"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Традиционная кукла как способ формирования этнической идентичности

Корельская Анастасия Дмитриевна – студентка магистратуры по направлению “Психология здоровья” Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова.

Аннотация: Данная статья посвящена изучению традиционных кукол как способ формирования этнической идентичности.

Именно традиционная (национальная) кукла способствует формированию этнической идентичности и воспитанию этнической толерантности. С её помощью можно в доступной форме ознакомить детей с бытом разных народов, с их природными особенностями.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время у детей не сформировано осознание собственной принадлежности к своей национально-этнической общности.

Мы предполагаем, что традиционные куклы способствую формированию этнической идентичности у детей.

Ключевые слова: Традиционная кукла, социальная идентичность, этническая идентичность.

Традиционно этническая идентичность рассматривается как часть социальной идентичности личности. К формированию социальной идентичности приводит процесс дифференциации/идентификации.

Социальная идентичность - это результат про¬цесса сравнения своей группы с другими социальными общ¬ностями. Исходя из того, что этническая идентичность - составная часть социальной идентичности, большинство ученых подходят к данной проблематике именно с социально - психологической точки зрения.

Этническая идентичность – это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и отделение от других этносов; результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов.

В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента - когнитивный и аффективный.

Когнитивный компонент этнической идентичности включает в себя знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик.

Аффективный компонент предполагает оценку качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства.

Одним из средств поликультурного воспитания является сюжетно-ролевая игра, так как полученные знания и впечатления о других народах дети отражают в играх. Представления детей о Родине, особенностях быта, труда разных народов нашей страны не только закрепляются и уточняются в игре, но и обогащаются, творчески перерабатываются и впоследствии становятся основой их поведения и убеждений.

Главным атрибутом любой сюжетно-ролевой игры является игрушка. Именно традиционная (национальная) кукла является игрушкой, которая содействует воспитанию этнической толерантности и формированию национальной идентичности. Достоинство данной куклы обусловлено тем, что с её помощью можно в доступной форме познакомить детей с бытом разных народов, с их природными особенностями.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обрядовые куклы, обереги и игровые. Обрядовые куклы имели ритуальное назначение. Например, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Их всегда почитали и ставили в избе, в красный угол.

Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Они спасали человека от различных опасностей, а также предмет, на который наговорено. Куклы-обереги делали из подручного материала - дерева, ткани, ниток, соломы, кости. Каждая кукла делалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления.

Основная функция игровых кукол – детские забавы. Обязательное условие – безликость, чтобы в кукол не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства.

Каждый народ создавал своих кукол, вкладывая в них свой взгляд на мир, свое мироощущение, реальный жизненный опыт, общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества, техники и искусства. Куклы народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты. Данное сходство объясняется общностью народных культурных традиций, единой природой эстетического чувства.

Традиционная кукла – незаменимый материал для приобщения детей к народной культуре, дающей безграничные возможности творческой самореализации и развития личности ребенка.

Рассказы детям о народной культуре, быте играют важную роль в воспитании ребенка. Постепенно дети начинают запоминать не только то, чем занимались в праздник, но и как выполняли то или иное действие.

Для сбора эмпирических данных были использованы следующие методики, связанные с изучением этнической идентичности: «Шкала экспресс-оценки выраженности этнической идентичности» (Н.М. Лебедева); «Шкала экспресс-оценки чувств, связанных с этнической принадлежностью» (Н.М. Лебедева); «Шкальный опросник для исследования этнической идентичности детей и подростков» (О.Л. Романова).

В результате проведенного исследования было получено следующее: опрошенные нами учащиеся 3-4 классов осознают свою национальность, гордятся принадлежностью к своей этнической группе, хорошо относятся к представителям другого этноса. Также для них не имеет значение национальности при выборе партнера в дружбе, при общении и создании семьи. Язык населения, который преобладает на данной территории, играет для них важную роль.

Далее нами были подобраны куклы (кукла Барби и традиционная тряпичная кукла) и проведен опрос. Исходя из проведенного эксперимента можно сказать, что большинству опрошенных больше понравилась современная кукла Барби, утверждая, что она красивая, похожа на живого человека, у нее есть волосы, красивая и яркая одежда, можно менять одежду, куклу можно укладывать спать, можно разгибать руки и ноги. Однако 35% опрошенных выбрали традиционную куклу, обращая внимание на такие составляющие, как материал, из которого сделана кукла, национальный костюм, народные компоненты, национальная принадлежность.

В результате можно сказать, что опрошенные нами учащиеся 3-4 классов осознают свою национальность, гордятся принадлежностью к своей этнической группе, хорошо относятся к представителям другого этноса, не придают значения национальности при выборе партнера в дружбе, при общении и создании семьи. Им важен язык населения, преобладающий на данной территории.

На наш взгляд, традиционная кукла способствует формированию этнической идентичности у детей.

Список литературы

  1. Абраменкова В.В. «Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре» / Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК». - 2008. – 416 c.
  2. Артамонова Е.В. Куклы. - ЭКСМО-Пресс, 2000. – 216с.
  3. Виноградов Г.С. Этнография и современность // Этнографическое обозрение. - 1993. - № 1. - С.200-216.
  4. Головачёва Р.М. «Обрядовые куклы. Куклы – обереги» / «Ладого100». - 2007. – 166 c.
  5. Дайн Г.Л. Русская игрушка.–М: Сов.Россия,1987.- 248с
  6. Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры. Избранные статьи. В 3-х т.т. Т. I. – Таллинн, 1992, с. 377-380.
  7. Морозов И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре : кросс-культурное исследование идеологии антропоморфизма : автореф.дис. М.: ИЭА РАН, 2010. - 46 с.
  8. Мухина В. С. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Феноменология развития и бытия личности: Избранные психологические труды / — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. — С. 426—433.
  9. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребёнка. - Вопросы психологии, 1988, №2, с 123-128.
  10. Народная культура Русского Севера / Отв.ред. Дранникова.– Изд.ПГУ,1998.-207с.
  11. Перевезенцева Т.Г. Русская народная игрушка.– М: Внешторгиздат,1980.- 342с.
  12. Россихина С.В. «Куклы и предметы для игры с куклами» / Игрушка. Москва. - 1950. - C. 19-23.
  13. Виды тряпичных кукол [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bereginya1564.jimdo.com/обо-всём/виды-тряпичных-кукол/ (Дата обращения: 24.04.2018).
  14. Народная кукла как элемент этнической идентичности, формирующий ценностную основу качества жизни населения сельских территорий [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28307646 (Дата обращения: 20.05.2018).
  15. Русская традиционная кукла [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ivansuharev.com/view_post.php?id=43 (Дата обращения: 26.04.2018).

Интересная статья? Поделись ей с другими: