gototopgototop

Изучение феномена селфи в современной социологической мысли

Ларионова Надежда Сергеевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры Философии и социологии Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: В статье дается анализ ряда отечественных и зарубежных социологических подходов к проблеме изучения феномена селфи.

Ключевые слова: Селфи, нарциссизм, критичность восприятия, самооценка, самоощущение, социальная одобряемость.

Феномен селфи как массовое явление появился сравнительно недавно. Однако в зарубежной социологической мысли он изучен в наибольшей степени, нежели в отечественной социологической теории. Поэтому в рамках данной статьи мы будем опираться на непереведённые работы ряда зарубежных авторов, а также на немногочисленные отечественные исследования.

История селфи, как уже было отмечено во введении, имеет долгую историю. Статья Н. Уэйда, Б. Роджерса и Б. Лингельбаха описывает сценические селфи, которые были сделаны пару сотен лет назад [6]. Д. Е. Ре, С. А. Ванг, Дж.С. Хи и Н. О. Рул в своей статье придерживаются мысли о том, что благодаря развитию феномена селфи, люди стали считать себя привлекательней, чем есть в реальности [2]. Основная идея их работы «Селфи-Снисходительность: Самоодобрение и искажение в восприятии Селфи» заключается в том, что «Селфи» может представить человека в лучшем образе. Помимо всего прочего, эта мысль обосновывает развитие нарциссизма у современного человека. Данное исследование представляется весьма актуальным: на основании результатов анкетного опроса, а также социологического эксперимента оно показывает различие в определении уровня самооценки людей из двух групп: люди, которые делают селфи и люди, которые не делают селфи. В ходе своего исследования авторы обнаружили интересную мысль – нарциссизм присущ в равной степени как тем, кто делает селфи, так и тем, кто не делает селфи. Однако те, кто делает селфи, считают себя привлекательнее на селфи, нежели чем на общих фотографиях или фотографиях, сделанных другими людьми. По оценке мнения экспертной группы, те респонденты, кто делают селфи, менее привлекательны, чем те, кто не делает. Однако те, кто делает селфи, считают свои фотографии лучше, чем другие. Таким образом, среди тех, кто делает селфи, были выявлены значительные перекосы и искажения в самоощущении: и в своей привлекательности, и в оценке своих фотографий.

Отдельного внимания заслуживают те исследования, которые посвящены лицам детского и юношеского возраста, и значению селфи в их жизни. Общеизвестно, что критичность восприятия себя и окружающей действительности в более юном возрасте ниже, чем в зрелом. Для подростка важнее получить удачную оценку в определённом сообществе или социальной группе, чем для взрослого человека. Положительная оценка селфи подростка позволяет ему выделиться на общем фоне, получить более высокий статус в группе. Можно говорить о том, что селфи помогает человеку самоутвердиться, что весьма важно в юношеском возрасте.

Например С. А. МакЛин, С. Дж. Пакстон, Э. Х. Вертхейм, Дж. Мастерс в своей работе «Обработка селфи: редактирование фото как показатель неудовлетворённости своего тела среди девочек-подростков» [7] изучили влияние СМИ и различных социальных сетей на девушек, выкладывающих селфи в социальные сети. Результаты исследования, проведённого авторами, показали, что девушки, выкладывающие селфи в социальные сети, чаще имеют завышенную массу тела, не удовлетворены своей фигурой и регулярно сидят на диете. Кроме того, девочки-подростки, регулярно размещающие селфи в социальных сетях в большей степени подвержены влиянию СМИ.

К изучению явления селфи в молодёжной среде обращаются и отечественные учёные. В своей работе Д. Л. Демидов и А. В. Цветков на основании анкетирования проанализировали мнение студентов одного из Московских вузов. И в ходе своего исследования, они пришли к выводу, что у лиц с поведенческими аддикциями, а приверженность к селфи они считают показателем аддиктивного поведения, подход к морали становится более формальным, а не смысловым [10].

Помимо изучения популярности феномена селфи среди молодёжи, стоит упомянуть и обратное исследование – исследование, направленное на изучение молодёжи, которая избегает селфи и размещения своих фотографий в социальных сетях. А. Дхир в своей работе «Почему подростки избегают фототегов» [1] исследовал более пятисот индийских и пакистанских подростков. Изучается проблема того, что некоторые подростки избегают фотографий в социальных сетях. А. Дхир выявил шесть причин такого явление: разрушение ценностей, неприязнь, состояние беспокойства, родительский контроль, смущение и неудовлетворённость внешним видом.

Стоит обратить внимание на такое интересное явление, как задний фон в селфи-фотографиях. Развитие различных технологий и приспособлений позволяют значительно обогатить снимок селфи каким-либо фоном. Этот фон заслуживает отдельного внимания.

В работе «Изучение расстояния, местоположения и Стиль "Селфи" с мобильного приложения Self-Pano» [8] Т. Ф. Ли и В. Козасих рассматривают эволюцию селфи как явления, называя появление селфи-палки (монопода) серьёзным прорывом, а появление приложения для съёмки панорамных фото (Self-Pano) качественно новой ступенью, позволяющей индивиду значительно разнообразить и обогатить феномен селфи. В статье приведены результаты исследования, которые показывают, что чаще всего селфи-фотографы предпочитают уличные пейзажи.

Похожая проблематика затрагивается и в статье М. Магасика «Взгляд Селфи и Паломничество социальных медиа: два фрейма для концептуализации опыта социальных медиа с помощью туристов» [5]. В данной работе описывается, как селфи используются для того, чтобы поделится опытом путешествия. Эта статья касается личного использования социальных медиа для записи и обмена опытом путешественников, а также какое воздействие такие селфи оказывают на практику путешествий. Автор представляет две концептуальные рамки для понимания использования социальных медиа во время путешествия: во-первых, понятие «селфи взгляда» опирается на туриста, и его субъективное видение; во-вторых М. Магасик подчеркивает, как использование социальных медиа во время путешествий производит конкретный набор видов поведения, которые связаны с использованием Интернета путешественником.

В работе Демидова Д. Л., Цветковой Н. А., Цветкова А. В. селфи рассматривается как социальная саморепрезентация. Авторы описывают языковое и образное мышление как основу для обработки информационного посыла в проекцию социальной саморепрезентации. Способ самоподачи селфи в социальных сетях анализируется с точки зрения перехода на правополушарную стратегию, в основе которой лежит быстрый анализ больших массивов информации [11].

Подобный подход к селфи как к социальной репрезентации присутствует в статье Орех Е. А. и Сергеевой [12]. Их исследование нацелено на обобщение ряда социологических гипотез, объясняющих селфи как способ визуальной самопрезентации в онлайновом пространстве.

Виды селфи бывают разные. Например, К. Тииденберг и Э. Г. Груз отдельное исследование посвящают такой разновидности селфи как эротической фотографии своего тела [3]. Кстати, эротическая фотография является одной из трёх видов почв для конфликта в интернет пространстве: эротические фото, фото-шоппинг, фото, которое в дальнейшем будет использовано другими лицами. Об этом пишет в другой своей статье 2015 года К. Тииденберг [4].

В своей работе Е. А. Гринькова рассматривает селфи с точки зрения его социально-психологических и культурных характеристик. В её работе анализируется селфи как саморепрезентация индивида в виртуальном пространстве [9].

Итак, на основании всех вышеизложенных концепций, мы можем говорить о двух главных характеристиках селфи-фотографий: демонстрационность и нарциссизм, которые могут быть выражены в потребности фотографировать себя, своё тело, себя в пейзаже или в каком-либо событии. Наиболее привержены к селфи молодёжь и подростки. Селфи – это явление моды, форма виртуальной коммуникации, способ самовыражения индивида, а также показатель зависимости от фактора социальной одобряемости.

Список литературы

  1. Amandeep Dhir. Why Do Young People Avoid Photo Tagging? A New Service Avoidance Scale. Social Science Computer Review. 2016. – P. 1 – 18.
  2. Daniel E. Re, Sylvia A.Wang, Joyce C. He, and Nicholas O. Rule. Selfie Indulgence: Self-Favoring Biases in Perceptions of Selfies // Social Psychological and Personality Science. Vol. 7 No. 6 P. 1 – 9.
  3. Katrin Tiidenberg, Edgar Gómez Cruz. Selfies, Image and the Re-making of the Body // Body Society. 2015. Vol. 21 No.4 – p. 77 – 102.
  4. Katrin Tiidenberg. Boundaries and conflict in a NSFW community on tumblr: The meanings and uses of selfies // New Media & Society. – Vol. 18 No.8 – P. 1563 – 1578.
  5. Michelangelo Magasic. The ‘Selfie Gaze’ and ‘Social Media Pilgrimage’: Two Frames for Conceptualising the Experience of Social Media Using Tourists // Information and Communication Technologies in Tourism 2016. – Part II. – P. 173 – 182.
  6. Nicholas Wade, Brian Rogers, and Bernd Lingelbach. The first scientific ‘selfie’? // Perception. 2014. – Vol. 43, P. 1141–1144.
  7. Siân A. McLean, Susan J. Paxton, Eleanor H. Wertheim, Jennifer Masters. Photoshopping the selfie: Self photo editing and photo investment are associated with body dissatisfaction in adolescent girls. View issue TOC. 2015. Vol. 48, Issue 8. – P. 1132–1140.
  8. Teh Phoey Lee, William Kosasih. Exploring the Distance, Location, and Style of “Selfies” with the Self-Pano Mobile Application // New Contributions in Infor-mation Systems and Technologies. 2015. Vol. 1. – P. 875 – 884.
  9. Гринькова Е. А. Особенности самопрезентации молодежи юга России в социальных сетях // Science Time. 2014. – Выпуск № 12 (12). – С. 133 – 143.
  10. Демидов Д. Л., Цветков А. В. Особенности морально-этических представлений у лиц, приверженных к селфи // Научное периодическое издание «CETERIS PARIBUS» (психологические науки). – 2016. №5. – С. 70 – 71.
  11. Демидов Д. Л., Цветкова Н. А., Цветков А. В. Межполушарная асимметрия и процессы социальной самопрезентации // Инновационная наука. 2016. Выпуск №1 – 2(13) – С. 250 – 251.
  12. Орех Е. А., Сергеева О. В. Цифровое лицо и цифровое тело: новые явления в визуальном контенте социальных сетей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Социология. 2015. Выпуск №2. – С. 138 – 145.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail