УДК 621

Исследование сезонности изменения коэффициента готовности к эксплуатации тягового подвижного состава

Белозеров Алексей Петрович – выпускник кафедры «Электрическая тяга» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I

Аннотация: Цель: Проанализировать влияние сезонности на коэффициент готовности к эксплуатации, построить диаграммы изменения коэффициента, сделать выводы о влиянии погодных условии на коэффициент готовности к эксплуатации конкретных серий локомотивов. Методы: Для получения результата и построения диаграмм использовалась программа Excel, с помощью которой были обработаны данные полученные из депо. Результаты: Построены диаграммы отображающие годовое изменение коэффициента готовности к эксплуатации, проанализированы полученные результаты. Выводы: На локомотивах серии ВЛ10 найдена зависимость коэффициента готовности к эксплуатации от сезонности. На локомотивах серии ВЛ11 влияние сезонности не обнаружено.

Ключевые слова: коэффициент готовности к эксплуатации, сезонность, тяговый подвижной состав, погодные условия.

Введение

В настоящее время, для оценки готовности тягового подвижного состава к эксплуатации используется множество показателей, один из них – это коэффициент готовности к эксплуатации [1].

Данный коэффициент измеряется по истечении отчетного периода и является достаточно хаотичным и непрогнозируемым. Как так каждый месяц на локомотивы влияют множество разных факторов, которые могут изменят значение этого показателя.

В данной работе проводится поиск сезонных изменений коэффициента готовности к эксплуатации, что поможет давать прогноз его изменений и заранее предотвращать негативные последствия.

Тяговый подвижной состав

Тяговый подвижной состав является одним из ключевых компонентов железнодорожной инфраструктуры, играющим важную роль в обеспечении перевозок пассажиров и грузов. Это транспортные средства, которые используются для тяги или транспортировки поездов по железнодорожным путям [2].

Тяговый подвижной состав может включать в себя различные типы поездов, такие как пассажирские, грузовые, метро или специализированные составы. Он состоит из вагонов, локомотивов и других технических элементов, которые обеспечивают его работоспособность и функциональность.

Важность тягового подвижного состава заключается в его способности эффективно и безопасно перемещать пассажиров и грузы на большие расстояния. Он является основным средством передвижения в железнодорожной индустрии и предоставляет надежные и удобные услуги для миллионов людей ежедневно [3].

Одним из ключевых аспектов тягового подвижного состава является его надежность. Пассажиры и грузополучатели полагаются на него для своих перевозок, поэтому важно, чтобы составы были надежными и готовыми к эксплуатации. Регулярное техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт помогают предотвратить поломки и обеспечить безопасную работу составов.

Коэффициент готовности к эксплуатации

Коэффициент готовности к эксплуатации – это показатель, отражающий степень готовности тягового подвижного состава к надлежащей эксплуатации [4].

Коэффициент готовности к эксплуатации вычисляется на основе различных показателей, таких как количество и доля исправных транспортных средств, наличие и качество технического обслуживания, наличие резервных средств и систем, а также выполнение планово-предупредительного ремонта и предотвращение аварийных ситуаций.

Этот показатель является важным для оценки эффективности работы железнодорожной системы, так как высокий коэффициент готовности к эксплуатации свидетельствует о надежности и безопасности перевозок, а также обеспечивает минимальные простои и снижение риска аварийных ситуаций [5].

Данный коэффициент служит мерой того, насколько готов и способен к работе тяговый подвижной состав в определенный период времени. Важность коэффициента готовности заключается в том, что он позволяет оценить эффективность использования тягового подвижного состава и определить проблемные участки, требующие дополнительного внимания и обслуживания.

Сезонность изменения коэффициента готовности к эксплуатации

Сезонность изменения коэффициента готовности к эксплуатации относится к факту, что этот показатель может колебаться в зависимости от времени года или сезона. Некоторые отрасли или инфраструктурные системы могут испытывать повышенную нагрузку или особые условия в определенное время года, что может повлиять на готовность к эксплуатации. Например, в зимние месяцы железные дороги могут сталкиваться с проблемами из-за низких температур или снегопадов, что может снизить коэффициент готовности к эксплуатации. В то же время, в летние месяцы может возникнуть повышенный спрос на перевозки из-за отпусков или туристического сезона, что может требовать увеличения готовности к эксплуатации. Понимание сезонности изменения этого показателя помогает планировать и адаптировать ресурсы и процессы для обеспечения надежной работы системы во все времена года[6].

Рассмотрим это явление на реальном тяговом подвижном составе.  Данные получены из депо ТЧ-1 Ярославль-Главный и приведены в таблице 1.

Таблица 1. Коэффициент готовности к эксплуатации в депо ТЧ-1 Ярославль-Главный за 2020-2022 года.

Кгэ

ВЛ10

ВЛ11

Год

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Январь

0,914

0,92

0,934

0,913

0,918

0,891

Февраль

0,953

0,964

0,887

0,916

0,929

0,896

Март

0,96

0,871

0,899

0,939

0,887

0,911

Апрель

0,958

0,856

0,912

0,946

0,895

0,906

Май

0,948

0,859

0,885

0,931

0,911

0,911

Июнь

0,944

0,905

0,932

0,91

0,909

0,91

Июль

0,956

0,947

0,941

0,911

0,918

0,905

Август

0,936

0,945

0,94

0,95

0,918

0,903

Сентябрь

0,933

0,945

0,898

0,921

0,907

0,907

Октябрь

0,951

0,877

0,867

0,92

0,902

0,912

Ноябрь

0,954

0,939

0,911

0,927

0,915

0,916

Декабрь

0,957

0,931

0,944

0,914

0,905

0,914

12 мес.

0,948

0,913

0,913

0,924

0,91

0,907

Для более наглядного отображения данных построим диаграммы, отображающие распределение коэффициента готовности к эксплуатации. Графики представлены на рисунке 1.

image001

Рисунок 1. Коэффициент готовности к эксплуатации для ВЛ10 и ВЛ11 за 2020-2022 года.

Из полученных диаграмм делаем вывод о том, что сезонные изменения не оказывают ярко выраженного влияния на ВЛ11, а локомотивы серии ВЛ10 более подвержены эффекту сезонности.

Для более детального изучения этого эффекта объединим представленные графики, как показано на рисунке 2.

image002

Рисунок 2. Показатели коэффициента готовности к эксплуатации за три года.

По результатам преобразований видим, что коэффициент технической готовности для ВЛ10 снижается в весенний и осенний периоды и возрастает летом и зимой. Уменьшение данного показателя связано с повышенной влажность и высокой амплитудой перепада температур в данный период.

 Для локомотивов серии ВЛ11 изменения коэффициента готовности к эксплуатации менее заметны, весь год находившейся в пределах одних и тех же значений. Самый высокий показатель был в августе, самый низкий – в декабре.

Заключение

По результатам проведенного анализа видно, что на некоторых сериях локомотивов подвижного состава сезонность имеет большое влияние на коэффициент готовности к эксплуатации, что говорит о зависимости надежности электровозов от погодных условий. Это дает возможность сделать прогноз на изменение коэффициента в пределах года. Пример таких локомотивов - электровозы серии ВЛ10.

Для других серий локомотивов тягового подвижного состава, сезонность не оказывает существенного влияния на коэффициент готовности к эксплуатации и является лишь одним из факторов определяющих его. Пример таких локомотивов – электровозы серии ВЛ11.

Таким образом, на основе сезонности можно прогнозировать изменение коэффициента готовности к эксплуатации, но не для всех серии локомотивов.

Список литературы

  1. Коэффициент готовности к эксплуатации URL: https://mash-xxl.info/info/117434.
  2. Что такое Тяговый подвижной состав URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1654756.
  3. Тяговый подвижной состав – О поездах и железной дороге URL: https://cssrzd.ru/encyclopedia/encyclopedia_220.php.
  4. ГОСТ Р 56046-2014 URL: https://meganorm.ru/Data/576/57662.pdf.
  5. Исследование эффективности эксплуатации локомотивов URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-effektivnosti-ekspluatatsii-lokomotivov.
  6. Погода может существенно повлиять на работу железной дороги: URL: https://railstorg.ru/pogoda-mozhet-sushhestvenno-povliyat-na-rabotu-zheleznoj-dorogi.

Интересная статья? Поделись ей с другими: