государственной границы актуализирована в большей степени. На основании этого, можно будет сделать вывод о том, какая ведущая модель военного профессионализма должна определять содержательную основу модернизации пограничного ведомства.

Для решения поставленных в исследовании научных задач был проведен анализ документов и экспертный опрос специалистов в сфере военной, политической и пограничной безопасности, руководящий состав и научный потенциал Пограничной службы Республики Казахстан. В опросе приняли участие 15 ведущих казахстанских, украинских и российских специалистов указанного выше профиля. Опрос проводился по методике «Делфи», в течение ноября-декабря 2018 года. Перед экспертами была поставлена задача концептуализации перспективныхнаправлений развития Пограничной службы в Казахстане, а также развития теории и практики охраны Государственной границы в контексте реализации программы «Казахстан - 2050».

В соответствии с общим замыслом исследования, экспертам был задан вопрос: «Каким Вы видите будущее Государственной границы Республики Казахстан в 2050 году?». Преобладающей точкой зрения стала следующая: «скорее всего, приоритет получат «гибкие, умные государственные границы», рассчитанные на создание наиболее эффективных форм межгосударственного сотрудничества, поддержание взаимовыгодных экономических отношений, усиление тенденции к межгосударственной интеграции государств». При этом, было определено, что вариант «жестких государственных границ» не будет игнорироваться окончательно. Возможна, в определенной степени интеграция обоих вариантов, при реализации творческого подхода к охране государственных границ, учете изменения обстановки и усилении значимости технических средств охраны границы.

Характеризуя ключевые факторы, определяющие в данное время и которые будут определять в дальнейшем, вплоть до 2050 года, модель функционирования Пограничной службы, эксперты отметили 2 группы факторов:

  • усложнение характера угроз, необходимость усиления охраны и защиты государственных границ;
  • актуализация совместных усилий пограничных ведомств государств по преодолению существующих угроз.

На вопрос, об оптимальной для Казахстана модели военного профессионализма, эксперты сошлись во мнениях, что это должна быть неоклассическая модель, в которой по степени значимости присутствуют признаки трех моделей:

  1. классической модели «профессионала-воина» - ориентирующую на готовность к победному участию в военных действиях, определяющую акцент на боевую подготовку военных специалистов;
  2. модели «профессионала-технолога» - подготовка специалистов с развитыми интеллектуальными компетенциями, способными осуществлять профессиональную деятельность в условиях возрастающего внедрения в практику службы достижений научно-технического прогресса;
  3. модели «профессионала-менеджера» - акцент на специалистов, отлично владеющих правовыми инструментами в деятельности, совершенствующих свои профессиональные и управленческие компетенции, в соответствии с тенденцией увеличения в Пограничной службе численности гражданского персонала и привлечения на службу женщин.

На вопрос о том, что должно быть определяющим в развитии технических средств охраны границы, эксперты ответили следующее:

  • необходимо делать ставку на простоту и надежность, экономичность, при этом технологичность и научную обоснованность применяемых технологий;
  • актуализируется значение дистанционных технологий, интеллектуализация технических средств, обеспечивающих эффективность охраны границы.

По мнению экспертов, основными угрозами для казахстанской границы к 2050 году будут оставаться: международный терроризм, религиозный экстремизм, наркотрафик, нелегальная миграция, конфликты близи границы, информационная безопасность, коррупция.

На вопрос, что необходимо предпринять руководству страны, чтобы уже сейчас обеспечить эффективной развитие Пограничной службы к 2050 году, эксперты ответили следующее. Необходима концепция Государственной границы, учитывающая достижения современного научного знания; современная система охраны и защиты государственной границы должна быть гибкой системой, способной перестраиваться, исходя из преобладающих вызовов и угроз национальной безопасности.

Таким образом, по результатам исследования было определено содержание модели военного профессионализма, применимой в развитии пограничного ведомства Казахстана: это неоклассическая модель, где «профессионал воин», «профессионал технолог» и «профессионал-менеджер» своими ведущими признаками профессионализма взаимоувязаны в функционировании гибкой, способной к оперативной перестройке структурных компонентов системы охраны и защиты государственной границы. Исходя из этого, могут быть концептуализированы и направления дальнейшего развития пограничного ведомства, модернизации её технического обеспечения, в том числе.

Техническая модернизация деятельности Пограничной службы должна идти по пути интеллектуализации технических средств, рассчитанных на различный характер угроз, обеспечивающих усиление охраны и защиты государственной границы. При этом, усиление барьерной функции границы должно быть реализовано в форме умных, гибких границ с учетом необходимости создания благоприятных условий для развития экономики страны, возможности использования потенциала совместных усилий пограничных ведомств приграничных государств по охране границы.Данная модель определяет направление технической модернизации Пограничной службы в сторону создания «умных границ», усиливающих, одновременно, барьерную и контактную функцию, и обуславливает необходимость привнесения интеллектуализации в процесс подготовки специалистов для пограничного ведомства Казахстана.

Список литературы

  1. Кудро Н.М.Современная социология военного образования и воинской службы: монография. – Алматы: АПС КНБ РК, 2017. – 204 с.-С.138.
  2. Huntington S. The Soldier and the State: The Theory and Politics of Civil-Military Relations. –Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press, 1957.
  3. Janowitz M. The Professional Soldier – Free Press Glencoe, 1964.
  4. Москос Ч. Новое мышление и военная политика. / Армия и общество. М.: Прогресс. - 1990. – 412 с.
  5. КарловаЕ.Н., ЧипизубовА.В. Эволюция армиикаксоциального института и понятия «военного профессионализма» в новейшей истории // Гуманитарные научные исследования. 2015. – № 1. – Ч. 2 – [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9266 (дата обращения: 30.04.2017).
  6. Шумов В.В. Введение в методологию погранологии и погранометрики. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 200 с. - С.4.
  7. Шумов В.В. Введение в общуюпогранометрику. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 200 с. - С.6.
  8. «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» от 14.12.2012. – [Электронный ресурс]. URL:http://akorda.kz/. Официальный сайт Президента Республики Казахстан.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail