Россия и Бразилия - различные модели развития

Парамонов Владимир Васильевич – кандидат экономических наук, доцент кафедры Государственного и муниципального управления Российского университета дружбы народов. (РУДН, г.Москва)

Парамонова Виктория Евгеньевна - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры Фондового рынка Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации. (МГИМО (У) МИД России, г.Москва)

Аннотация: В статье рассматриваются модели социально-экономического развития России и Бразилии. Анализируются причины формирующегося отставания России в решении наиболее сложных социальных задач.

Ключевые слова: Рост ВВП, социальная политика, социальное расслоение, модернизация.

У большинства россиян, интересующихся Латинской Америкой, представление о Бразилии сложилось по романам бразильского классика Жоржи Амаду: это страна бесконечных белопесочных пляжей, лазурного океана, жаркого солнца, красивых и веселых мужчин и женщин и архаичной, отсталой экономики. Лет сорок назад такие представления более или менее соответствовали реальной картине. С тех пор многое изменилось - сегодня Бразилия по объему ВВП входит в первую десятку стран мира, ежегодно производит более 200 гражданских самолетов и другой высокосложной техники. Можно сказать, что Россия и Бразилия стартовали в одно и тоже время. В Бразилии в 1988 г. была принята новая конституция и произошел возврат к демократическому правлению, а здесь в Евразии в 1991 г. распался Союз ССР и Россия также выбрала демократический путь развития. Если в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия Россия в составе Союза по абсолютному большинству параметров намного опережала Бразилию, то сегодня картина значительно изменилась.

Таблица 1. Основные показатели социально-экономического развития Бразилии и России. [2]

 

 

1990

2000

2010

Население, млн. человек

Бразилия

145,0

174,7

193,3

Россия

147,7

146,3

142,9

ВВП по рыночному курсу, млрд. долл. 2010 г.

Бразилия

1135,2

1467,1

2143,9

Россия

1469,5

927,9

1463,8

Душевой ВВП по рыночному курсу, долл. 2010 г.

Бразилия

7800

8500

10700

Россия

10000

6400

10400

Индекс развития человеческого потенциала

Бразилия

O,736

0,791

0,824

Россия

0,824

0,788

0,830

Как следует из таблицы 1 в 1990 г. обе страны были сопоставимы по численности населения, Россия опережала Бразилию по абсолютному объему ВВП на 29,3%, по душевому ВВП на 28,2%. За 20 лет положение кардинально изменилось: Бразилия почти удвоила объем ВВП и при росте численности населения на 33,3% увеличила душевой ВВП на 37,1%, Россия же после провальных девяностых к 2010 г. так и не сумела вернуться к показателям 1990 г. Рост душевого ВВП обеспечен благодаря снижению численности населения на 3,25%. Если же сравнивать расходы на социальное развитие, то и здесь результаты не в пользу России

Таблица 2. Доля расходов на социальные нужды в ВВП Бразилии и России. [2]

 

На социальные нужды в целом

На образование

На здравоохранение

1995

2000

2005

2010

1995

2000

2005

2010

1995

2000

2005

2010

Россия

9,0

7,3

16,9

22,6

4,0

2,9

3,7

4,2

2,9

2,1

3,7

3,8

Бразилия

20,0

21,1

23,0

25,4

4,7

5,0

4,7

5,5

4,0

4,1

4,6

5,0

В отличии от Бразилии Россия все девяностые годы регрессировала - доля расходов на социальные нужды в ВВП сократилась более, чем вдвое до 7,3% в 2000 г. В то время как в 1990 г. они составляла 20% и лишь с началом нулевых начали расти, достигнув в 2010 г. 22,6%. Естественно не в нашу пользу и сопоставление расходов на образование и здравоохранение, что наглядно видно из данных таблицы 2. И как обобщающий результат значительный разрыв в ожидаемой средней продолжительности жизни. В 2010 г. у нас она составила 67,2 года, а в Бразилии 72,9.

Возникает закономерный вопрос - в чем причины нарастающего отставания? Если обратиться к исходным рубежам, в Бразилии с самого начала, т.е. с конца 80-х годов реформы наполнялись социальным содержанием. С приходом же к власти левой Партии трудящихся во главе с Л.И.Лулой да Силвой главными элементами бразильской модели развития стал приоритет социальных проблем, ликвидация нищеты, сокращение бедности, широкое жилищное строительство для беднейших слоев населения. сопряженность социальной политики с политикой ускорения экономического развития. Решение социальных вопросов рассматривается как одно из важнейших условий роста экономики через расширение платежеспособного спроса и, самое важное, повышение качества человеческого капитала. По сути дела тем самым реализуется курс на модернизацию, важнейшей составной частью которого является социальная политика.

В России же реформы привели к созданию "дикого капитализма", их результатом стала самая крайняя поляризация населения по уровню доходов: децильный коэффициент с 4,5 в 1990 г. возрос до 16,1 в 2011 г. [7] Страна вырвалась в абсолютные лидеры по неравенству распределения богатства. По данным доклада Global Wealth Report, на долю 1% самых богатых россиян приходится 71% всех личных активов в России. Для сравнения: в следующих за Россией (среди крупных стран) Индии и Индонезии 1% владеет 49 и 46% всего личного богатства. В мире в целом этот показатель равен 46%, в Африке -44%, в США -37, в Китае и Европе – 32, в Японии -17%. Хотя пунктом 1 статьи 7 Конституции Россия определена как социальное государство. Согласно теории это означает наличие развитой системы страховых социальных отношений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет, значительные размеры отчислений на социальную сферу. Но ни в одной развитой стране мире нет такой налоговой системы, как в России. Наша страна воистину налоговый рай для миллионеров.

Максимальная ставка подоходного налога в Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Израиле, Ирландии, Испании, США, ЮАР и Японии - 40-50%, в Дании - 65%. В Бразилии доходы физических лиц облагаются по шкале от 15 до 27,5% в зависимости от уровня дохода. [9] Россия одна из немногих стран с плоской шкалой налогообложения, где и нищие с зарплатой ниже прожиточного минимума и миллионеры должны платить 13%. а ведь прогрессивный подоходный налог не сумасбродная блажь филантропов, а суровая необходимость. Именно подобная налоговая система позволяет сформировать необходимый объем средств для решения насущных социальных проблем. В Бразилии, как и в России, такой острейшей социальной проблемой является преодоление дефицита жилья.

К решению этой проблемы бразильское правительство приступило в 2003 г., начав с создания министерства городов, которое разрабатывает политику градостроительства и следит за реализацией проектов жилищного строительства на уровне штатов и муниципалитетов. В 2005 г. была создана национальная система и Национальный фонд социального жилья и их управляющего совета. В настоящее время Национальная система социального жилья охватывает все штаты страны и более 5000 муниципалитетов. На сегодняшний день государственная политика в области жилищного строительства реализуется в рамках принятой в начале 2007 г. Программы ускорения развития (Programa de Aceleracao do Crescimento? PAC), которая объединяет все существующие программы государственной поддержки и финансирования в таких областях, как инфраструктура, энергетика, социальная сфера, жилищное строительство. По мнению руководства Бразилии, программа РАС является новой моделью планирования, управления и использования госинвестиций, она создает необходимую институциональную и финансовую основу для реализации проектов с участием государственного и частного капитала (прежде всего инфраструктурных) и тем самым обеспечивает ускорение темпов экономического развития страны.

Первоначальный объем финансирования в рамках программы РАС на 2007-2009 гг. составлял 283 млрд. долл. В 2008 г. после включения новых проектов эта сумма возросла до 349 млрд. долл. Еще 282 млрд. долл. планировалось инвестировать после 2010 г. По данным статистики с 2007 по март 2010 года капиталовложения в жилищное строительство составили 220,9 млрд. долл. [8] В программе РАС значительное выделение ресурсов предусмотрено на поддержку жилищного строительства и решения жилищной проблемы семей с низкими доходами (пять минимальных зарплат).

Президентом Бразилии в феврале 2009 г. были сформулированы следующие стратегические направления, которые легли в основу разработки Национального жилищного плана (Planhab):
- продолжение политики предоставления субсидий и финансирования строительства жилья для граждан с низкими доходами;
- укрепления организационной основы для расширения участия штатов и муниципалитетов в Национальной системе социального жилья;
- формирование механизмов развития производственной базы гражданского строительства;
- создание системы налоговых и иных льгот, а также механизмов использования земли, находящейся в федеральной, муниципальной или частной собственности для обеспечения земельных участков под строительство жилья. В рамках долгосрочной стратегии жилищного строительства Planhab первым проектом стал запуск с 13 апреля 2009 г. программы "Мой дом, моя жизнь" по строительству 1 млн. домов для семей с доходом до 10 минимальных зарплат.

По мнению бразильских экспертов, данная программа помимо решения проблемы дефицита жилья является важным инструментом стимулирования строительного сектора, снижения безработицы и социальной напряженности. Ее реализация дает возможность создать 532 тыс.новых рабочих мест и обеспечит дополнительный рост ВВП на 0,7 процентных пункта.

Из 1 млн. домов, которые будут построены, 400 тыс. предназначены семьям с доходами ниже 3 минимальных зарплат, 200 тыс.- с доходами от 3 до 4, по 100 тыс. - с доходами и от 4 до 5 и от 5 до 6 зарплат. Оставшиеся 200 тыс. домов смогут приобрести семьи с доходом от 6 до 10 минимальных зарплат.

Теперь обратимся к российской практике. Наше правительство до последнего времени никогда не ставило перед собой задачу обеспечения жильем низкодоходных слоев населения. Национальный проект "Жилье" был заявлен к реализации Путиным В.В. в сентябре 2005 г., а к его практическому воплощению приступили в 2006 г. В рамках этого проекта должны были решаться следующие задачи:
увеличение объёма жилищного строительства к 2007 году по отношению к уровню 2004 года не менее чем на одну треть;
выделение средств из бюджетов всех уровней на оснащение инженерной инфраструктуры земельных участков под жилищное строительство;
завершение формирования нормативной базы, необходимой для выпуска ипотечных ценных бумаг;
разработка механизма субсидирования ипотечных кредитов и значительно увеличение уставного капитала Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию с предоставлением ему серьёзных государственных гарантий;
обеспечение полноценного функционирования накопительной ипотечной системы для решения жилищных проблем военнослужащих;
значительное увеличение расходов федерального бюджета на поддержку молодых семей, помощь решению жилищной проблемы молодых специалистов на селе;
исполнение государственных обязательств по предоставлению жилья ветеранам войн и вооружённых конфликтов, чернобыльцам, инвалидам, другим категориям граждан.

Как видим в отличии от бразильской программы в нашей даже нет даже такой категории -"нуждающиеся", как лица с низкими доходами. Хотя статистические данные 2011 г. о распределении населения по размеру среднедушевых доходов свидетельствуют, что в России 48,6% населения имели среднедушевые доходы до 15000 рублей [7] в то время, как средняя квартира площадью 79,3 кв.м. стоила 3465 тыс. рублей. И все же главные отличия бразильской модели от российской носят принципиальный характер и заключаются, на наш взгляд, в следующем:
- Бразилия в отличии от России не знала практики "назначения миллионерами" и халявной раздачи "бывшей госсобственности" лицам особо приближенным к...;
- в Бразилии существует реальное разделение всех ветвей власти благодаря чему ведется результативная борьба с коррупцией. В 2012 г. по индексу восприятия коррупции Бразилия занимала 69 место, а Россия 133;
- в отличии от России субъекты бразильской федерации пользуются значительной административной и финансовой самостоятельностью, децентрализация является нормой;
- политическая система, существующая в стране не исключает, а развивает конкуренцию в этой сфере. Второй тур на президентских выборах это не форс-мажор, но обычная норма. В конце второго срока правления президент Лула имел запредельный рейтинг - 85%, несмотря на это отказался от проведения референдума по получению права на избрание на третий срок;
- Россия, наверное, одна из немногих стран мира, где элите вплоть до последнего времени было позволительно разворовывать все и вся и легализовать это в фешенебельных странах;
- в России за короткий исторический срок на основе ускоренной приватизации сформировалась сословная и корпоративная замкнутость и власть и общество разобщены. Как результат, до сих пор нет внятной стратегии развития страны, которая объединяла бы всех. Вместо этого отдельные программы типа "Сколково", вызывающие скепсис.

Список литературы:

1. Данканич С.А. Неравенство доходов населения: виды и последствия// Проблемы современной экономики. 2011.№ 3.
2. Иришин Г. Бразилия и Россия: различные траектории развития//Мировая экономика и международные отношения. 2012. №№ 11-12.
3. Кузнецов А. Транснациональные корпорации БРИКС// Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 3.
4. Кузнецова Э.Е. Социальная модель в странахЛатиской Америки в начале ХХ1 в.: преемственность и перемены// Латинская Америка. 2012. № 6.
5. Симонова Л.Н. Бразилия Лулы: от неолиберальной трансформации к национально-ориентированной экономике// Латинская америка. 2011. № 2.
6. Налоговая система Бразилии. http://opisdela.ru
7. Распределение общего объема доходов населения // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://gks.ru (дата обращения: 22.03.2013).
8. Л.Н.Симонова Строительство доступного жилья как важнейшее направление антикризисной политики//Латинская Америка - 2010. № 6
9. Опись дела [Электронный ресурс] URL: http://opisdela.ru (дата обращения: 22.03.2013).
10. Global Wealth Report 12 URL: http://infocus.credit-suisse.com (дата обращения: 22.03.2013).

Интересная статья? Поделись ей с другими: