"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Управление рисками в закупках

Шмыткин Владислав Александрович – магистр Тюменского индустриального университета.

Аннотация: В данной статье рассмотрены классические для теории финансового менеджмента методы управления финансовыми рисками с учетом специфики системы государственных закупок. Раскрыты ключевые признаки системы госзакупок, оказывающие влияние на финансовые риски данной системы. На базе характерных особенностей системы рассмотрены отдельные методы управления рисками.

Ключевые слова: Финансовые риски, госзакупки, контракт, менеджмент.

Для любой системы финансовых взаимоотношений характерно существование финансовых рисков, под которыми традиционно понимаются те риски, которые связаны с вероятностью возникновения финансовых потерь. Необходимо отметить, что в настоящий момент в исследованиях, посвященных финансовым рискам в системе государственных закупок, научные принципы изменены основное внимание уделяется классификации рисков, их описанию, в то время как чрезвычайно актуальным, по нашему мнению, вопросам управления подобными рисками уделяется недостаточно.

По нашему мнению, в качестве важнейших особенностей системы государственных закупок с точки зрения управления финансовыми рисками следует рассматривать:

  1. неизменность условий контракта после его заключения и, прежде всего, цены контракта
  2. невозможность «дробления» государственных контрактов
  3. существование стандартизированных процедур, связанных с заключением и исполнением государственных контрактов, что в определенной степени снижает гибкость системы государственных закупок в целом
  4. использование обязательной системы финансовых гарантий

В Российской Федерации, целесообразно проанализировать традиционные методы управления финансовыми рисками.

Итак, в общем случае диверсификация как метод управления рисками предусматривает распределение рисков по различным видам активов, при этом в системе государственных закупок она может рассматриваться как распределение рисков, в том числе и финансовых, между отдельными государственными контрактами, что дает возможность снизить уровень их концентрации. Остановимся на закупках с привлечением субъектов малого предпринимательства. Учёные отмечают, что закупки «малого объёма» предусматривают возможность широкого количества участников – представителей малого и среднего предпринимательства. Но выход на рынок закупок новых поставщиков предполагает тщательную оценку возможных рисков. Очевидно, что возможен риск того, что поставщик, недавно вышедший на рынок, не всегда исполняет контракт надлежащим образом. Анализ правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что к возможным причинам рассматриваемого риска можно отнести:

На основе портала поставщиков мы можем рассмотреть алгоритм, который включает в себя 7 шагов. [2, c.5]

шаг 1 – необходимо получить электронную подпись;

шаг 2 – зарегистрироваться на «Портале поставщиков»;

шаг 3 – войти в личный кабинет;

шаг 4 – опубликовать оферту;

шаг 5 – получить проект контракта от заказчика;

шаг 6 – согласование и подписание с заказчиком проекта контракта;

шаг 7 – получить подписанный заказчиком контракт.

Выделяют четыре различных стратегии управления рисками:

  • методы уклонения от риска (отказ от рискованных проектов, работа только с надежными контрагентами);
  • методы локализации риска (контроль наиболее опасного участка деятельности, источника риска);
  • методы распределения риска (уменьшение влияния риска на деятельность путем привлечения к решению общих проблем партнеров, а также применения диверсификации риска);
  • методы компенсации риска (применение механизмов предупреждения опасности), таким образом, при ответственном подходе к выбору решения в ситуации риска, в первую очередь необходимо идентифицировать риск и провести анализ, затем оценить риск в каждой имеющейся альтернативе; принять соответствующее целям и интересам предприятия решение; принять меры по снижению степени риска; и, наконец, произвести анализ и оценку результатов принятого решения. Научный подход, рассматривающий совокупность этих действий и мер представляет собой риск менеджмент.

Большинство существующих исследований на тему риск-менеджмента предлагает использовать для управления рисками математические, статистические, вероятностные и другие инструменты. Для идентификации и определения взаимного влияния рисков строятся матрицы рисков, где определяется вероятность возникновения риска где применяются нечеткие грифовые модели далее для оценки самого риска используется некоторый математический аппарат с последовательными преобразованиями и расчетами, выполненными на основе экспертных оценок. Прогнозирование риска происходит посредством обхода дерева принятия решений, созданного на основе выполнения исследуемого процесса с учетом данных, участвующих ресурсов, длительности задач и некоторой контекстной информации, например, частоты повторения процесса Управление рисками осуществляется на основе моделей планирования, например, рыночной модели

Управление банковскими рисками осуществляется с помощью финансового и организационно-финансового механизмов Минимизация ущерба и обеспечение управляемости политических и информационных рисков производится за счет страхования, экспертной деятельности и институционализации Для управления медицинскими рисками используют предупредительные организационно-технические меры с целью снизить вероятность наступления риска или размер возможного ущерба Выявление и управление стратегическими рисками на уровне страны осуществляется посредством проведения социологических опросов, использования экспертных оценок и принятия различных мер через политические, правовые и организационные рычаги [1, c.2] В некоторых случаях методы принятия решения в условиях риска разрабатываются и обосновываются в рамках теории статистических решений, используются приемы теории игр. Это возможно, когда риск представлен в виде матрицы вероятностей ожидаемого среднего риска. управляющая рисками организация - выбирает стратегию, которая обеспечивает ему минимальный средний риск

Многие из приведенных выше методов выявления, оценки и управления рисками эффективны, но не позволяют провести моделирование деятельности и увидеть все возможные варианты развития процесса с учетом влияния рисков. Чтобы это стало возможным, воспользуемся комбинацией двух методов, позволяющих управлять рисками, а именно: бизнес-процессы и имитационное моделирование. Данный подход относится к методам компенсации риска, является трудоемким, но позволяет наиболее точно выявить необходимые меры для предупреждения рисковой ситуации. Построение моделей бизнес-процессов, с целью последующего имитационного моделирования, позволяет учесть все возможные пути развития процесса, на которые могут повлиять риски. Представление сложного процесса в виде модели, ориентированной на оценку и управление рисками, позволяет сконцентрироваться на минимизации вероятности наступления риск-фактора или снижении его неблагоприятных последствий. Моделирование дает возможность подробно проанализировать процесс, выявить слабые места, наиболее подверженные возникновению рисков и разработать программу управления рисками. [1, c.3]

Имитационное моделирование бизнес-процессов в процессе управления рисками необходимо применять на этапе анализа риска, его оценки и, далее, управления риском. Имитационное моделирование позволяет рассмотреть альтернативные пути развития процесса, оценить влияние реализации риска на результат и показать меры, которые необходимо принять для минимизации влияния риска. Впоследствии, на основе результатов моделирования, можно выбрать окончательное решение проблемы, возникшей при угрозе риска процессу.

Говоря об управлении рисками на основе бизнес-процессов и имитационного моделирования, стоит отметить, что деятельность по управлению рисками является существенной в отношении поддержания бизнес-процессов организации. В достижении изначально поставленной цели процесса всё чаще решающим фактором становится способность организации предотвращать риски, а также оперативно и адекватно реагировать на возникающие угрозы. Для того чтобы справиться с этими проблемами, компании описывают и моделируют бизнес-процессы и применяют подходы к управлению рисками. [3, c.2]

Таким образом, данная работа ориентирована на управление рисками посредством построения моделей бизнес-процессов и имитационного моделирования построенных бизнес-процессов с целью проведения экспериментов с изменяющимися параметрами рисков и процесса.

Список литературы

  1. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ
  2. Гладилина И.П. Управленческая компетентность заказчиков и профессиональный стандарт специалистов в сфере закупок. Фундаментальные исследования. 2016. № 5 (часть 1). С. 101-105.
  3. Гладилина И.П. Методологическое сопровождение развития профессионализма заказчиков как проблема кадрового обеспечения сферы закупок. Право и образование. 2016. №9.

Интересная статья? Поделись ей с другими: