УДК 821.512.154

Разные аспекты критериев художественности

Исмаилова Гулбарчын Карыбаевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры Филологического и социально-экономического образования Педагогического факультета Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына.

Аннотация: В статье проанализированы такие критерии художественных произведений как сознание, мышление, мировоззрение, историзм, эмоциональность, образ. Определены самые сложные аспекты писательского творчества.

Были сделаны выводы о разнообразии взглядов на художественность и о функциях писателя как наблюдателя, актера, критика, режиссера, редактора, дирижера, читателя, зрителя.

Ключевые слова: Сознания, мышления, мировоззрение, историзм, эмоциональность, образ, эффект, народные, художник, легенда, мифы.

Писателя волнует вопрос о том, как найти путь к уму и сердцу читателя, как эмоционально – ярко, образно – емко раскрыть глубокое социальное значение изображаемого, как сочетать социальный эффект художественного произведения с высоким уровнем художественности.

Как подчеркнул Ахунов Г.А. в своей статье «Социальный эффект художественного произведения» Критерий художественности восходит к личности писателя как совокупности многих качеств (таланта, гражданской зрелости и др.). Образ – сложная система контактов художника с обществом, с окружающим миром. Художественный мир, который в чем-то понятен писателю, но в чем-то загадочен, является синтезом и предполагает постоянное усложнение структуры произведения, что повышает возможность «неуправляемости», много вариантность решений и толкований [1.23].

Как ориентироваться художнику в системе ценностей?

Пишет ли он только по вдохновению?

Руководствуется ли ясной идеей?

Взгляды на художественность разнообразны, и более или менее ясно одно: писатель выполняет ряд функций (наблюдателя, актера, критика, режиссера, редактора, дирижера, читателя, зрителя). То, что обычно выдают за порыв, вдохновение, пафос, и есть сложный психологический процесс решения массы вопросы, ситуаций, аспектов. Регулятором художественного сознания и художественного мышления является мировоззрение, один из самых сложных вопросов писательского творчества [4.56].

Обычно мировоззрение рассматривается как нечто устойчивое, понятийное, рассудочное. Действительно, мировоззрение – сложное образование, строгая система взглядов. Но оно является также установкой на творчество, контролем над развитием замысла. Эстетическая реакция наличествует у художника со сложившимся мировоззрением. Это- пробный

камень художественных открытий или неудач. Можно знать материал, обладать эмоциональной чуткостью и при этом создать посредственное произведение. Один из основополагающих принципов социалистического реализма- историзм-одновременно является и важной методологической категорией. Он активно проявляется как в художественном постижении действительности, так и в осмыслении литературного процесса. В литературоведческой науке этот принцип применяется не только в изучении истории литературы. Он дает знать себя и в исследовании сущности литературы как особого рода познания объективного мира и человека, его отличия от научного познания. Важнейшая черта писательского творчества, отличающая его от труда ученого, заключается в художественности. Эта категория, как и вся сущность литературы, в разное время трактовалась по- разному. Эволюция взгляда на такие проблемы во многом связана с историзмом литературно- эстетического мышления, ибо историзм содействует более глубокому и правильному пониманию сущности и специфики конкретного писательского творчества и всей литературы. Все это особенно наглядно проявлялось в период формирования и становления реалистического метода [5.143].

Критерий художественности применим не только по отношению к отдельному произведению, но и к творчеству в целом. Исчерпал ли художник свои ресурсы? Не обязан ли искать новых путей? Опыт литературы убеждает: подлинный мастер испытывает творческую радость на протяжении всей своей жизни, имеет огромный запас прочности, умеет переключаться на новую тематику. Как правило, это писатели - энциклопедисты, сочетающие художническую практику с эстетико - теоретическими, социально – публицистическими выступлениями.

Анализируя произведении Г.Тукая Навигов Р.И. выводил: «Примечательно, что функции критерия художественности некоторые авторы стали передоверять образам творческой личности. Например, «Семь источников Алтынбике» Г.Баширова и «Край, куда прилетают журавли» М. Магдеева представляют новое веяние в татарской литературе, указывающее дорогу к диалогическому мышлению. Если обратиться к прогнозу, то, по-видимому, в будущем роль такой творческой личности повысится. Один из путей–символика, народные легенды, мифы, обновленная романтическая интеллектуальная форма, парадоксальное, подчас алогическое мышление и…по соседству научный стиль, научные доказательства и рассуждения. Все это по элементам рассыпано в советской многонациональной литературе».

Итак, какие же общие критерии художественности?

  1. Единство содержания и формы произведение. Художественный образ не существует вне определенной формы.
  2. Критерий хужожественной правды предусматривает неискаженное воссоздание действительности. Его компоненты: историзм, диалог, мышление, пейзаж и.т.
  3. Важным признаком художественности является оригинальность авторской манеры, его творческого почерка.

Перечисленные критерии составляют единую систему и лежат в основе оценки, считаются основными аспектами литературно-художественного произведения. Художественное произведение должно взволновать читателя. Сопереживание и сотворчество – самое главное предназначение художественного образа в литературе [3.78] .

Список литературы

  1. Ахунов Г.А. Социальный эффект художественного произведения. Критерий художественности в литературе и искусстве. Казанский университет.1984.
  2. Критерий художественности. Мир книг и литературы. https:prowriterslab.com.
  3. Навигов Р.И. Социальное значение деятельности Г.Тукая. 1984
  4. Нигматуллин Э.Г. Критерий художественности как регулятор творческого процесса писателя. Казань.1980
  5. Хасанов М.Х. Принцип историзма в определении критерия художественности. 1984.

Интересная статья? Поделись ей с другими: