Некоторые вопросы развития системы социальной защиты РФ

Нессонов Кирилл Сергеевич – магистрант Пермского государственного национального исследовательского университета.

Аннотация: В данной статье описывается проблема развития системы социальной защиты в России. Содержатся ключевые положения, высказывается мнение о дальнейших перспективах.

Ключевые слова: Социальная защита, правовое регулирование, Россия.

В условиях сложившейся экономической ситуации в РФ, крайне важно избежать масштабных перемен и потрясений в социальной сфере нашего общества. Особенно важным становится выполнять задекларированные социальные обязательства государством перед его членами. Как заявил министр труда и социальной защиты Российской Федерации Максим Топилин, «сейчас насчитывается 13 % населения или 19 миллионов людей, которые находятся ниже черты прожиточного минимума. Это на 2% больше, чем в прошлом году. А 60%, а то и 70% из этих бедных — это семьи с детьми» [1]. Поэтому в таких ситуациях необходимо гарантировать высокую социальную защищенность, ориентироваться на помощь реально нуждающимся слоям. При этом существует потребность в целой совокупности качественных, актуальных и собственно действующих на практике правовых норм и программ в сфере социальной защиты. Так, «более 1,2 трлн рублей будет направлено в 2016 году на госпрограмму «Социальная поддержка граждан», включающую 4 подпрограммы: «Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», «Модернизация и развитие социального обслуживания населения», «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей», «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» [2]. На наш взгляд, данная мера позволит частично повысить уровень социальной защищенности определенным слоям населения.

Предполагаем, что последующие шаги в развитии законодательства позволят актуализировать как особенности действующих норм, так и основных правовых механизмов формирования современной системы социальной защиты населения. Так, с 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в части совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и нуждаемости». Теперь в полномочиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации появились функции по предоставлению некоторых мер социальной поддержки в части установления права вводить критерии нуждаемости (в том числе в части финансового обеспечения). Урегулирован вопрос определения методической базы, необходимой для проведения оценки нуждаемости и критериев нуждаемости. НПА также предусматривает меры по совершенствованию финансовых механизмов социальной поддержки» [3]. Однако считаем, что поскольку основная социальная нагрузка и ответственность возложена на властные региональные структуры, то необходимо обеспечить более четкий баланс между уровнями законодательства.

Также отметим, что процесс развития социальной защиты в РФ оказывает влияние на ускоренное формирование региональных моделей социальной защиты. Модели позволяют создать основу формирования собственной региональной социальной политики. Но регионы сейчас находятся в непростой экономической ситуации. Частично для выправления ситуации в 2015 году принят закон, который позволил взять в виде помощи из средств маткапитала по 20 тысяч рублей наличными деньгами. Полагаем, что в рамках реализации подобных мероприятий был бы актуален теоретико-методологический анализ происходящих социальных изменений.

Таким образом, к сожалению, в условиях экономического кризиса и социальной напряженности в обществе особо важен вопрос работы с каждым регионом индивидуально для достижения поставленных целей в социальной защите. Считаем важным шагом, что в связи с принятием нового закона у регионов есть возможность при предоставлении социальной помощи перераспределять средства на поддержку тех граждан, которые действительно в ней нуждаются.

Необходимо проанализировать опыт субъектов Российской Федерации по работе в рамках нового законодательства, в первую очередь в целях недопущения ухудшения действующих показателей социальной защищенности. На наш взгляд, важно уточнение правового поля социальной защиты и конкретизация законодательной практики, которая не должна носить декларативный характер, наоборот, быть конкретной. Необходимо изменить практику увеличения законов, которая не приводит к удовлетворению потребностей населения.

Список литературы

  1. «Топилин: численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума достигла 19 млн». [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/ekonomika/2699152. (Дата обращения: 23.03.2016).
  2. «Соцподдержка граждан в 2016 году потребует 1,2 трлн рублей». [Электронный ресурс]. URL: http://www.eg-online.ru/news/302763/http://www.eg-online.ru/news/302763/. (Дата обращения: 23.03.2016).
  3. «Проект итогового доклада о результатах деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации за 2015 год» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/analytics/114. (Дата обращения: 23.03.2016).

Интересная статья? Поделись ей с другими: