УДК 378

Компетентностный подход к формированию условий подготовки бакалавров профессионального обучения

Фомина Людмила Владимировна – кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Красноярского государственного аграрного университета.

Фролова Ольга Яковлевна – доктор экономических наук, доцент Красноярского государственного аграрного университета.

Аннотация: Данная статья посвящена формированию компетенций в рамках научно-исследовательского направления деятельности бакалавров профессионального обучения в процессе обучения.

Ключевые слова: Компетенции, дескриптор, знания, навыки.

Исследование как вид деятельности для будущего бакалавра профессионального обучения направлено на выяснение сути процессов на системной основе, что способствует формированию и развитию творческого потенциала. В результате такой деятельности появляется новое знание, формирующее организационные формы, механизмы, приёмы, инструменты и т.д., которые в целом определяют эффекты управления организационными системами.

Стратегическое развитие национальной экономики на современном этапе во многом определяется инновационными технологиями в образовательном сервисе и расширенным воспроизводством трудовых ресурсов на основе формирования практических навыков в исследовательской работе. Изменение социально-экономического заказа общества на уровень профессиональной компетентности в условиях трансформации национальной экономики и международной миграции трудовых ресурсов характеризуется особенностями подготовки бакалавров.

Современный специалист с высшим образованием должен быть восприимчив к инновационным процессам, происходящим в национальной экономике и соответствовать Европейской системе квалификаций.

Реализуя положения Болонского соглашения, Красноярский государственный аграрный университет активно интегрируется в мировую образовательную систему и успешно сотрудничает с зарубежными образовательными учреждениями и организациями.

Одним из шести основных принципов формирования европейской системы высшего образования согласно Болонской декларации является обеспечение качества образования.

Система менеджмента качества КрасГАУ была разработана в соответствии с требованиями и рекомендациями ISO 9001-2008, стандартов и директив ENQA и типовой модели СК Рособрнадзора, внедрена и результативно применяется при проектировании, разработке и осуществлению образовательной, научной и инновационной деятельности.

В соответствие со стандартами и директивами ENQA, одним из требований является «Утверждение, мониторинг и периодическая оценка программ и квалификаций». В университете установлен официальный механизм по утверждению, периодическому оцениванию и мониторингу реализуемых программ и присваиваемых квалификаций - КрасГАУ-СМК-П-5.5.-2013 «Положение об основной образовательной программе высшего профессионального образования» [1].

Реализуемые вузом основные образовательные программы (ООП), в том числе и по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» в Институте международного менеджмента и образования (ИММО), соответствуют стандартам «третьего поколения» - ФГОС ВПО, имеют выраженный компетентностный характер, объединены на базе общности их фундаментальные части, где отсутствует компонентная структура, трудоемкость вместо часового эквивалента представлена в виде зачетных единиц [2].

Особенность данных образовательных стандартов заключается в том, что основное внимание уделяется результатам обучения студентов через формирование общекультурных и профессиональных компетенций, этим обеспечивается компетентностно-квалификационная характеристика выпускника, как выполнение требования стандартов и директив ENQA по разработке и публикации запланированных результатов обучения.

Обучение бакалавра по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» предполагает формирование 29 общекультурных и 36 профессиональных компетенций. Результаты обучения должны иметь определенный состав: знать, уметь, владеть. Описание результата обучения, то есть что должен знать, понимать и уметь при завершении учебной программы называется дескриптором.

Для каждой компетенции разработан паспорт, состоящий из 2 частей: общей характеристики компетенции и программы формирования у студентов данной компетенции. Общеевропейский подход к результатам обучения, согласно методике Южно-английского консорциума по накоплению и переводу кредитов (кредит-часов), предполагает 3 уровня сформированности компетенции: базовый, продвинутый и высокий. Кроме того, выделяют 4 группы сформированности компетенции: знание и понимание, познавательные/интеллектуальные навыки, ключевые/переносимые навыки, практические навыки [3].

Уровень компетенции показывает сложность задач, решаемых студентами. Базовый уровень предполагает обязательный, пороговый минимум для выпускника при завершении освоения ООП. Менеджеры способны решать известные, малофакторные, часто встречающиеся задачи, не имеющие далеко идущих последствий, в рамках стандартов.

Второй уровень по степени сложности – продвинутый предполагает превышение минимальных характеристик сформированности компетенции выпускником. Менеджеры способны решать известные, часто встречающиеся задачи, не имеющие далеко идущих последствий, выходящие за рамки стандартов.

Третий уровень по степени сложности – высокий, предполагает максимально возможную выраженность сформированности компетенции выпускником и является качественным критерием для самосовершенствования. Менеджеры способны решать известные задачи с несколькими группами заинтересованных сторон, с локальными последствиями, выходящие за рамки стандартов.

В рамках научно-исследовательского направления деятельности и формирования компетенций в области научно-исследовательской работы в учебный план бакалавров ИММО по направлению подготовки 051000.62 «Профессиональное обучение (по отраслям) (профиль: экономика и управление)» в математический и естественнонаучный цикл введена дисциплина «Основы научных исследований».

Целью преподавания учебной дисциплины «Основы научных исследований» является формирование у студентов процесса самостоятельного мышления по кругу направлений будущей профессиональной деятельности, а также эффективному позиционированию полученных компетенций бакалаврами в инновационном процессе.

Реализация дисциплины «Основы научных исследований» направлена на формирование следующих компетенций:

  • ОК-19 – владение технологией научного исследования;
  • ПК-12 – готовность к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки рабочих;
  • ПК-13 – готовность к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач.

В дисциплине сочетается специализированная теоретическая подготовка бакалавров с их самостоятельной исследовательской работой во время обучения. В Рабочей программе учебного курса представлены ключевые темы формирования и функционирования системы НИРС:

  • Модуль 1. Содержание науки и основ научного исследования
  • Модуль 2. Организация процесса исследования

Содержание учебной дисциплины «Основы научных исследований» обеспечивает формирование практических навыков в будущей профессиональной деятельности по заявленному уровню компетентности, что способствует профессиональному становлению выпускников и расширяет границы их деятельности с позиции конкурентоспособности на рынке труда. Задачи изучения дисциплины нацелены на:

  • формирование навыков теоретического исследования (формулировать проблему исследования; систематизацию знаний, определение основных законы и закономерности развития, формировать концепции, парадигмы, выявлять особенности развития);
  • приобретение методологического представления об организации научных исследований, применение ключевых категорий, связанных с пониманием роли научной работы, механизмов взаимодействия интуитивного, сознательного и бессознательного, коллективного и социального в творческом процессе; выявление и систематизация методов в соответствии с поставленной проблемой исследования;
  • освоение приёмов практических навыков в сборе информации, её обработке и применении её в научной дискуссии, рекомендациях и т. д.;
  • содействие созданию творческих объединений с целью становления профессионального отбора творчески активной одарённой молодёжи;
  • содействие трудоустройству выпускников.

Учебная дисциплина «Основы научных исследований» обеспечивает оптимизацию формирования профессиональных компетенций по следующим направлениям:

  • повышение качества учебного процесса за счет решения задач связанных с реализацией совместных проектов;
  • участие студентов в фундаментальных, прикладных исследованиях;
  • развитие у студентов возможности к системному видению задач разной квалификации;
  • привлечение студентов к творческому поиску и формированию рационализаторских представлений решения управленческой задачи;
  • формирование у студентов представления о научном результате и его позиционировании в системе профессиональных навыков;
  • расширение профессиональной лексики на основе практической деятельности;
  • получения навыков решения профессиональных задач в команде.

Научно-исследовательская работа студентов на весь период обучения направлена на подготовку специалистов с позиции профессионального подхода решения управленческих задач в условиях инновационного развития национальной экономики. Выполнение студентами индивидуальных заданий предусматривает подготовку рефератов, научных докладов, статей и т.д., формирует у будущих специалистов навыки ведения производственных дискуссий, построение доказательной базы собственной позиции, что в целом повышает качество подготовки специалистов.

Список литературы

1. Официальный сайт КрасГАУ - Режим доступа: http://www.kgau.ru.

2. ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 051000. 62 «Профессиональное обучение (по отраслям)», утвержденный приказом Минобразования и науки РФ 22 декабря 2009 г. № 781. – 29 с.

3. Азарова, Р.Н. Разработка паспорта компетенций: методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция/Р.Н. Азарова, Н.М. Золотарева - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. – 2010 -52 с.

4. ECBE Credit Level Descriptors using SEEC Higher Education Credit Level Descriptors/SEEC Southern England Consortium for Credit Accumulation and Transfer. - 2002. – 11 p.

Интересная статья? Поделись ей с другими: