"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

УДК 37.013.77

Проблемы мотивации к учебной деятельности у современных детей

Глухова Наталья Павловна – учитель иностранного языка Средней общеобразовательной школы № 411 Петродворцового района г. Санкт-Петербург; aспирант Ленинградского государственного университета имени Пушкина.

Аннотация: Образование всегда играло важную роль в обществе. В современном мире является необходимостью постоянное получение новых знаний. Формирование учебной мотивации может быть названо одной из центральных проблем образования. Актуальность данной темы связана также с обновлением содержания образования в современной школе. Трудно игнорировать тот факт, что уровень мотивации у учащихся неуклонно снижается. Основной целью данной работы освещение различных точек зрения педагогов и психологов на процесс формирования учебной мотивации, а также выявление методов и способов развития познавательного интереса.

Ключевые слова: Мотивация, учебная мотивация, мотивы, познавательный интерес, мотивирование.

Формирование учебной мотивации у школьников является важной проблемой современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Важность данной темы усиливается и тем, что в современном мире меняются не только стандарты и требования, но и сами дети - ребенок, идущий в первый класс, во многом отличается от своих сверстников каких-нибудь двадцать лет назад. В последние годы стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается у большинства учащихся.

А значит необходимо разобраться, что такое мотивация, почему происходит ее снижение и потеря у школьников, как формируется и работает мотивация к обучению, и что можно сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от процесса обучения и повысил успеваемость в школе.

Целью данной работы является изучение использования различных приемов и методов формирования учебной мотивации в зависимости от возрастных особенностей ребенка. Для этого были поставлены следующие задачи:

  • проанализировать литературу по проблеме мотивации
  • определить роль и место мотивации в учебной деятельности
  • рассмотреть особенности личности современного ребёнка
  • охарактеризовать методику формирования учебной мотивации
  • подобрать различные методы и приемы

Среди известных людей, занимавшихся проблемой особенности поведения и факторов, на него влияющих, можно встретить фамилии Ч. Дарвина, З. Фрейда, И. П. Павлова, Н. А. Бернштейна, П. К. Анохина, А. Маслоу, А.Н. Леонтьева. Также в данной работе будут приведены точки зрения на тему учебной мотивации замечательных русских педагогов и психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, И. П. Подласого, П.И. Пидкасистого, А. К. Марковой и других.

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. Среди отечественных психологов начала XX века, поднимавших вопросы о мотивации поведения человека, которые не утратили актуальности и в настоящее время, следует отметить, прежде всего, А.Ф. Лазурского, другой крупный отечественный психолог Н.Н. Ланге (1914) также рассуждал в своих работах о влечениях, желаниях и "хотениях" человека, в связи с вопросами о воле и волевых актах. В 20-х годах и позже вопросы мотивации поведения рассматривал В.М. Боровский (1927), Н.Ю. Войтонис (1929, 1935), стоявший на биологизаторских позициях. Нельзя оставить без внимания работы Л.С. Выготского, в которых он рассматривает проблему соотношения влечений и интересов, которая является ключом к пониманию психического развития подростка, и уделяет большое внимание вопросу о "борьбе мотивов".

В зарубежных исследованиях изучению мотивов также уделяется большое внимание. К. Левин понимал их как нечто самостоятельное и его несомненной заслугой является разработка, и применение экспериментального метода при исследовании мотиваций. Д. Берлайн разработал сложную систему мотивации, согласно которой потребность определяет ответы организма. В теории Д.К. Маккеланда говорится о том, что мотив это "стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний", видов удовлетворения или результатов. И. Аткинсон рассматривает поведение как, во-первых, ожидание чего-то и, во-вторых, ценности, превращающейся в мотив. В теории мотивации А. Маслоу отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации.

Основными в этой теме являются три термина: «мотив», «мотивация» и «мотивирование». Самое распространенное из определений мотивации звучит так: мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Движущими силами мотивации являются потребности. Под этим термином, с точки зрения теории мотивации, понимают ощущение неудовлетворенности. Потребность — это необходимое условие любой деятельности, возникшие потребности становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами.

Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-первых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Если сказать кратко, то мотив - это то, что побуждает деятельность, а мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.

Мотивационная система личности - общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.

Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. В школьной практике мотивация на учебу чаще всего выступает в форме интереса.

Мотивирование - это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов. Таким образом, можно сделать вывод, что в первую очередь окружающие ребенка взрослые должны помочь ему, опираясь на основные характеристики разных возрастных периодов и присущих им мотивов, а также на личностные особенности самого ребенка, сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к учению, основанную на природной потребности человека к познанию мира.

Для того чтобы выбор приёмов и методов формирования мотивации был разумным, целенаправленным и успешным, необходимо возрастные и психологические особенности детей.

Академик Д. И. Фельдштейн, обобщив фундаментальные академические исследования последних лет, выделил основные значимые изменения у современных детей и подростков, среди которых указаны резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста, рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий, уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы, снижение любознательности и воображения, недостаточная сформированность мелкой моторики, значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений, рост «экранной» зависимости, ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя, изменения в ценностных ориентациях подростков -нравственные, эмоциональные, культурные и общественные занимают в иерархии ценностей последние места.

При этом согласно современным стандартам (ФГОС) после девяти обязательных лет обучения учащийся должен осознавать и принимать ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, активно и заинтересованно познавать мир, уметь учиться и осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог.

Таким образом, мы имеем определённый диссонанс между желаемым и реальным образом ребёнка, который может и должен быть скорректирован. И формирование правильной мотивации у самого учащегося играет в этом немаловажную роль.

Но формирование правильной мотивации - это не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться, поэтому чтобы рассмотреть наиболее эффективные способы формирования учебной мотивации, необходимо понять из чего она складывается. Для этого мы рассмотрим способы формирования и виды учебной мотивации. А также выявим какие способы подойдут для формирования того или иного вида мотивации и их возрастные особенности.

В настоящее время существует несколько видов классификаций. Первый вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи.

Второй вариант классификации характеризует отношение мотивов и непосредственно учебной деятельности. Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае - процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними.

По мнению многих исследователей наиболее разработанной является классификация учебных мотивов по содержанию (направленности). В её основе лежит предложенное Л. И. Божович выделение двух основных типов учебных мотивов, имеющих разное происхождение и предметное содержание. Одни из них (познавательные), "порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения". Другие (социальные), "порождаемые всей системой отношений существующих между ребенком и окружающей его действительностью", лежат как бы за пределами учебного процесса.

А. К. Маркова дополняет классификацию Л. И. Божович и выделяет аналогичные группы учебных мотивов, дифференцируя каждую из них. Так, согласно её теории, к уровням (подтипам) познавательной мотивации относятся:

  • познавательные - широкие познавательные, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования;
  • социальные - широкие социальные, узкие социальные или позиционные мотивы.

В данной работе эти подтипы мотивации, а также приёмы и методы их формирования будут рассмотрены более подробно.

Широкие познавательные мотивы характеризуются ориентацией на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями. Эти мотивы также различаются по уровням, которые определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.). Если вернуться к проблемам современных детей, обозначенных академиком Д.И.Фельдштейном, то несформированность этого вида мотивации связана со снижением когнитивного развития, а также снижение любознательности и воображения.

Формирование широких познавательных мотивов характеризует в основном дошкольный и младший школьный возраст, может выражаться или проявляться в решении дополнительных задач по теме или задач повышенной сложности, обращении к взрослым за дополнительной информацией по определённой теме. При формировании широких познавательных мотивов можно и нужно обратить внимание на необычные виды занятий или формы уроков, такие как экскурсии, где ребёнок может в необычной обстановке познавать новое, знакомиться с окружающим миром, расширять кругозор. Подробно и с интересом отвечая на все его вопросы, находящийся рядом взрослый формирует у ребенка установку, что процесс познания нового - это интересно, важно. Также стимулируют возникновение учебного интереса различные виды игровой деятельности, задания повышенной сложности, ребусы, нестандартные задания, ситуация успеха, внимательное отношение к озвученным учениками идеям, которые могут способствовать повышению интереса к учебному процессу, во-первых, они могут быть очень ценными и полезными. Во-вторых, если отмахнуться от проявленной инициативы раз, другой, то в последствии могут пропасть идеи и желание совершенствоваться. От этого может пострадать весь результат.

Учебно-познавательные мотивы и их формирование происходит преимущественно в младшем школьном возрасте. Они ориентированы на усвоение способов добывания знаний, приемов их самостоятельного приобретения: интерес к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда. Формирование этого вида мотивации начинается еще в дошкольном возрасте, когда необходимо научить ребенка правильно планировать время и распределять нагрузку, учиться самостоятельно контролировать процесс учёбы. Если говорить о взаимосвязи этого вида мотивации с портретом современного ребенка, то это будут проблемы снижения желания активных действий, снижение произвольности, внутреннего плана действий, снижение избирательности внимания.

Здесь необходимо обратить внимание на формирование навыка самоконтроля, который очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться. Показателем психологической готовности является уровень развития произвольного поведения, то есть умение ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо, для этого важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. Пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для него важен контроль взрослых: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр.

Кроме того этот навык поможет и в борьбе с такой частой проблемой как невнимательность, которая является частой причиной ошибок. Важно научить ребенка проверять себя после того или иного вида деятельности - ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа. В таком случае количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Решить эту проблему в учебной деятельности можно различными способами - поиграть с ребенком в игры, в которых он будет выступать в роли педагога и проверять своё задание или своих одноклассников, либо организовать парную самопроверку. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов.

Следующим важным моментом при формировании учебной мотивации является оценивание сделанной работы родителем и учителем и адекватная самооценка ребенком самого себя. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе.

Мотивы самообразования ярче выражены в старшей школе и проявляются в ориентации на приобретение дополнительных знаний, и затем на построение специальной программы самосовершенствования. И это также связано со сферой когнитивного развития, самостоятельности в принятии решений, любознательности, развитии волевой сферы, позволяющей принимать решения и их осуществлять.

Для этого педагоги, воспитатели и родители должны стараться поддерживать все познавательные увлечения ребенка. В домашней обстановке, если ребёнку нравится химия — можно приобрести энциклопедию по химии, нравится музыка — записаться в музыкальную школу, посещать концерты, в учебной деятельности чаще рассказывать о взаимосвязи разных предметов либо посещать публичные лекции, выставки по интересующей ребенка тематике, учитывая при этом возраст, устраивать обсуждения и дискуссии на актуальные для учащихся темы, предлагая им самим найти дополнительные материалы, интересоваться тем, каковы впечатления, что понравилось, а что — нет в пройденной теме, знакомить с автобиографиями великих людей в тех областях, которые интересуют ребенка, обсуждать прочитанные произведения, задавая при этом вопросы, что заинтересовало, что помогло достичь успехов главному герою в профессиональной деятельности, смог бы так сам учащийся, в какой помощи он при этом нуждается. Целью данного вида взаимоотношений будет не только формирование данного подтипа мотивации, но и общение, в котором так нуждаются дети в наше время.

Социальные же мотивы имеют следующие подтипы:

Широкие социальные мотивы в основном характеризуют возраст средней школы, они включают в себя долг и ответственность; понимание социальной значимости учения, стремление получать знания на основе полезности обществу, подготовки к взрослой жизни, сюда может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии. Согласно исследованиям, мотивы учебной деятельности, а именно: широкие социальные мотивы, мотивы долга и ответственности, мотивы самоопределения и самосовершенствования вырабатывают у ребенка стремление не только занять позицию в отношениях с другими людьми, но и осознать способы сотрудничества, которые важны для развития мотивационной сферы личности. Формирование этого вида мотивации связано с ценностными ориентациями детей - нравственными, культурными и общественными.

Большинство психологов указывают, что широкие социальные мотивы формируются благодаря причастности школьников к общественно-значимой и общественно-полезной деятельности, в ходе сотрудничества с окружающими. Исследователи также подчеркивают, что для развития широких социальных мотивов учения в младшем школьном возрасте необходимо включать ребенка в активные виды учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности, а также в различные виды общественных взаимодействий со взрослыми и сверстниками возможность осознать ценность совместной учебной деятельности со взрослыми и сверстниками. В перспективе подобный опыт сотрудничества может препятствовать развитию непродуктивного стремления ребенка обособляться и действовать индивидуально. Таким образом это будет способствовать решению такой распространённой проблемы, как отсутствие умения общаться - отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.Также необходимо указать роль семьи в складывании мотивов этого подтипа. Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.

Узкие социальные или позиционные мотивы опираются на стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. У детей эти мотивы чаще проявляются в начале подросткового возраста или в средней школе. В формировании этого подтипа мотивации поощрение играет немаловажную роль. Хвалить ребёнка за успехи и достижения означает создание положительного подкрепления достигнутых результатов. Важно поощрять ребенка за хорошую учебу, это можно делать в семье и в школе с помощью совместных походов (в цирк, на каток, в боулинг и т.п.), кроме того попутно решается еще одна важная задача: интересное общение со ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной или классной системы.

В этой же плоскости находится и внимание к каждому учащемуся в рабочих моментах. От поощрения вниманием некоторые учащиеся начинают работать с удвоенной энергией. Важно не упускать момента и вовремя хвалить учащихся за качественно выполненные задания, выслушивать внимательно все предложения, поощрять за успехи, и классный коллектив в целом и каждый ученик в отдельности будет с большим удовольствием выполнять задания и реализовывать свои возможности. Приемлемы разные виды похвалы - почётная грамота, устная благодарность, фотография на доске почёта. Гордость за чётко выполненную задачу, достигнутый результат, жажду славы, желание быть лучше других ещё никто не отменял.

Мотивы социального сотрудничества опираются на различные способы взаимодействия с другими людьми, стремление общаться и взаимодействовать с другими людьми, осознавать и анализировать способы и формы сотрудничества. Работа с этими мотивами направлена на решение таких проблем, как ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя, эмоциональный дискомфорт, низкая социальная компетентность.

Очевидно, что на развитие ребёнка оказывают влияние окружающие люди, поэтому, если большинство друзей или одноклассников будут активными, хорошо учиться, ребёнок обязательно будет стараться быть не хуже - закон социальной психологии. Для формирования правильного окружения можно предложить записать ребёнка в интересную секцию или кружок, найти информацию про различные общественные организации, клубы, организовать посещение этих мест и знакомство с их работой - как правило, дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу. Необходимо вовлекать детей в работу в группах и парах на уроках и внеурочной деятельности. Родителям же в этой ситуации можно порекомендовать, узнать подробнее про ребят в классе, кто там лидер, сколько отличников, как к ним относятся. Окружение ребенка должно стимулировать его к новым успехам.

На основе выбранной классификации подтипов учебной мотивации А. К. Марковой были выбраны приёмы формирования мотивации актуальные для разных возрастных этапов. Безусловно, правильно выбранные методы и приёмы помогут сформировать мотивацию к учению, что поможет ребёнку уверенно идти к своим целям, выбирать способы достижения целей, а также чувствоать себя комфортно и уверенно в современном образовательном поле.

Это не может быть только задачей педагогов или только родителей — необходим комплексный подход и работа, которая будет проводиться с ребёнком, начиная с дошкольного периода. В двадцать первом веке задача родителей и учителей остается прежней: помочь детям стать счастливыми и успешными. В связи с резкими изменениями жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и как следствие, переживание эмоциональной напряженности, интерес российских психологов к изучению мотивации в последнее десятилетие существенно усилился. Способность побуждения себя к выполнению действий чрезвычайно важный жизненный навык, с которым мало что может сравниться по силе влияния на качество жизни. Причины отсутствия мотивации могут быть разными: прошлый неудачный опыт (два раза не получилось, третий раз не буду и пытаться), трудности в учебе (если детей не научили их преодолевать). Все это становится возможным через изучение принципов мотивации, которая является одной из форм побудительной энергии для развития личности. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Список литературы

  1. Безруких М. Какой он – современный первоклассник?// Школьный психолог. - 2013. - №2
  2. Буданцова А.А. Современный ребенок: новый тип сознания. Актуальные проблемы педагогики, 2012
  3. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62-68.
  4. Герасимова, А. С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии / А. С. Герасимова // Институт психологии РАН, 2006
  5. Гобова Е., Игнатова О. Психологический портрет поколения. Типология представлений о себе // Школьный психолог. 2007. № 6.
  6. Ильин, Е. П. Мотивы человека (теория и методы изучения) [Текст] / Е. П. Ильин. — Киев: Вища школа, 1998. — 263 с.
  7. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя [Текст] / А. К. Маркова. –– М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  8. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхина. – М.: Педагогика, 1984. – 144с. – (Педагогическая психология).
  9. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении [Текст] / П. И. Пидкасистый – М.: Просвещение, 1992. — 260 с.
  10. Поколение в памперсах или коллективный портрет современного дошкольника. Круглый стол // Дошкольное образование. 2001. № 9.
  11. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Бюллетень ВАК Минобрнауки России. 2010. № 4. С. 20-32.
  12. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике : научное издание / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1971. — 352 с.: ил., табл.
  13. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Владос, 1999. — 360 с. - (Серия "Сам себе психолог").

Интересная статья? Поделись ей с другими: