Формирование основ информационной культуры дошкольников

Карунцова Ксения Игоревна – магистрант по направлению «Психопедагогика виртуальных сред» Московского городского педагогического университета.

Аннотация: Известно, что в дошкольном возрасте происходит интенсивное познание ребенком окружающего мира на основе полученной информации, формируются все психические компоненты личности ребенка. Дети учатся видеть и слышать, думать и представлять, запоминать и воображать. Все психические качества дошкольника, все то, что составляет внутреннюю сущность человека, возникает, развивается и совершенствуется посредством разных видов детской деятельности, на основе которых происходит формирование основ информационной культуры.

Ключевые слова: Формирование основ, информационная культура, дошкольный возраст, личность ребенка, развитие, познание.

Для дошкольника основной путь развития - это накопление и обобщение собственного чувственного опыта, опирающегося на наглядные представления, реализация внутренней целеустремленности и постоянной потребности в получении нужной информации, в использовании разных способов действия, направленных на пополнение и углубление знаний. Важная особенность познавательной деятельности заключается в том, что она направлена на освоение ребенком обобщенных способов действий, на решение личностно-значимых для дошкольника познавательных проблем. Именно такого рода обобщения, нацеленные на развитие интереса ребенка к процессу познания, могут стать основой полноценного развития дошкольника.

Основная функция педагога на данном возрастном этапе -адаптировать ребенка к жизни в окружающем макромире, развивая значимые способности к познанию, конкретным действиям и проявлению отношения к микромиру в целом. [2] Формирование основ информационной культуры дошкольника осуществляется не столько посредством передачи ему определенных знаний и представлений, сколько посредством создания педагогом такой проблемной ситуации, в которой мотивированное побуждение к поиску, усвоению необходимой информации для обновления познавательного опыта исходит от самих детей.

Особенность проблемно-ориентированной направленности познавательной деятельности состоит в том, что она способствует пробуждению познавательной потребности, которая сближает процесс формирования основ информационной культуры с процессом творческого мышления, где предполагается не только усвоение результатов познания, но и способов совместной творческой деятельности. [5]

Проблемно-ориентированная направленность в формировании основ информационной культуры дошкольников будет осуществляться при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития» и является личностно -значимой для ребенка, когда он может опираться на свои возможности при активации интеллектуального, творческого и мотивационного потенциалов. И для того, чтобы дошкольник принял предлагаемую ему ситуацию как проблемную и увлекся ею, педагогу необходимо ориентироваться на создание в процессе познавательной деятельности таких значимых способов решения проблемы, как концентрация внимания ребенка на противоречии между имеющимися знаниями и жизненным опытом; стимулирование дошкольника к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов; рассмотрение полученной информации с различных позиций - часто ролевых; организация противоречия в практической деятельности детей.

В старшем дошкольном возрасте важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки информации. Поэтому процессы, формирующие развитие познавательных возможностей дошкольников, включают два взаимосвязанных компонента. В первый компонент входят: информация, состоящая из отдельных сведений, фактов, событий повседневной жизни, и мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), которые необходимы для восприятия, осмысления и переработки полученной информации. Недаром информация рассматривается как одно из важных средств развития познавательных потребностей и интересов у дошкольника; именно информация способствует активизации таких психических процессов личности дошкольника, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

Другим компонентом познавательного процесса является отношение дошкольника к информации. Полученная информация оставляет у него в душе определенный эмоциональный след, который мы и называем «отношением», то есть в процессе восприятия информации у ребенка складывается определенное отношение к тем сведениям, фактам и событиям, которые он освоил. В силу возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста их отношение к информации отличается своеобразием восприятия. Если для взрослого человека информация первична, а отношение к ней вторично, так как взрослые выражают свое отношение к чему-либо только при наличии о нем знаний, то у детей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, отношение первично, а информация вторична, то есть они стремятся познать то, что вызывает у них интерес. Поэтому в процессе познавательной деятельности для эффективного усвоения детьми определенной информации педагогу необходимо сначала формировать у детей положительное отношение к тем сведениям, которые он хочет им передать, а затем представлять саму информацию, тем самым создавая крепкий фундамент, на который легко накладываются в последующем знания. [1]

Опыт показывает, что потребность в информации появляется в том случае, когда выбранная ребенком цель не может быть достигнута без дополнительных источников. Поэтому следует создавать ситуации, при которых дошкольникам требуется поиск информации для выполнения поставленной задачи.

Одним из механизмов успешно осуществляемой познавательной деятельности является создание личностно развивающей ситуации как одного из аспектов общей личностно ориентированной направленности развития и воспитания дошкольников, нацеленного на формирование познавательного интереса. Целью создания личностной ситуации является изменение отношения к знанию самого дошкольника в связи с тем, что оно ориентировано на его индивидуальность. [4]

В процессе создания личностно развивающей ситуации особое внимание уделяется работе с познавательным вопросом ребенка. Задавая вопрос, он показывает интерес, желание и намерение сотрудничать, вместе с тем, ребенок открывается для нового, готовится к взаимодействию с другим, еще неизвестным, становится в исследовательскую позицию. Особенностью работы с вопросом является нацеленность на составление таких вопросов и заданий, которые обращены к дошкольнику лично, к его актуальным интересам. Работа с вопросом включает в себя три этапа: выбор интересующей темы, сужение темы до вопроса, предложение вариантов решения проблемы. После формулировки познавательного вопроса детям предлагается составить «карту интереса», которая могла бы помочь в сборе информации. Составление такой карты требует от дошкольника совместного с взрослыми активного и осмысленного поиска, что включает следующие этапы: определение источника информации; поиск и получение необходимой информации; понимание и умение извлечь полезную информацию для решения личных проблем; применение информации.

Успешность создания личностно развивающей ситуации педагогом возможна при его умелом подборе проблемы, которая представляет определенную жизненную ситуацию и связана с интересами и опытом детей. При этом в выбранной проблеме должно учитываться наличие определенных знаний, способов для решения проблемы, сопряженной с трудностями, а также желание ребенка преодолевать эти трудности, что вызывает порождение новых мыслей на основе имеющихся знаний и способов. При совместной деятельности внимание дошкольников направлено именно на способы действия, на процесс достижения результата, на обмен знаниями, эмоциями, а не только на сам результат.

Процесс формирования познавательной деятельности дошкольников на основе полученной информации состоит из нескольких этапов. Для первого этапа характерны единичные, неточные, общие представления детей. Дети еще не устанавливают последовательных и временных связей между явлениями, не выделяют их существенных признаков, испытывают трудности в словесной характеристике образов, событий, однако уже наблюдается дифференцированное отношение к «добру» и «злу» в социальных явлениях. [3]

На втором этапе появляются первые обобщения, которые тесно связаны с конкретными зрительными образами, налаживаются элементарные причинно-следственные связи между событиями, однако дети часто допускают ошибки при установлении временной последовательности событий, при определении существенных признаков, смешивают их с несущественными, хотя словесные характеристики представлений становятся более четкими и полными, и дошкольники осознанно и ярко выражают свое отношение к явлениям и людям.

На третьем этапе представления детей имеют обобщенный характер, единичные представления взаимосвязаны, появляется стремление к систематизации, обоснованию новых знаний, а также приобретаются умения самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. Дети дошкольного возраста сознательно устанавливают причинно-следственные связи между событиями общественной жизни и природными явлениями. Словесные характеристики отличаются образностью, логикой, формы выражения отношения к явлениям общественной жизни становятся более разнообразными.

На основании вышесказанного следуют подчеркнуть, что познание окружающего мира и умение взаимодействовать в этом мире зарождаются и первоначально развиваются в игре. Игра дошкольника, с одной стороны, отображает окружающую жизнь, с другой - является фактором его свободной самостоятельной деятельности, т.к. именно в игре, копируя и воображая, ребенок реализует свое видение жизни, анализирует имеющуюся информацию и т.п.

Играя в условиях дошкольного образовательного учреждения, при активном участии взрослого, дошкольник удовлетворяет свои потребности в творчестве, активности, познании, общении; в различных комбинациях перепроверяет свои валеологические, состязательные, индивидуально-личностные и иные возможности; понимая и преобразовывая поступающую информацию, обучается адекватно и креативно реагировать на процесс инициирования и поддержания межличностных контактов с различными субъектами информационно-коммуникативной деятельности.

Умелое сочетание педагогом различных форм игровой деятельности дошкольников, регулярное и разнообразное использование таких разновидностей игр, как сюжетно-ролевые, режиссерские, развивающие, предметные и компьютерные создают наиболее благоприятные условия для развития эмоциональных, гносеологических, гедонистических, интеллектуальных и психологических побуждений, лежащих в основе мотивационно-личностной составляющей познавательного интереса дошкольника. Кроме того, данное сочетание в наиболее безопасной (а следовательно, и наиболее результативной) форме объединяет рефлексивно-коммуникативную активность дошкольников с креативно-деятельной составляющей их информационной культуры.

Список литературы

  1. Ариарский М.А. Условия реализации созидательного потенциала культуры креативно-информационной эпохи /М.А. Ариарский // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - М. : Изд-во МГУКИ, 2014.- № 1. - С. 20-28
  2. Безрукова В.С. Педагогика: учеб. Пособие. Ростов-н/Д: Феникс, 2013. - С. 145
  3. Лукоянова М.А. Дидактическое обеспечение формирования базовой информационной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.01. / Лукоянова Мария Владимировна. - Казань, 2012. - С. 11.
  4. Подымова Л.С. Педагогика: учебник для бакалавров / под ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина - М: Издательство Юрайт, 2014. - С. 226
  5. Современные образовательные технологии: учебное пособие/коллектив авторов; под ред Н.В. Бордовской. - 2-е изд. Стер. - М., КНОРУС, 2011. - С. 76

Интересная статья? Поделись ей с другими: