УДК 37.013

Этапы разработки электронных обучающих курсов

Лобач Федор Сергеевич – магистрант Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Аннотация: В современном мире корпоративного обучения, развития и повышения квалификации персонала компаний все больше и больше используются дистанционные технологии. Это обуславливается совокупностью факторов, к которым можно отнести глобальное развитие цифровых технологий, являющееся одним из главных трендов повышения эффективности процессов в компании. Другим фактором является недавняя всемирная пандемия COVID-19, по причине наступления которой многие компании были вынуждены переходить на дистанционный формат работы. К одним из процессов, переводившихся в онлайн формат является обучение и повышение квалификации. Одним из основных методов дистанционного обучения персонала стали электронные курсы. В статье рассматриваются ключевые принципы и особенности разработки электронных образовательных курсов. Определены этапы, которые важно пройти разработчику электронных курсов, для получения требуемых результатов обучения, а также сущность этих этапов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронный курс, разработчик электронных курсов, онлайн-обучение, этапы разработки курса, дистанционные образовательные технологии, верстка электронных курсов, электронное обучение, цифровые технологии, методические материалы, мультимедийная презентация, методы онлайн-обучения.

Одним из глобальных трендов в корпоративном обучении, развитии и повышении квалификации персонала компаний является внедрение и масштабирование дистанционных методов и инструментов. Под дистанционным обучением понимается форма получения знаний, формирования умений, развития навыков и получения опыта, при которой участник обучения находится расстоянии от источника знаний и взаимодействует с ним при помощи информационных технологий. Дистанционное обучение набирает большую популярность среди как технологичных, так и производственных компаний. [5, с. 11] Одним из видов дистанционного обучения является онлайн обучение – форма получения знаний, формирования умений, развития навыков и получения опыта при помощи компьютера или другого цифрового устройства с помощью сети интернет в формате непосредственного подключения. К основным преимуществам онлайн обучения и повышения квалификации персонала компаний можно отнести:

  • Индивидуализированную скорость обучения. Каждый участник может изучать материалы с отсутствием привязки к конкретному месту образовательного процесса;
  • Доступность. Участник обучения может быть задействованным в образовательном процессе в любое свободное время с любого устройства, имеющего доступ в интернет;
  • Возможность возвращаться в процессе обучения к предыдущим занятиям без возникновения сложностей.

Одним из методов онлайн обучения и повышения квалификации персонала компаний являются электронные обучающие курсы. Под электронными образовательными курсами понимается совокупность обучающих методических материалов, итерационно доступная для изучения участникам образовательного процесса с целью получения знаний, формирования умений, развития навыков и получения опыта, содержащая в себе различные форматы преподнесения информации и размещенная на в системе дистанционного обучения персонала. Электронные курсы чаще всего применяются в крупных компаниях для стандартизации, систематизации и повышения эффективности процесса обучения и повышения квалификации. Основными преимуществами электронных курсов перед другими методами дистанционного обучения и повышения квалификации персонала компаний являются [4, с. 68]:

  1. Уменьшение стоимости обучения и повышения квалификации персонала за счет возможности неограниченного количества прохождений курса, а также удобного и оперативного внесения правок в существующие материалы;
  2. Ускорение процесса обучения и повышения квалификации персонала компании за счет отсутствия необходимости в систематической организации и проведении обучающих блоков, а также синхронизации даты и времени прохождения электронных курсов;
  3. Высокая интерактивность и большое количество форматов преподнесения информации за счет использования различных средств визуализации и возможностей современных конструкторов онлайн курсов.

Для разработки и внедрения электронных образовательных курсов в процесс обучения и повышения квалификации персонала компании применяется общий алгоритм, состоящий из 10 последовательных этапов, которые изображены на рисунке 1 [2, с. 99].

 1

Рисунок 1. Этапы разработки электронных обучающих курсов.

Каждый из этапов имеет свои особенности. Без их учета разработка и внедрение электронного курса в лучшем случае займет значительно больше времени, в худшем – не удастся вовсе.

Анализ потребностей

В начале разработки электронных курсов важно определить, почему сотрудники компании нуждаются в том или ином курсе и какую проблему необходимо решить с его помощью. Для этого нужно изучить потребности сотрудников, подразделений или компании в целом. В рамках данного этапа используются различные методы определения потребностей:

  • Тестирования или систематическая аттестация;
  • Ассесмент-центр;
  • Оценка 360;
  • Наблюдение и анализ деятельности сотрудников.

Также важным элементом анализа потребностей является коммуникация с руководителями подразделений и бизнес-партнерами по управлению персоналом для сбора информации о проблемах в работе сотрудников подразделений. В результате этого этапа определяется приблизительная тематика курса.

Изучение целевой аудитории

Данный этап необходим для сбора, систематизации и изучения информации про сотрудников, которые будут проходить электронный обучающий курс. На этапе анализа целевой аудитории собирается информация о должностях, возрасте, особенностях работы и коммуникации, уровне загруженности, количестве сотрудников, которые будут проходить курс, об уровне компьютерной грамотности и знаний, умений, навыков и опыта в теме курса. На данном этапе зачастую проводятся исследования целевой аудитории. Для этого применяются различные методы исследований:

  • Глубинные интервью;
  • Фокус-группы;
  • Опросы;
  • Метод «тайного покупателя».

В результате этапа изучения целевой аудитории формируется карта пользователей, на основе которой в дальнейшем разрабатывается контент и определяется формат курса.

Постановка целей и задач курса

На данном этапе определяется ценность электронного обучающего курса для участников. Процесс постановки целей состоит из нескольких этапов:

  • Определение бизнес-цели: какую проблему компании решит курс;
  • Определение цели применения: как должно измениться поведение сотрудников после обучения;
  • Определение цели обучения: что должны знать и уметь сотрудники после обучения.

После этого каждая из целей декомпозируется на задачи, поэтапное решение которых приведет сотрудников к желаемому результату. Также на данном этапе чаще всего внедряются метрики эффективности онлайн курса. Это делается для последующей оценки эффективности обучения. Метрики выбираются исходя из поставленных целей, а также исходя из возможностей платформы, на которой будет размещен курс. К часто используемым метрикам можно отнести:

  • CSAT (индекс удовлетворённости клиента), помогает понять, насколько участник обучения доволен взаимодействием с образовательным электронным курсом;
  • CSI это метрика удовлетворённости, которая говорит о том, доволен ли участник электронным курсом
  • NPS это индекс потребительской лояльности. Он показывает отношение участника обучения к образовательному курсу, его готовность рекомендовать обучение коллегам;
  • COR («доходимость»). Эта метрика демонстрирует, какая часть участников прошла курс до конца.

По итогам данного этапа должны быть определены цели и задачи курса, а также желаемые результаты.

Отбор контента

На данном этапе разрабатывается, анализируется и выбирается наполнения онлайн курса на основе результатов определения потребностей сотрудников, исследования целевой аудитории и поставленных целей и задач. На этапе отбора контента, в случае, когда курс включает в себя уникальные знания и опыт, привлекается эксперт по этой теме. Эксперт может быть как внешний, так и внутренний. В этом случае задача копирайтера – помочь эксперту качественно изложить свою экспертизу.

Создание сценария курса

Основными акцентами этого этапа является определение логики и формата изложения собранных материалов, определение вида и формы методических элементов, расчет длительности курса и уроков в частности, разработка проекта системы оценки и обратной связи от участников обучения и определение критериев успешного прохождения курсов. Создание сценария курса является самым продолжительным из всех этапов и может занимать от нескольких недель до 3-5 месяцев в зависимости от размера электронного обучающего курса. По итогам данного этапа должен быть разработан комплексный сценарий курса для дальнейшей разработки. На этом этапе также выбирается и используется конструктор электронных курсов. К часто используемым конструкторам электронных курсов можно отнести ISpring Suite, Rise Articulate, Moodle и Tilda [3, с. 7]. Выбор того или иного конструктора зависит от контента, который будет использоваться, а также от определенных форматов интерактивностей.

Оформление курса

Создание привлекательного и качественного дизайна помогает повышать вовлеченность участников обучения в этот процесс. На данном этапе определяется шрифт, цветовые предпочтения, стиль и расположение контента. Чаще всего разработчик электронных курсов на данном этапе привлекает специалистов в области дизайна.

Размещение курса

На текущем этапе важным аспектом является выбор подходящей платформы дистанционного обучения. От этого зависит последующий процесс внедрения курса. На данном этапе важно уделить внимание количеству и типу доступов, которые получат сотрудники для прохождения курса, типу устройств, с помощью которых будет изучаться материал курса, а также готовности оборудования к поддержке выбранной технологии.

Пилотный запуск

Тестирование работоспособности системы помогает на этапе разработке проверить качество электронного обучающего курса и найти проблемы, ошибки и неточности. На данном этапе курс назначается ближайшим коллегам для вычитки и проверки системы. Далее курс назначается на собранную фокус-группу из представителей целевой аудитории, после чего с каждого из них собирается обратная связь, на основе которой в разработанный курс вносятся коррективы и изменения.

Запуск электронного курса

На данный этап электронный обучающий курс публикуется в систему дистанционного обучения. В процессе публикации ответственные за работу системы дистанционного обучения сотрудники назначают курс всем сотрудникам, для которых он предназначался. Чаще всего публикация курса сопровождается выпуском новостей об этом событии с приглашением участников к прохождению курса. Это помогает повысить осведомленность и вовлеченность сотрудников.

Оценка эффективности курса

Данный процесс в различных компаниях проходит в различных форматах. Главной задачей этапа является сопоставление изначально поставленных целей с полученными результатами. На этом этапе также происходит сравнение поставленных и полученных показателей по метрикам. Для оценки эффективности курса также применяется модель Дональда Киркпатрика, состоящая из четырех основных уровней [1, с. 44]:

  • Определение эмоциональной и конструктивной реакции сотрудников на курс. Данный уровень чаще всего реализуется с помощью анкет обратной связи и кратких опросников;
  • Определение уровня знаний, умений или навыков после прохождения курса. Этот уровень чаще всего реализуется через тестирование сотрудников по материалу, которое либо закладывается в конце курса, либо высылается сотрудникам отдельно;
  • Определение изменения поведения сотрудников. Чаще всего данный уровень реализуется с помощью выходного исследования методами «тайный покупатель» или «фотография рабочего времени», а также с помощью беседы с непосредственными руководителями сотрудников, проходивших курс;
  • Определение результатов работы, которое происходит с помощью оценки ключевых показателей эффективности.

Важно отметить, что на каждом этапе происходит коммуникация с заказчиком электронного курса. Если заказчик не был определен, то сверка текущих результатов разработки электронных обучающих курсов происходит внутри команды разработки. К типовой команде разработки электронного курса можно отнести:

  • Разработчик электронных курсов;
  • Руководитель проекта;
  • Верстальщик;
  • Копирайтер;
  • Дизайнер;
  • Технический специалист.

 В рамках корпоративного обучения данные этапы реализуются циклично. После разработки электронного курса весь процесс запускается заново и разрабатывается новый образовательный продукт.

Таким образом, активное развитие цифровых технологий, а также всемирная пандемия COVID-19 способствовали развитию и внедрению дистанционных методов обучения и повышения квалификации персонала компаний. Одним из этих методов являются электронные обучающие курсы. Процесс разработки курсов состоит из 10 этапов: изучение потребностей, анализ целевой аудитории, определение целей и задач, формирование материалов, создание сценария курса и его оформления, размещение курса на платформе, тестирование курса и его последующий запуск, а также оценка эффективности курса. Каждый из этапов имеет свои особенности, которые важно учитывать. Чем детальнее проработан каждый из этапов разработке, тем курс получится более эффективный.

Список литературы

  1. Панькина Екатерина Викторовна, Черчик Ирина Валерьевна. Оценка качества электронного учебного курса как необходимое условие современного обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 1 (41). – С. 39-47.
  2. Пермяков Олег Евгеньевич. Электронное обучение: дидактическое проектирование курсов // Образовательная политика. 2019. № 4 (80). – С. 91-102.
  3. Рахмангулова Рената Шамилевна, Петрова Юлия Камилевна. Создание электронного курса в moodle // Проблемы Науки. 2021. № 1 (158). – С. 6-8.
  4. Стручков Петр Гаврильевич, Яковлев Валерий Александрович. Особенности организации обучения с использованием электронных курсов // StudNet. 2021. №3. – С. 65-69.
  5. Ядровская Марина Владимировна, Поркшеян Маркос Витальевич. О применении электронных курсов в обучении // ОТО. 2019. № 3. – С. 3-15.

Интересная статья? Поделись ей с другими: