"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

УДК 373.3

Проявление креативности младших школьников

Жолдошова Бибигуль Алайчиевна – старший преподаватель Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева.

Аннотация: Креативность – одна из ведущих жизненных потребностей личности в преобразовании действительности и является одной из важных характеристик самоактуализации. Младший школьный возраст сензитивный период для креативности и пик ее развития приходится на возраст 8 лет. Творчество и творческое воображение ребенка в младшем школьном возрасте особенно ярко проявляется и развивается в игре и рисунке, конкретизируясь в целенаправленном игровом или художественном замысле. Условиями развития креативности является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие креативности младших школьников.

Ключевые слова: Креативность, творческое мышление, младший школьный возраст, способность, мышление, воображение, развитие.

Младший школьный возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей («ребенок – взрослый – задача»). Именно во взаимодействии со взрослыми ребенок развивается как личность, развивается его творческое мышление, креативность ребенка.

Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Понятие «креативность» чаще всего связывается с понятием творчество и рассматривается как личностная характеристика.

В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности и креативности. В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребенка. Начинается эта перестройка с интенсивного развития интеллектуальной сферы. Основное направление развития мышления в школьном возрасте – переход от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему мышлению. Согласно положениям Л.С. Выготского о системном характере развития высших психических функций, в младшем школьном возрасте «системообразующей» функцией является мышление, и это сказывается на других психических функциях, которые интеллектуализируются, осознаются и становятся произвольными.

Л.С. Выготский рассматривает личность как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества. Креативность – характеристика личности, свидетельствующая о способности к творчеству [3].

Айзенг Г.Ю. определяет креативность как процесс решения проблем, начинающихся с появления чувствительности к проблемам (ощущения дефицита или несоответствия имеющейся информации), обнаружения и определения (формулирования) проблем, выдвижения гипотез о возможных способах решения, их проверку, изменение или отклонение, выдвижение и проверку новых гипотез, нахождение решения (решений) и формулирование, интерпретацию и сообщение (публикацию) результатов [1].

По мнению Л.И. Божович, смысл всего онтогенетического развития заключается в том, что ребенок постепенно становится личностью. Из существа, усваивающего накопленный человеческий опыт, он превращается в творца этого опыта, создающего те материальные и духовные ценности, которые кристаллизируют в себе новые богатства человеческой души [4, с. 52].

В младшем школьном возрасте дети удивительно легко осваивают очень сложные умственные навыки и формы поведения (чтение, счет в уме), что свидетельствует об огромных резервах детской восприимчивости и больших возможностях именно формального, игрового подхода к окружающему.

Мышление ребенка проявляется очень рано, во всех тех случаях, когда перед ребенком возникает некоторая задача. Задача эта может возникнуть стихийно (придумать интересную игру), а может быть предложена взрослым специально для развития мышления ребенка.

По мнению Холодная М.А., любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он вынужден оперировать знаниями, а при возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Ребенок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует с ней в своем воображении [5, с. 25].

Креативность – это творческая одаренность, которая способствует порождению необычных идей и помогает быстро решать проблемные ситуации. В психолого-педагогической литературе понятие «творческая деятельность младших школьников» определяется как продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом [2, с. 59].

Придерживаясь позиции исследователей, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которого является результатом обучения творческой деятельности младших школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников: творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности.

В детском возрасте креативность проявляется более ярко, но с возрастом потребности в проявлении креативности уменьшаются, так как взросление требует более жестких форм поведения.

Креативность в детском возрасте в различные возрастные периоды развивается и изменяется неравномерно. Сензитивным периодом для креативности считается дошкольный и младший школьный возраст и пик ее развития приходится на возраст 8 лет. Творчество и творческое воображение ребенка в младшем школьном возрасте особенно ярко проявляется и развивается в игре и рисунке, конкретизируясь в целенаправленном игровом или художественном замысле.

Важным моментом в развитии творческих способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей, при этом «многоплановость и разнообразие» видов деятельности, в которые одновременно включается ребёнок, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей.

Переход к обучению в школе является фундаментальным фактом, формирующим личность младшего школьника и постепенно перестраивающим его познавательные процессы. Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Здесь требуются такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

У младших школьников, необходимо выявлять и развивать интеллектуально-творческие задатки. Эффективны развивающие игры и комплекс методов фантазирования (с придумыванием сказок) и развития творческого воображения. Необходимо пробудить к жизни ту устремленность к самореализации и самоактуализации, которая заложена в каждом и может стать источником гармонии личности.

Таким образом, одним из социально-педагогических условий развития креативности является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие креативности. В противном случае можно говорить о постепенном снижении этого высшего процесса мыслительной деятельности.

Поэтому важно отметить, что если учитель в младших классах не уделяет развитию креативности достаточное количество времени, то даже самые творческие дети могут потерять нестандартность своего мышления в ходе объема выполнения домашних заданий и нехватки времени. В период развития ребенка от младшего до среднего школьного возраста усиливается взаимовлияние внимания и интеллекта. Именно поэтому в этот период особенно важно стимулировать развитие креативного, нешаблонного мышления.

Креативность – деятельность, продукт которой есть «нечто новое», оригинальное, «никогда ранее не бывшее», это может быть «вещь» материального или духовного мира, способ деятельности, знание и т.п., как самого субъекта творчества, так и других людей.

Ребенок, способный к креативности, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение.

У детей младшего школьного возраста появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более взрослое положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и для окружающих деятельность. Это реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности [7, с. 19].

Наивно-игровой характер познания, органически свойственный детям этого возраста, обнаруживает вместе с тем огромные формальные возможности детского интеллекта. При недостаточности жизненного опыта и лишь зачаточности теоретико-познавательных процессов особенно очевидно выступает умственная сила детей, их особая расположенность к усвоению.

Творчески одаренные люди востребованы в любых сферах деятельности (науке, производстве, бизнесе, рекламе). Научные изобретения, новые товары или услуги, успешные предприятия (фирмы, проекты) – все это продукт деятельности креативных людей, способных нестандартно мыслить, находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Развивать креативные способности надо начинать уже в детстве.

Развитие творческого потенциала личности требует не только определенных способностей и задатков, но и комфортных условий их развития и формирования. Существуют дети, не опережающие своих сверстников по общему развитию, но выделяющиеся своеобразием, оригинальностью, самостоятельностью методов работы.

Для детей с творческим потенциалом много значат условия обучения и воспитания. Если эти условия таковы, что затрудняют самовыражение, т.е. ни семья, ни школа не способствуют раскрытию и реализации возможностей учащихся, то у детей могут возникнуть черты тревожности. Нестандартность, оригинальность мышления легко спутать с оригинальничанием как средством самовыражения, а тягу к самостоятельности с самоуверенностью и негативизмом. Поэтому творческие дети часто оказываются в положении «нежелательных» и «неодобряемых» учеников.

Чтобы не мешать проявлению креативных способностей детей, а, наоборот, стимулировать их развитие, педагоги и родители должны позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем. Наилучшей может быть такая ситуация, когда на каждого ребенка смотрят как на индивида с особыми возможностями, дарованиями [6].

Развитие креативной личности происходит иначе развития обычных людей, но для полного раскрытия творческого потенциала нужны благоприятные и гармоничные условия развития. [2, с.71]. Для полноценного развития креативной личности ребенка необходимо расширять доступный детям набор интеллектуальных действий, поощрять активное продуцирование идей, причем самых разнообразных и необычных.

Человеческая уникальность самым тесным образом связана с проблемой творчества. Креативность предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения.

Таким образом, креативные проявления ребенка – это те его проявления, в которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность. Необходимо, чтобы любой урок был направлен на развитие творческих способностей учащихся.

Список литературы

  1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд //Вопросы психологии. – 1995. – №1. – С.97-101
  2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М.: Аспект - Пресс, 2000. – 376 с.
  3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
  4. Линдснай Г. Творческое и критическое мышление: Хрестоматия по общей психологии. – М., 1981. – 354 с.
  5. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М.: Академия, 1997. – 362 с.
  6. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. – М.: Академия, 1998. – 490 с.
  7. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. – 1994. – №5. – С.37-40.

Интересная статья? Поделись ей с другими: