"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Роль межкультурного диалога и российской идентичности в современном обществе

Дагаев Магомед Ихванович – заведующий практиками Грозненского государственного нефтяного технического университета имени акад. М.Д. Миллионщикова.

Аннотация: Гражданская ответственность молодежи является серьезной проблемой современного общества. В статье рассматривается понятие гражданской идентичности и подчеркивается необходимость государственной политики формирования гражданской идентичности молодого поколения. Молодежь представляет собой инновационный потенциал общества, поэтому формирование ее гражданской идентичности и патриотизма является одной из приоритетных задач современного государственного управления.

Ключевые слова: Идентичность, межэтнический, гражданская идентичность, современная российская молодежь, самосознание и самопознание личности, идентификация, патриотизм, социализация.

Межэтнический и межконфессиональный мир является важнейшим условием развития нашей страны, прогресса в экономике и социальной сфере, укрепления геополитических позиций на международной арене. Народы России живут бок о бок на протяжении сотен лет. История нашей страны - это летопись героизма и славных дел сынов народов, населяющих российское государство и самоидентифицирующих себя частью огромной и сильной страны. Задача органов власти любого многонационального государства сделать комфортной жизнь для каждого человека, независимо от его национальной принадлежности и вероисповедания. Межконфессиональный мир и согласие должны быть доминантой в построении гармоничного общества. В противном случае, ксенофобия и межнациональная рознь разбудят центробежные силы, которые неминуемо приведут к распаду государства. Необходимо отходить от использования в обиходе термина «Толерантность». Народам России нужно не учиться терпеть друг друга, а уважать, лучше узнать друг о друге, вести диалог. Этнический и религиозный факторы являются факторами национальной безопасности, что отражено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Построение эффективного межкультурного, гуманистического диалога не является абстракцией, чем-то недостижимым, проблемой второго или третьего порядка. На самом деле межэтнический диалог, основывающийся на многовековой общей истории и культуре, синергии обычаев и традиций - важнейший инструмент противодействия текущим внутренним вызовам и внешним угрозам.

Ни для кого не секрет, что страна сегодня переживает тяжелые испытания. И в нынешних условиях достижение стратегических задач власти возможно только при единстве народа, состоящего из более, чем 190 этносов, и наличии межкультурного диалога - развивающегося, протекающего в рамках взаимного уважения процесса интерактивного обмена между индивидами, группами, организациями с различными культурными корнями и мировоззрениями. Достижению этих задач должно способствовать формирование единого образовательного пространства, которое является основанием поиска и выработки новых моделей гражданской консолидации, призванных сменить общесоветскую культурную идентичность и исправить ошибки в конструировании общероссийской идентичности.

По словам одного из основателей этносоциологии в российской науке Дробижевой Леокадии Михайловны, «в идеологической ориентации правительством новой России был использован характерный практически для всех государств прием — попытка создания надэтнической, надрелигиозной идентичности. Но этот прием удается, если механизм его реализации основывается на знании реальных явлений и событий, условно говоря, пространственных и содержательных фрагментов в жизни общества, которые солидаризируют или разделяют группы». [1]

Требования в плане сформированное российской гражданской идентичности, предъявляемые к выпускникам общеобразовательных организаций отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах, обеспечивая при этом единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

В этой связи особый интерес представляет предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в составе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Предмет преподается в российских школах с 2012 года и успешно решает задачи формированию у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Сегодня представляется необходимым разработка и включение в базовую часть стандарта высшего образования по направлениям подготовки бакалавра модуля-дисциплины со схожими педагогическими целями и требованиями к результатам освоения. Тандем «ОРКСЭ» в школе и модуль, содержание которого бы отражало этническое и культурное многообразие современной России, стали бы единой учебно-воспитательной системой, нацеленной на формирование российской гражданской идентичности.

Обязательность изучения нового модуля в рамках стандартов позволит усилить охват обучающейся молодежи государственной политикой в сфере межнациональных отношений.

Модуль органично встроится в воспитательный процесс в вузе и, несомненно, окажет положительное влияние на формирование достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу.

Именно на плечах современной молодежи лежит задача создания эффективных площадок для общения представителей разных этносов на универсальном языке - языке культуры и искусства, понятному каждому. Подрастающему поколению нужно дать стимулы к проведению различных научных, просветительских и культурных мероприятий, иллюстрирующих многообразие поликультурного общества.

А ответ на ключевой вопрос «Что же является основой для формирования российской гражданской идентичности?» достаточно прост – вызывающие чувства гордости и сопричастности наша общая история, наши достижения в науке, образовании, культуре и спорте!

Список литературы

  1. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. – М., 2003, с.72
  2. Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. 2013. Молодежь как носитель гражданственности и ее роль в современной России. – Политические науки, № 8.

Интересная статья? Поделись ей с другими: