УДК 617.77-006.393

Специфика и значимость распространения контагиозного моллюска в популяции

Добычина Мария Валериевна – студент кафедры Инфекционных болезней Медицинской академии имени С. И. Георгиевского Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского.

Научный руководитель Каримов Искандер Загитович – доктор медицинских наук, профессор кафедры Инфекционных болезней Медицинской академии имени С. И. Георгиевского Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского.

Научный руководитель Ляхова Екатерина Александровна – ассистент кафедры Инфекционных болезней Медицинской академии имени С. И. Георгиевского Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского.

Аннотация: Контагиозный моллюск (КМ) занимает третье место по распространению среди вирусных инфекций кожи у детей, а также является одной из пяти наиболее часто встречающихся кожных болезней во всем мире. Ежегодная заболеваемость по всему миру достигает 8000 случаев на 100 000 человек, как правило, 90% случаев приходится на популяцию детей и подростков. Актуальность данной инфекции определяется наличием четкой тенденции к повышению заболеваемости, низкой настороженности врачей, повсеместной распространенности с преимущественным поражением лиц детского и подросткового возраста.

Цель работы – анализ особенностей этиологии и эпидемиологии вируса контагиозного моллюска (MCV), факторов и групп риска заражения вирусом, распространенность в популяции.

Методы: анализ доступной литературы, а также данных результатов исследований, проводившихся на базе отечественных лечебных учреждений.

В результате проведенного анализа выявлено, что заболеваемость КМ является значимой проблемой для клиницистов. Изучение новых механизмов уклонения вируса от иммунитета, продвинет понимание вирусного патогенеза и потенциально определит новые клеточные механизмы, которые регулируют иммунный ответ на заболевание. 

Ключевые слова: Вирус контагиозного моллюска, контагиозный моллюск, дети, атопический дерматит, уклонение от иммунитета.

Контагиозный моллюск – заболевание вызываемое ортопоксвирусом, относящимся к семейству Poxviridae, подсемейству Chordopoxviridae, роду Molluscipoxvirus. Molluscipoxvirus включает 4 типа вируса КМ: MCV-1, MCV-2, MCV-3, MCV-4. Наиболее распространённым типом является MCV-1, чаще встречается в детском возрасте, MCV-2, как правило, выявляется у взрослых лиц и передается половым путем. После ликвидации оспы КМ является единственной клинически значимой поксвирусной инфекцией человека. [1,2]

MCV единственный известный существующий поксвирус, адаптированный к человеку, вызывающий длительную инфекцию, характеризующийся кожными поражениями, которые, как правило, демонстрируют отсутствие воспаления, несмотря на то, что содержат высокие титры живого вируса.

Несмотря на это, MCV очень плохо охарактеризован с точки зрения взаимодействия хозяина и патогена. Отсутствие воспаления вокруг поражений MCV предполагает наличие мощных ингибиторов противовирусного иммунитета человека и воспаления. Однако подробно охарактеризовано лишь небольшое количество иммуномодулирующих генов MCV. 

Изучение MCV имеет свои недостатки, которые замедляют прогресс в понимании того, как этот вирус вызывает заболевание. MCV не может быть воспроизведен в лаборатории, не способен культивироваться в тканях куриного эмбриона и не патогенен для лабораторных животных. Тем не менее, изучение этого вируса дает нам возможность идентифицировать новые механизмы уклонения вирусов от иммунитета, что, в свою очередь, продвинет понимание вирусного патогенеза и потенциально определить новые клеточные механизмы, которые регулируют иммунный ответ на болезнь.[7] 

Существует множество характеристик MCV, придающих ему уникальность.

Во-первых, MCV способен вызывать хроническую инфекцию с минимальными клиническими проявлениями, без признаков воспаления. Уклоняясь от иммунного надзора, ингибирует или ослабляет несколько иммунных путей посредством продукции вирусных белков. В результате чего происходит снижение локальной воспалительной реакции, что способствует длительному выживанию MCV в эпидермисе. MCV использует стратегии уклонения от иммунитета и сохраняется до 12 месяцев.

Во-вторых, MCV обладает строгим тропизмом к эпидермальным тканям, эпидермальный рецептор роста и CD34 сверхэкспрессированы, а клеточный цикл ускоряется при поражениях КМ. 

В-третьих, молекулы, кодируемые MCV, отличаются от тех, которые кодируются членами рода ортопоксвирусов. Разница в продуцируемых ими молекулах, вероятнее всего, отображает различие тропизма данных вирусов к тканям и фенотипическую разновидность заболеваний, которые они вызывают. MCV является единственным вирусом патогенным исключительно для человека, в отличие от вирусов различных видов оспы. При этом MCV обладает всеми свойствами характерными для семейства Poxviridae, которые проявляются в высокой контагиозности и патогенности. Подтипы MCV независимы, но тесно связаны между собой и вызывают клинически неразличимые поражения. [2,6].

MCV обладает одним из самых выраженных клеточных тропизмов среди всех вирусов, реплицируясь только в кератиноцитах эпидермиса человека. Когда заражённая вирусом клетка приближается к поверхности кожи, накопление потомства вирионов в зернистом матриксе в цитоплазме вытесняет клеточные органеллы, включая ядро, к периферии клетки. При световой микроскопии эти клетки окрашиваются в виде гиалиновых ацидофильных масс, называются моллюском или тельцами Гендерсона-Паттерсона и являются патогномоничными для данного заболевания.

Элементы КМ могут располагаться на различных участках кожи, реже их можно обнаружить на слизистых оболочках, в виде полушаровидных или слегка уплощенных узелков от 0,1 до 0,2 см в диаметре, с наличием центрального пупковидного углубления. Кожные элементы достаточно быстро увеличиваются в размерах до 0,4–0,7 см, чаще всего расположены изолированно друг от друга на неизмененной коже, реже можно наблюдать вокруг них слабо гиперемированный венчик [7]

Источником инфекции является больной человек или вирусоноситель. Единственный хозяин вируса – человек. Основной механизм передачи – контактный, пути – прямой и непрямой. Также необходимо подчеркнуть, что среди подростков и взрослых передача вируса чаще всего реализуется посредством половых контактов с больным или носителем вируса. Возможен вариант аутоинокуляции – перенос инокулированного материала из одного участка кожного покрова или слизистой оболочки на другой. В связи с этим, у детей может наблюдаться затяжное течение КМ (от 6 месяцев до 5 лет). Риск диссеминации вируса увеличивается во время во время механической экстракции (кюретажа, т.е физического удаления папул), что является одним из важнейших факторов рецидива КМ [1,6]

Реализация непрямого пути передачи вируса возможен через совместное использование с больным человеком постельного белья, полотенец, игрушек, мочалок, посуды. Передача через общие бассейны и другие влажные среды возможна, но не полностью доказана. Иногда сообщается о передаче инфекции внутриутробно и до родов, что приводит к врожденному КМ или поражениям кожи, развивающимся в первые месяцы жизни. [4,5]

Наличие факторов риска, усугубляет риск заражения MCV, таких как: наличие микротрещин и ран на коже; наличие иммунодефицита (установлено, что при врожденном или приобретенном иммунодефиците КМ встречается у 8-15% больных); длительный прием цитостатиков, глюкокортикостероидов; наличие других заболеваний кожи, связанных с нарушением барьерной функции кожи; детский возраст, особенно при наличии у детей атопического дерматита, поскольку КМ выступает в роли наиболее частого осложнения данного заболевания; незащищенные половые контакты [3,8].

Согласно результатам проведенных отечественных исследований, инфицированность детей школьного возраста составляет 3-8%. Общая заболеваемость КМ среди 182 детей амбулаторного приема составляет 4,2%. Чаще болеют дети раннего возраста (от 3 до 5 лет). Заражение происходит путем непосредственного соприкосновения с пораженным участком кожи больного ребенка во время игр, а также через игрушки. Возрастает риск возникновения к эпидемической вспышке в детском учреждении, при несоблюдении гигиенических норм и СанПинов. У детей старшего возраста инфицирование, как правило, происходит при посещении плавательного бассейна или занятий контактными видами спорта. Дети 1-го года жизни заболевают относительно редко, вероятно из-за полученного от матери иммунитета и длительного инкубационного периода [2].

При проведении обследования, участие в котором принимали 302 инфицированных ребенка, получены данные, о том, что среди заразившихся КМ 80% детей было младше 8 лет, 63% имели более 15-ти высыпных элементов. У 24% пациентов отмечалось наличие атопического дерматита на данный период времени или в анамнезе, также у пациентов с атопическим дерматитом отмечалось наличие более 20-ти высыпных элементов, что свидетельствует о повышенном риске заражения при данном заболевании.

Существуют данные о выявлении ДНК вируса на участках непораженной кожи у пациентов, инфицировавшихся КМ. Иными словами можно выразить, что отсутствие высыпаний на некоторых участках кожи не гарантирует отсутствия возникновения проявлений данной вирусной инфекции через какое-либо время на тех же участках. Исходя из этого, можно судить о вероятности развития рецидивов [2,7].

Вывод

Считается, что MCV распространён во всём мире и составляет от 1,2 до 22% в популяции. Как правило, чаще болеют дети, раннего возраста (от 3 до 5 лет). У ВИЧ-инфицированных заболеваемость колеблется от 5 до 30%. Наибольшая интенсивность морфологических элементов отмечается у больных с атопическим дерматитом, экземой, саркоидозом, ВИЧ-инфицированных пациентов, а также пациентов получающих иммуносупрессивную терапию. Вирус поражает людей, как в развитых западных странах, так и в слаборазвитых, где отмечается дефицит воды, высокий уровень антисанитарии. Обращает на себя внимание, что за последние 10 лет заболеваемость во многих странах Европы возросла в три раза, к тому же наблюдается рост КМ в особенности среди детей. В связи с этим, остается важным и необходимым продолжать поиск эффективных методов диагностики и лечения КМ.

В перспективе, для достижения ощутимых результатов необходимо опираться на особенности этиологии MCV, а также добиваться точной диагностики. В настоящее время, возможно, следует проводить глубокое изучение таких вопросов патогенеза – уклонение вируса от иммунной защиты кожи, а так же ограниченное поражение преимущественно кератиноцитов. 

Важно выяснить, как MCV ингибирует иммунный ответ, эти знания способствуют нашему пониманию патогенеза вирусов, а также дают новое представление о том, как иммунная система нейтрализует вирусные инфекции.

Ответы на данные вопросы помогут клиницистам, и в дальнейшем расширит наши представления в вопросах вирусологии. Особенно важно продолжать поиск эффективных способов лечения у лиц с нарушенным кожным барьером (акне, атопический дерматит, экзема и др.). Необходимо понимать и исследовать особенности эпидемиологии вируса для осуществления неспецифической профилактики, поскольку специфическая профилактика на данном этапе наших знаний отсутствует.

Список литературы

  1. Brown J., Janniger C.K., Schwartz R.A., Silverberg N.B.Childhood molluscum ontagiosum. Int J Dermatol. 2006.
  2. Кравченко Владимир Григорьевич Контагиозный моллюск: современное состояние проблемы // ДВКС. 2016.
  3. Круглова Л.С., Материкин А.И. Контагиозный моллюск: старая проблема – новые решения. Клиническая дерматология и венерология. 2017; 76‑81с.
  4. Olsen J. R. et al. Epidemiology of molluscum contagiosum in children: a systematic review //Family practice. – 2014. – Т. 31. – №. 2. – С. 130-136.
  5. Takci Z. et al. Demographic and clinic characteristics and risk factors of molluscum contagiosum in children //JPMA. – 2022.
  6. Edwards S. et al. 2020 European guideline on the management of genital molluscum contagiosum //Journal of the European Academy of Dermatology and Venereology. – 2021. – Т. 35. – №. 1. – С. 17-26.
  7. Senkevich TG, Koonin EV, Bugert JJ, Darai G, Moss B. 1997. The genome of molluscum contagiosum virus: analysis and comparison with other poxviruses. 
  8. Rush J, Dinulos JG. Childhood skin and soft tissue infections: new discoveries and guidelines regarding the management of bacterial soft tissue infections, molluscum contagiosum, and warts. Curr Opin Pediatr. 2016 Apr;28(2):250-7.

Интересная статья? Поделись ей с другими: