"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Актуальные проблемы развития детей через музыкальное воспитание в современной системе дошкольного образования

Абдыкадыров Асхат Абдыкадырович – аспирант Бишкекского гуманитарного университета имени К. Карасаева.

Научный руководитель: Токсонбаев Рыскелди Нурманбетович – доктор педагогических наук, профессор Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына.

Аннотация: В статье указаны, проблемы в социализации личностных качеств современного дошкольника на современном этапе, создание поликультурной среды и ориентирование в разных областях музыкальной культуры, создание целостного восприятия в музыкальном пространстве. Возрождение национального фольклора. Отражение национального фольклора, импровизации и музицирования в формировании и обеспечении музыкальной духовной культуры. Эффективное использование инновационных технологии учитывающие индивидуальные особенности воспитанников.

Ключевые слова: Поликультурная среда, национальный фольклор, музицирование, импровизация, музыкальное пространство, инновационные технологии, инициатива.

Широко внедряемые инновационные технологии, отвечающие современным требованиям и изменениям в общества повлияли на все уровни педагогики, том числе и на музыкальное воспитание. Музыкальное воспитание оказывает положительное влияние на развитие ребенка: формируется эмоциональное восприятие, мышление, быстро реагирует на изменения, происходящие в обществе, учится оценивать красоту в искусстве и музыке.

Внедрение национальной культуры, национального фольклора, местных обычаев и традиции в процессе музыкального воспитания – формирует первоначальные представления о музыкальном искусстве, знания о культуре и жизни страны, вносит важные изменения в жизни у подрастающего поколения. Главная задача дошкольных учреждений - познакомить воспитанников с народной музыкой: тем самым развить в них творческую инициативу и сознательную активность, прививая в них ценности и культурное наследие, отвечающее потребностям общества.

Основы музыкального воспитания ребенка необходимо начинать с дошкольного возраста - современная научно доказанная теория. Для развития музыкальных способностей воспитанник должен иметь опыт чувствовать музыкальный ритм, получать эмоции, различать музыкальные жанры. Музыка и общество имеют тесное взаимодействие, и воспитанник, не изолируясь от общества, развивается вместе с социумом. Его музыкальное развитие также развивается параллельно с общественностью. Поэтому, чем больше в нем вырабатывается общественная информация, тем больше развивается и формируется музыкальная зона.

В настоящее время музыкально – воспитательная работа в дошкольных учреждениях осуществляется не только с использованием специальных программ для музыкального воспитания, но и внедрением национального фольклора, народных традиций.

Главная задача музыкального специалиста - познакомить малышей с всемирно известными зарубежными музыкальными произведениями в мире музыки, а также с древней музыкой казахской нации, произведениями для современных детей. Организация свободного общения ребенка с раннего возраста в национальном искусстве и культуре – одно из главных задач в направлений музыкального воспитания.

Так как молодое поколение живет в поликультурной среде, дети осваивают поликультурные знания при познании культуры друг друга. Поликультурное образование получает приоритет в отношении опровержения миниэтнических государств.

Музыкальное воспитание в казахском государстве направлено на межнациональную интеграцию и взаимоуважение культурных ценностей, традиций и обычаев народов, проживающих вместе с молодым поколением.

В музыкальном воспитании необходимо обратить внимание на использование всех видов детской музыкальной деятельности, не отступая от программы для музыкального воспитания. Проведение дополнительных занятий с соблюдением всех требований программы: формирует у малышей эстетический вкус и глубокое понимание искусства и красоты в жизни, повышает качество и эффективность музыкальных занятий. Обеспечить воспитанников дошкольных учреждений необходимыми материалами, использовать новые методы и по собственной инициативе добиться совершенствования музыкального воспитания.

Часть музыкального воспитания - играть на детском инструменте. Использование системы «детская музыка» для детей младшего возраста немецким композитором Карлом Орфом приводит к процессу импровизации и простому музицированию в музыке. Использование этой системы развивает фантазию, творчество, импровизацию детей.

К сожалению, в действующих государственных программах дошкольных учреждений фонд образования для музыкального воспитания нуждается в частичной обработке. В том числе требуется пополнение музыкального фонда для казахскоязычных групп. В связи с этим возникают проблемы музыкального специалиста. В дошкольных учреждениях нет казахских народных инструментов для детей. В эпоху развития современных технологий, помощь предоставляет интернет. Но, конечно, каждое новое учение будет полезно представить в сознании ребенка, визуально.

Одним из актуальных проблем современного дошкольного воспитания является дать молодому поколению представление об искусстве, традициях и обычаях казахского народа.

Как показано в трудах С. Калиева: до сих пор не теряет смысла слова нашего народа о том, что нужно воспитывать ребенка не своим воспитанием, а воспитывать воспитанием своей национальности.

В этом направлении была проделана работа в сфере просвещения. Возрождение культурно – исторического наследия нашего народа, развитие этнопедагогики, сохранение традиций являются движущей силой воспитания подрастающего поколения.

Не секрет, что музыкальный репертуар в детских садах не обновлен, на музыкальных занятиях исполняются песни и мелодии постсоветской правительственной системы, проповедующие идеи того времени.

На музыкальных занятиях учили те же песни, восхвалялись те же идеи которые ушли в прошлое. Но вместе с тем не сочинялись новые песни мелодии молодого государства. При проведении, какого – либо значимого мероприятия найти подходящий музыкальный репертуар для работников музыкального образования требует большого труда. До сих пор в детских дошкольных учреждениях используют прежний репертуар. Музыкальный репертуар для дошкольных учреждений, на казахском языке очень скуден. Действующие музыкальные произведения не могут раскрыть грани многогранного искусства казахского народа

Но нельзя не отрицать необходимость новых песен и мелодии, которые будут способствовать развитию подрастающего поколения и молодого демократического правительства, в духе национального искусства.

В дошкольных учреждениях недостаточный музыкальный фонд для групп казахским обучением.

На казахском языке детские учреждения, обучающиеся на казахском языке, использовали этот репертуар, а также переводили на казахский язык. Переводы были некачественными, неясными для казахских детей. Некоторые музыкальные работники сами выпустили детские песни. Но не всегда это было выходом из положения.

Это был ступор, в музыкальном воспитании начиная с 90-х г.

Нужна систематизированная организация в области детского музыкального образования Казахстана.

Необходимо поставить на высокий уровень подготовку высококвалифицированных музыкальных работников, строго осуществлять подбор работников музыкального образования, превратить в традицию проведения конкурсов на развитие различного творчества, целенаправленных среди казахских детских композиторов и авторов.

Необходимо наладить работу по периодическому изданию методических пособий и музыкальных произведений, направленных на популяризацию мирового музыкального мира и развития молодого независимого государства.

Список литературы

  1. Общие положения П. Орф, детская музыка-1935.
  2. С. Калиев, традиции и обычаи казахского народа-Алматы, 1994.
  3. Коянбаева Г, любящая народ - начальная школа, 1996, №2-18.

Интересная статья? Поделись ей с другими: