СППР – поддержка принятия решений

Сурменко Константин Владимирович – магистрант Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Дмитрия Федоровича Устинова.

Аннотация: В настоящее время понятие большой (сложной) системы широко используется в кибернетике в связи с постановкой задач синтеза и управления такими комплексами, как отдельные предприятия, а также целые отрасли промышленности. Изучение структуры сложной или большой системы предполагает изучение СППР. Примерами больших система служат системы связи, транспортные системы и системы материально-технического обеспечения. Однако для сложных структур, когда количество элементов системы велико, то необходимо использовать ИППР.

Ключевые слова: СПППР, принятие решений, информационная система, ИППР, статический СППР, динамический СППР.

В 21 веке понятие «Принятие решения», системы, методы и средства поддержки принятия решения стали применяться активнее. Что такое принятие решения – акт прямого воздействия на объект с цели указанием основанный на анализе окружающей обстановке при создании программ для достижения цели.

СППР — информационная система, по средствам сбора и анализа данных появляется возможность влияния на процесс принятия решения. Интерактивные системы помогают специалистам получить важнейшую информацию из первоисточников.

Система поддержки принятия решений – это человеко-машинный вычислительный комплекс, ориентированный на анализ входящих данных и обеспечивающий получение достоверной информации. Благодаря таким возможностям диапазон СППР очень широкий [1].

Большинство интеллектуальных систем имеет четкую структуру в которой присутствует три основных компонента. Они (компоненты) образуют классическую систему СППР, показывающую отличие от других ИС:

  • пользовательский интерфейс с функциями ввода и вывода информации для авторизированного лица, с возможностью вести диалог с системой с помощью различных технологий;
  • подсистемы, созданные для хранения, выбора, анализа данных, управления и отображения;
  • подсистемы, с возможностью аналитического ответа на возможные запросы пользователя.

Специфические характеристики в СППР:

  • Интерактивность

Интерактивность в СППР – восприятия любых действий, которыми специалист намеревается повлиять на процесс работы системы, а также в режиме диалогового окна. Скорость обмена информацией сопоставима с скоростью обработки информации человеком. Свойство интерактивности необходимо для проведения новых исследований, во время адаптивного проектирования СППР.

  • Интегрированность

Интегрированность в СППР обеспечивается совместимостью систем управления и средствами взаимодействия в процессе поддержки принятия решений.

  • Доступность

Доступность в СППР это возможность системы выдавать ответы в подходящей форме в строго установленное время.

  • Гибкость

Гибкость в СППР является адаптивность системы, возможность подстраивается под изменяющиеся параметры и ситуации.

  • Надежность

Определятся сроком безаварийной работы при любых нагрузках.

  • Управляемость

Позволяет пользователю контролировать и корректировать работу системы.

В дополнении к вышеизложенному существует ряд отличительных характеристик [2]:

  • ориентация на решение формализованных (плохо структурированных) задач;
  • объединение различных методов доступа и обработки информации с возможностями математических моделей;
  • сохранность данных в системе;
  • ориентированность на неподготовленных специалистов;
  • ограниченное число пользователей;
  • адаптивность, способность приспосабливается к особенностям технического и программного обеспечения.
  • интерактивность, уточняющие запросы на основе полученных данных;
  • контроль остается за человеком, пользователь «чувствует себя комфортно» в системе.
  • улучшается эффективность принятых решений. Потому что в СППР основополагающим фактором является эффективность процесса принятия решений;
  • вариативность, для предоставления помощи в принятии решений используется одна или несколько моделей (статистических, имитационных, математических, комбинированных, количественных и качественных).
  • построенная по принципу динамического (интерактивного) решения задач, присутствует возможность беспрерывного диалога с СППР.
  • дружеская система, не требует для ее освоения глубоких познаний в работе ЭВМ, все взаимодействие происходит на интуитивном уровне, имеются средства обучения;
  • отсутствие агрессивного процесса навязывания решения, возможность с помощью набора моделей поиска собственного решения.

Информационные системы разделяются на две категории по критерию анализа данных:

  • Статические СППР

EIS – системы содержат в себе определенное количество запросов но, они не способны ответить на все вопросы возникающие у пользователя. Как правило результатом работы такой системы будет объемный структурированный отчет при изучении которого появляется больше вопросов чем ответов [3].

  • Динамические СППР

Нацелены на обработку нерегламентированных запросов.

Список литературы

  1. Халина В.Г., Черновой Г.В. СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. - 2015 – 494с.
  2. Э.А.Трахтенгерц. Компьютерная поддержка принятия решений. М., Синтег. 2000.
  3. А.В.Вишнеков, Н.С.Курилова, И.Е.Сафонова, В.И.Штейнберг. Многоцелевые задачи принятия проектных решений: Учебное пособие. - МГИЭМ. - М., 2002. - 101 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: